4. ДИОН КАССИЙ КОККЕЙАН

Из числа дошедших до нас сочинений по истории Рима на греческом языке следующим по времени после Аппиана было сочинение Диона Кассия.
Дион Кассий или Кассий Дион [1] был сын римского сенатора Кассия Апрониана и, как некоторые ученые предполагают, внуком с материнской стороны известного философа Диона Хрисостома (Златоуста), у которого было тоже прозвище Коккейан, полученное им, вероятно, от императора Нервы. Это прозвище, равно как и имя Дион, историк унаследовал от деда.
О собственной жизни Дион сообщает много сведений в своем сочинении; кое-что добавляют также Фотий и Свида.
Он родился в Никее, большом городе Вифинии, около 155 г. н. э. и получил хорошее образование от отца. В последние годы царствования Марка Аврелия он прибыл в Рим и при Коммоде в 180 г. был уже сенатором. В течение 13 лет царствования Коммода (180-192 гг.) Дион жил в Риме, выступая в судах в качестве обвинителя или защитника. В 193 г. Пертинакс, вступивший на престол после Коммода, назначил Диона претором; но, так как Пертинакс через 3 месяца (в марте 193 г.) был убит, Дион занял должность претора при Септимии Севере, в 194 г. Дион старался всячески обратить на себя внимание Септимия. Он написал книгу "О снах и предзнаменованиях" и послал ее Септимию. Прочтя ее, Септимий, бывший тогда еще полководцем, увидал в ней благоприятные для себя предзнаменования и ответил ему милостивым письмом. Так установились дружественные отношения между Дионом и Септимием. С этого времени Дион стал историком. К этому его как будто бы побудил сон. Получив письмо Септимия вечером, он заснул и божество повелело ему в сновидении писать историю. ("История", LXXII, 23). Сперва он написал историю царствования Коммода и представил ее Септимию. Одобрение императора и других лиц возбудило в нем желание составить полную историю Рима. Десять лет он употребил на собирание материалов (вероятно, 200-209 гг.), а потом двенадцать лет - на написание сочинения. Большая его часть (с основания Рима до смерти Септимия Севера в 211 г.) была окончена около 221 г., незадолго до вступления (в 222 г.) на престол Александра Севера. Несмотря на милостивое письмо Септимия, Дион во время его 19-летнего царствования (193-211 гг.) не получил после преторства никакого продвижения по службе. Все это время он проводил вдали от общественных дел то в Риме, то в Капуе. Император Каракалла (211-217 гг.) заставил Диона вместе с другими сенаторами сопровождать его в поездках без всякого дела, только для того, чтобы вводить их в большие расходы, принуждая своих спутников на их счет строить дома, гостиницы, амфитеатры, цирки и т. д. Дион жалуется на это (XXVII, 9-10). При следующем императоре - Макрине (217-218 гг.) - он получил новое назначение с приказом навести порядок в городах Пергаме и Смирне, возмутившихся против императора; в этой должности он пробыл несколько лет и в царствование Гелиогабала (он же Элагабал). После этого из-за болезни Дион вернулся на родину, в Вифинию. Но в это время счастье ему улыбнулось: император Александр Север, вступивший на престол в 222 г., назначил его в 222 или 223 г. консулом, потом проконсулом в Африке, легатом в Далмации и Паннонии и, наконец, во второй раз консулом в 229 г., причем коллегой его по консульству был сам император. Но Дион был уже стар (около 74 лет) и болен; вскоре после вступления во второе консульство он получил позволение вернуться на родину в Никею, где и провел последние годы, занимаясь продолжением своей истории. Он довел ее до 229 г., хотя излагал все события уже не так обстоятельно, как в ранее написанной части. Вскоре по окончании своего труда, приблизительно в 235 г., он умер в возрасте около 80 лет.
Из сочинений Диона сохранилось одно: "Римская история"; от его "Биографии Арриана" до нас не дошло даже фрагментов; а "Историю Коммода" он включил в "Римскую историю".
"Римская история" - огромное сочинение; в ней 80 книг, которые разделены на 8 декад. От этого сочинения в его первоначальном виде в рукописях дошли до нас только книги XXXVI-LX, в которых излагаются события от 68 г. до н. э. по 47 г. н. э., т. е. конец республики, царствования Августа, Тиберия, Калигулы и первые годы царствования Клавдия. Кроме того, в одной рукописи сохранились отрывочные части книг LXXVIII и LXXIX, содержащие рассказ о царствованиях Каракаллы, Макрина и Элагабала.
Все остальные части "Истории" дошли до нас или во фрагментах, или в изложении.
От книг I-XXXV дошли фрагменты, главным образом сохранившиеся в "Энциклопедии" Константина Багрянородного [2].
Восполнением некоторых утерянных частей служит изложение книг XXXVI-LXXX, сделанное в XI в. монахом Иоанном Ксифилином, и извлечение Иоанна Зонары (XII в.), который использовал, наряду с другими источниками, и сочинение Диона. Но, конечно, оба эти изложения не могут заменить утраченного оригинала.
По обычаю римских историков Дион держится строго анналистического порядка: в книгах I-II излагается история царей, в книге IX - война с Тарентом и Пирром, в книгах XIII-XVII - Вторая Пуническая война, в книге XXI - события 149 г. до н. э., в книге XXXVI - войны Лукулла и Помпея с Митридатом в 68 г. до н. э., в книге XL - гражданская война между Цезарем и Помпеем, в книге L - сражение при Акциуме, в книге LX - царствование Клавдия до 46 г. н. э. Человек опытный в государственной и военной деятельности, Дион был серьезным и добросовестным историком: он не только усердно собирал источники, но старался также исследовать ход событий, внутреннюю связь их, составить себе самостоятельное суждение о лицах, партиях, военных действиях. Однако он, по-видимому, не обращался к первоисточникам, а брал сочинения предшествующих историков, сравнивал их показания, критиковал. Так, для истории республиканского времени он положил в основу сочинение Ливия, но дополнил его и контролировал показаниями Дионисия, Полибия, Плутарха. На основании полученного таким образом материала он составлял собственное суждение. В последней части своего сочинения он излагал события как очевидец. В общем его рассказ правдив и интересен.
О политических воззрениях Диона можно судить по тому, что он относится отрицательно к противникам монархического порядка, в том числе и к противникам Цезаря; к Цицерону высказывает страстную антипатию.
Нам покажется странным его суеверие: сны и предзнаменования для него являются важными событиями, и он передает их в большом количестве. Как уже сказано, он и историком стал вследствие виденного сна. Но эти предрассудки свойственны большей части древних историков: они есть у Арриана, у Аппиана и других.
Дион как писатель очень заботится о стилистической отделке сочинения и старается писать по-аттически, избрав себе как образец для подражания главным образом Фукидида.
Это подтверждает и Фотий: "В речах он подражает Фукидиду, но стремится к большей ясности; да и во всем почти остальном Фукидид для него образец". Речей у него много; в них он с полной свободой высказывает личные мнения.
Вероятно, свое собственное мнение о монархии он высказывает устами Мецената в его речи к Августу (III, 14-40), где Меценат советует Августу, как он должен управлять государством, а именно "положить предел дерзости толпы, руководство государственными делами взять в свои руки вместе с другими лучшими людьми, так чтобы совет держали самые разумные, властвовали самые осведомленные в военном деле, а воевали бы в качестве наемников самые крепкие телом и самые бедные" [3].
Дион - аттикист; он старается писать древним, аттическим языком, но попадаются у него и латинизмы. Слог его прост и ясен; только в особенно патетических местах он применяет риторические украшения. Но в передаче речей много риторических фигур: антитезы, одинаковые окончания слов и т. п. Так, речь Агриппы к Августу (LII, 2 слл.) переполнена антитезами. Любит он вставлять и рассуждения морального характера (например LIII, 11).


[1] Иностранец, получивший права римского гражданства, получал вместе с тем и имя (nomen) того римского гражданина, благодаря которому он получил эти права. При этом его иностранное имя становилось его прозвищем (cognomen) и ставилось после имени (nomen). Так, например, Арриан получил имя Flavius, а его греческое имя сделалось его прозвищем, и он стал называться Flavius Arrianus. По этой причине и Дион получил имя Cassius, а Дион сделалось его прозвищем, и он стал называться Cassius Dio. Однако бывают и исключения относительно порядка этих имен, т. е. иногда cognomen ставится впереди nomen и потому вполне правильно также и имя Дион Кассий.
[2] По приказанию императора Константина Багрянородного в X в. была составлена большая историческая энциклопедия, в которой собраны извлечения из разных историков, причем извлечения распределялись по группам или рубрикам, например «О послах», «О добродетелях и пороках», «О сентенциях» и т. п. Энциклопедия эта состояла из 53 книг, из которых до нас дошло только 6, да и то не в полном виде. Извлечения были сделаны не вполне аккуратно; но всетаки благодаря им мы имеем фрагменты сочинений многих историков, труды которых полностью не сохранились.
[3] Цитаты из Диона Кассия, Геродиана и Полиена приводятся в переводе С. И. Соболевского.
Ссылки на другие материалы: