ПРИЛОЖЕНИЕ. ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПАТЬ К ИЗУЧЕНИЮ АНТИЧНОЙ МЫСЛИ

История греческой философии, представленная нами в этом сборнике, со всей ясностью обнаруживает целый ряд требований, предъявляемых к ее исследователям. Эта история непрестанно напоминает нам о том, что она связана с текстами, написанными на таких носителях, материальные характеристики которых нельзя не принимать во внимание. С другой стороны, эти тексты не могут составлять лишь объект непосредственного чтения (как если бы они заключали в себе исчерпывающую полноту своего собственного смысла): чтение должно подпитываться знанием их теоретического, а также исторического, идеологического, политического, социального и экономического контекста. Тексты, изучаемые в рамках античной философии, никогда не могут рассматриваться с какой-то одной точки зрения. Вместе с тем многообразие интерпретаций, обусловленное различием точек зрения, не бесконечно, так как тексты эти соотносятся с совокупностью референтов, или объектов (исторических, культурных и философских), позволяющих делать разумный и научно обоснованный выбор между всеми этими интерпретациями. Такая соотнесенность с объектами составляет, в сущности, единственный инструмент "верификации", если она вообще возможна в области классических исследований.
Мыслимое таким образом, изучение греческой философии требует определенных базовых свойств: это критический в целом склад ума, это решимость противиться любому стереотипу, любой банальной условности касательно того или иного автора, касательно любого философского течения и его ответвлений; это отказ от использования какого бы то ни было текста (фрагмента или свидетельства), в отношении которого неизвестно, каково его происхождение, с какой целью он был написан, какими путями до нас дошел, - иными словами, отказ от использования текстового материала, источник, передача и интерпретация которого не проверены.