Малая грамматика
Сочинение Элия Доната, римского грамматика IV в. н. э., перевод которого предлагается читателю, представляет собой вариант начального курса латинского языка, построенного в распространенной форме диалога — вопросов и ответов, причем последние варьируются в пределах курьезной краткости и крайней обстоятельности. Именно в ответах сосредоточена информация, требующая от обучающихся языку освоения и заучивания. В качестве учебного пособия этой небольшой книжке Доната была суждена долгая жизнь — начиная с поздней античности на протяжении едва ли не всей эпохи средневековья. Впрочем, это произведение, хотя и принесло его автору наибольшую известность, не было единственным. Донату принадлежат также комментарии к латинским комедиографам и Вергилию и, кроме того,"Большая грамматика", касающаяся вопросов, находящихся уже за пределами элементарного курса латинского языка.
Перевод"Малой грамматики"был выполнен с целью создать у читателей представление о содержании грамматики, уровне ее развития и способах обучения в поздней античности и средневековье. Этой же цели подчинен и комментарий, в котором значительное место отведено сопоставлению трактовок Доната и других грамматиков. Особенно важным представляется сравнение книги Доната с произведением — гораздо более объемным — его современника Харизия, создавшего скорее специальный трактат, чем практическое школьное руководство по изучению латинского языка. Труд Харизия интересен и тем, что содержит цитаты из произведений других крупных грамматиков,"ученейших мужей" — Юлия Романа, Палемона, Коминиана. Сравнение их оценок и интерпретаций с Донатовыми позволяет лучше понять и оценить достижения науки о языке, сопоставить их с современными представлениями.
Книжка Доната посвящена морфологии латинского языка. Однако если рассматривать ее как учебное пособие, то обнаружится недостаток ряда существенных для начального курса разделов науки о языке, например, фонетики. Подтверждается это наблюдение и сопоставлением работ Доната и Харизия, в которых имеется ряд различий с точки зрения изучения основ языка. В"Малой грамматике"отсутствует разбор фонетической системы или характеристики слога, которые обнаруживаются у Харизия. Кроме того, Донат не пользуется сведениями из истории языка, которые постоянно привлекает Харизий. Наконец, произведение Харизия, будучи специальным трактатом, представляет многообразие мнений исследователей–грамматиков, что придает его работе дискуссионность, которой совершенно лишено произведение Доната. Очевидно, перечисленные различия вызваны тем, что создатели грамматик ставили перед собой разные цели. Для автора"Малой грамматики"важно было закрепить в памяти учащихся ряд основных положений морфологии, что, судя по характеру подачи материала в книге (на поставленный преподавателем определенный вопрос должен даваться столь же определенный ответ), требовало не столько понимания смысла языковых явлений, сколько заучивания. Впрочем, это обстоятельство мало влияет на то познавательное значение, которое имеет труд Доната.
Ныне"Малая грамматика"может, наверное, претендовать на роль учебного пособия только с существенными оговорками, тем не менее прикладное ее значение все же сохраняется: она не только содержит обширный лексический и морфологический материал, позволяющий совершенствоваться в латыни, но и дает возможность ощутить язык как живое и развивающееся явление, зафиксированное в IV в. его носителем — Донатом.
Перевод сделан на основании текста, опубликованного в электронном виде на сайте www. thelatinlibrary. com. Ссылки на текст Харизия даются по изданию: Charisii Artis grammatici libri V.
Lipsiae, 1964.
Скобками [] обозначены дополнения, внесенные переводчиком для пояснения смысла текста, скобками<>обозначены конъектуры, принятые издателями. При переводе парадигмы склонениий и спряжений для удобства восприятия были оформлены в виде таблиц.
Перевод и комментарий Д. В. Бубнова
МАЛАЯ ГРАММАТИКА. О ЧАСТЯХ РЕЧИ
Сколько существует частей речи? Восемь.
Какие? Имя (nomen), местоимение (pronomen), глагол (verbum), наречие (adverbium), причастие (participium), союз (coniunctio), предлог (praepositio), междометие (interiectio)[1].
ОБ ИМЕНИ
Что такое имя? Часть речи, которая с помощью падежа обозначает предмет или явление обособленно или как общее понятие[2] (proprie communiterve)[3].
Сколько характеристик у имени? Шесть.
Какие? Качество (qualitas), сравнение (comparatio), род (genus), число (numerus), форма (figura), падеж (casus)[4].
В чем состоит качество имен? Оно двояко: ведь считают, что имя одного является собственным (proprium), а многих — нарицательным (appellativum).
Сколько есть степеней сравнения? Три.
Какие? Положительная (positivus), например, dictus, сравнительная (comparativus), например, dictior, превосходная (superlativus), например, doctissimus[5].
Какие имена допускают сравнение? Нарицательные, поскольку они выражают качество и количество[6].
С каким падежом согласуется сравнительная степень? С аблативом без предлога: ведь мы говорим doctior illo.
А превосходная? Только с генетивом множественного числа: ведь мы говорим doctissimus poetarum.
Сколько родов у имен? Четыре.
Какие? Мужской, например, hic magister; женский, например, haec Musa; средний, например, hoc scamnum; общий (commune), например, hic и haec sacerdos. Имеется, кроме того, и [общий для] трех родов, который называется единый (omne), например, hic и haec и hoc felix. Есть также эпикен, то есть смешанный род, например, passer, aquila[7].
Сколько чисел у имен? Два.
Какие? Единственное (singularis), например, hic magister, и множественное (pluralis), например, hi magistri[8].
Сколько форм у имен? Две.
Какие? Простая, например, decens, potens, и составная, например, indecens, impotens.
Какими способами возникают составные имена? Четырьмя: из двух полных [слов] (integris), например, suburbanus; из двух неполных (corruptis), например, efficax, municeps; из полного и неполного, например, insulus; из неполного и полного, например, nugigerulus; наконец, из многих частей, например, inexpugnabilis, inperterritus[9].
Сколько падежей у имен? Шесть.
Какие? Номинатив (nominativus)[10], генетив (genetivus), датив (dativus), аккузатив (accusativus), вокатив (vocativus), аблатив (ablativus). По ним склоняются имена, местоимения, причастия всех родов следующим образом: magister — имя нарицательное мужского рода единственного числа простой формы номинатива и вокатива[11], поэтому склоняться будет так[12]:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hic magister |
hi magistri |
Genetivus |
huius magistri |
horum magistrorum |
Dativus |
huic magistro |
his magistris |
Accusativus |
hunc magistrum |
hos magistros |
Vocativus |
<o magister> |
o magistri |
Ablativus |
ab hoc magistro |
ab his magistris |
Musa — имя нарицательное женского рода единственного числа простой формы номинатива и вокатива, поэтому склоняться будет так:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
haec Musa |
hae Musae |
Genetivus |
huius Musae |
harum Musarum |
Dativus |
huic Musae |
his Musis |
Accusativus |
hanc Musam |
has Musas |
Vocativus |
o Musa |
o Musae |
Ablativus |
ab hac Musa |
ab his Musis |
Scamnum — имя нарицательное среднего рода единственного числа простой формы номинатива, аккузатива и вокатива, поэтому склоняться будет так:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hoc scamnum |
haec scamna |
Genetivus |
huius scamni |
horum scamnorum |
Dativus |
huic scamno |
his scamnis |
Accusativus |
hoc scamnum |
haec scamna |
Vocativus |
o scamnum |
o scamna |
Ablativus |
ab hoc scamno |
ab his scamnis |
Sacerdos — имя нарицательное общего рода единственного числа составной формы номинатива и вокатива, поэтому склоняться будет так:
Падеж[13] |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hic и haec sacerdos |
hi и hae sacerdotes |
Genetivus |
huius sacerdotis |
horum и harum |
Dativus |
huic sacerdoti |
sacerdotum his |
Accusativus |
hunc и hanc sacerdotem |
sacerdotibus hos и has sacerdotes |
Vocativus |
o sacerdos |
o sacerdotes ab his |
Ablativus |
ab hoc и ab hac sacerdote |
sacerdotis |
Felix — имя нарицательное единого рода единственного числа простой формы номинатива и вокатива, поэтому склоняться будет так:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hic и haec и hoc felix |
hi и hae felices и haec felicia |
Genetivus |
huius felicis |
horum и harum и horum felicium |
Dativus |
huic felici |
his felicibus |
Accusativus |
hunc и hanc felicem и hoc felix |
hos и has felices и haec felicia |
Vocativus |
o felix |
o felix и o felicia |
Ablativus |
ab hoc и ab hac и ab hoc felice или felici |
ab his felicibus |
На что оканчивается генетив множественного числа у всех имен, у которых аблатив единственного числа оканчивается на а или о[14]? На rum, а датив и аблатив [множественного числа] на is.
На что оканчивается генетив множественного числа у всех имен, у которых аблатив единственного числа оканчивается на e, i или и[15]? Если e будет кратким (correpta), то на um, если долгим (producta) - то на rum; если будет оканчиваться на i, то на ium; если на u, то на uum с двойной буквой u.
На что оканчиваются датив и аблатив [множественого числа в последнем случае]? Все на bus.
О МЕСТОИМЕНИИ
Что такое местоимение? Это часть речи, которая ставится вместо имени, обозначает почти то же самое [имя] и иногда получает характеристику лица (personam interdum recipit)[16].
Сколько характеристик у местоимения? Шесть.
Какие? Качество, род, число, форма, лицо (persona), падеж.
В чем заключается качество местоимений? Оно двояко: ведь местоимения бывают либо определенными (finita), либо неопределенными (infinita).
Какие [местоимения] являются определенными? Те, которые указывают на лицо (recipiunt personas), например, ego, tu, ille.
Какие [местоимения] являются неопределенными? Те, которые не указывают на лицо, например, quis, quae, quod[17].
Сколько чисел у местоимений? Два.
Какие? Единственное, например, hic, и множественное, например hi[18].
Сколько форм у местоимений? Две.
Какие? Простая, например, quis, и составная, например, quisquis.
Сколько лиц у местоимений? Три.
Какие? Первое, например, ego, второе, например, tu, третье, например, ille.
Сколько падежей у местоимений? Шесть, точно так же, как и у имен, и по этим падежам местоимения всех родов изменяются следующим образом: ego — определенное местоимение единого рода единственного числа простой формы первого лица номинатива, поэтому будет склоняться так[19]:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ego |
nos |
Genetivus |
mei или mis |
nostrum или nostri |
Dativus |
mihi |
nobis |
Accusativus |
me |
nos |
Vocativus |
<o ego>[20] |
o<nos> |
Ablativus |
a me |
a nobis |
[Местоимение] второго лица единого рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
tu |
vos |
Genetivus |
tui или tis |
vestrum или vestri |
Dativus |
tibi |
vobis |
Accusativus |
te |
vos |
Vocativus |
o<tu> |
o<vos> |
Ablativus |
a te |
a vobis |
[Местоимение] третьего лица мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ille |
illi |
Genetivus |
illius |
illorum |
Dativus |
illi |
illis |
Accusativus |
illum |
illos |
Vocativus[21] |
||
Ablativus |
ab illo |
ab illis |
[Местоимение третьего лица] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
illa[22] |
Illae |
Genetivus |
illius |
Illarum |
Dativus |
illi |
Illis |
Accusativus |
illam |
Illas |
Vocativus[23] |
||
Ablativus |
ab illa |
ab illis |
[Местоимение третьего лица] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
Illud[24] |
Illa |
Genetivus |
Illius |
Illorum |
Dativus |
Illi |
Illis |
Accusativus |
Illud |
Illa |
Vocativus[25] |
||
Ablativus |
ab illo |
ab illis |
Менее определенное [местоимение] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ipse •[26] |
ipsi |
Genetivus |
ipsius |
ipsorum |
Dativus |
ipsi |
ipsis |
Accusativus |
ipsum |
ipsos |
Vocativus |
<o ipse> |
<o ipsi> |
Ablativus |
ab ipso |
ab ipsis |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ipsa |
ipsae |
Genetivus |
ipsius[27] |
ipsarum |
Dativus |
Ipsi[28] |
ipsis |
Accusativus |
ipsam |
ipsas |
Vocativus |
<o ipsa> |
<o ipsae> |
Ablativus |
ab ipsa |
ab ipsis |
[Менее определенное местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ipsum |
ipsa |
Genetivus |
ipsius |
ipsorum |
Dativus |
ipsi |
ipsis |
Accusativus |
ipsum |
ipsa |
Vocativus[29] |
<o ipsum> |
|
Ablativus |
ab ipso |
ab ipsis |
Еще одно менее определенное [местоимение] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
iste |
isti |
Genetivus |
istius |
istorum |
Dativus |
isti |
istis |
Accusativus |
istum |
istos |
Vocativus[30] |
||
Ablativus |
ab isto |
ab istis |
[Это же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ista |
istae |
Genetivus |
istius[31] |
istarum |
Dativus |
isti[32] |
istis |
Accusativus |
istam |
istas |
Vocativus[33] |
||
Ablativus |
ab ista |
ab istis |
Так[34] же делить (articulare) [следует] и препозитивные (praepositivum) или указательные (demonstrativum) [местоимения] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hic |
hi |
Genetivus |
huius |
horum |
Dativus |
huic |
his |
Accusativus |
hunc |
hos |
Vocativus |
o<hic> |
o<hi> |
Ablativus |
ab hoc |
ab his |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
haec |
hae |
Genetivus |
huius |
harum |
Dativus |
huic |
his |
Accusativus |
hanc |
has |
Vocativus |
o<haec> |
o<hae> |
Ablativus |
ab hac |
ab his |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hoc |
haec |
Genetivus |
huius |
horum |
Dativus |
huic |
his |
Accusativus |
hoc |
haec |
Vocativus |
o<hoc> |
o<haec> |
Ablativus |
ab hoc |
ab his |
То же [относится] и к субъюнктивным (subiunctivum) или относительным (relativum) [местоимениям] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
is |
ei[35] |
Genetivus |
eius |
eorum |
Dativus |
ei |
eis[36] |
Accusativus |
eum |
eos |
Vocativus[37] |
||
Ablativus |
ab eo |
ab eis[38] |
[Для того же местоимения] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
ea |
eae |
Genetivus |
eius[39] |
earum |
Dativus |
ei[40] |
eis |
Accusativus |
eam |
eas |
Vocativus[41] |
||
Ablativus |
ab ea |
ab eis |
[Для того же местоимения] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
id |
ea |
Genetivus |
eius |
eorum |
Dativus |
ei |
eis |
Accusativus |
id |
ea |
Vocativus[42] |
||
Ablativus |
ab ea |
ab eis |
Так же [изменяются] неопределенные [местоимения] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
quis[43] |
qui[44] |
Genetivus |
cuius |
quorum |
Dativus |
cui |
quis или quibus |
Accusativus |
quem |
|
Vocativus[45] |
quos |
|
Ablativus |
a quo или a qui |
a quis или a quibus |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
quae |
quae |
Genetivus |
cuius |
quarum |
Dativus |
cui |
quis или quibus |
Accusativus |
quam |
quas |
Vocativus[46] |
||
Ablativus |
a qua или a qui |
a quis или a quibus |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
quod[47] |
quae |
Genetivus |
cuius |
quorum[48] |
Dativus |
cui |
quis или quibus |
Accusativus |
quod |
quae |
Vocativus[49] |
||
Ablativus |
a quo или a qui |
a quis или a quibus |
Так же [изменяются] определенные притяжательные [местоимения], согласованные с каким либо словом, [так что] в обеих частях [этого словосочетания слова имеют форму] единственного числа (ad aliquam dicta ex utraque parte singularia)[50] мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Nominativus |
meus |
Genetivus |
mei[51] |
Dativus |
meo |
Accusativus |
meum |
Vocativus |
o<mi>[52] |
Ablativus |
a meo |
А форму множественного числа [они имеют только] в одной части (pluraliter ex altera parte) [словосочетания][53]:
Падеж |
Множественное число |
Nominativus |
mei |
Genetivus |
meorum |
Dativus |
meis |
Accusativus |
meos |
Vocativus |
o<mei> |
Ablativus |
a meis |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
mea |
meae |
Genetivus |
meae |
mearum |
Dativus |
meae |
meis |
Accusativus |
meam |
meas |
Vocativus |
o<mea> |
o<meae> |
Ablativus |
a mea |
a meis |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
meum |
mea |
Genetivus |
mei |
meorum |
Dativus |
meo |
meis |
Accusativus |
meum |
mea |
Vocativus |
o<meum> |
o mea |
Ablativus |
a meo |
a meis |
[Притяжательное местоимение] второго лица мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
tuus |
tui |
Genetivus |
tui |
tuorum |
Dativus |
tuo |
tuis |
Accusativus |
tuum |
tuos |
Vocativus[54] |
||
Ablativus |
a tuo |
a tuis |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
tua |
tuae |
Genetivus |
tuae |
tuarum |
Dativus |
tuae |
tuis |
Accusativus |
tuam |
tuas |
Vocativus[55] |
||
Ablativus |
a tua |
a tuis |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
tuum |
tua |
Genetivus |
tui |
tuorum |
Dativus |
tuo |
tuis |
Accusativus |
tuum |
tua |
Vocativus[56] |
||
Ablativus |
a tuo |
a tuis |
[Притяжательное местоимение] третьего лица мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
suus |
sui |
Genetivus |
sui |
suorum |
Dativus |
suo |
suis |
Accusativus |
suum |
suos |
Vocativus[57] |
||
Ablativus |
a suo |
a suis |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
sua |
suae |
Genetivus |
suae |
suarum |
Dativus |
suae |
suis |
Accusativus |
suam |
suas |
Vocativus[58] |
||
Ablativus |
a sua |
a suis |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
suum |
sui |
Genetivus |
sui |
suorum |
Dativus |
suo |
suis |
Accusativus |
suum |
suos |
Vocativus[59] |
||
Ablativus |
a suo |
a suis |
Так же [изменяются] определенные притяжательные [местоимения], согласованные с каким либо словом, [так что только] в одной части [этого словосочетания слова имеют форму] множественного числа (ad aliquam dicta ex altera parte pluralia) мужского рода[60]:
Падеж |
Единственное число |
Nominativus |
noster |
Genetivus |
nostri |
Dativus |
nostro |
Accusativus |
nostrum |
Vocativus |
o<noster> |
Ablativus |
a nostro |
А форму множественного числа оно имеет в обеих частях (pluraliter ex utraque parte) [словосочетания][61]:
Падеж |
Множественное число |
Nominativus |
nostri |
Genetivus |
nostrorum |
Dativus |
nostris |
Accusativus |
nostros |
Vocativus |
o<nostri> |
Ablativus |
a nostris |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
nostra |
nostrae |
Genetivus |
nostrae |
nostrarum |
Dativus |
nostrae |
nostris |
Accusativus |
nostram |
nostras |
Vocativus |
o<nostra> |
o<nostrae> |
Ablativus |
a nostra |
a nostris |
[То же местоимение] среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
nostrum |
nostra |
Genetivus |
nostri |
nostrorum |
Dativus |
nostro |
nostris |
Accusativus |
nostrum |
nostra |
Vocativus |
o<nostrum> |
o<nostra> |
Ablativus |
a nostro |
a nostris |
[Притяжательное местоимение] второго лица мужского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
vester |
vestri |
Genetivus |
vestri |
vestrorum |
Dativus |
vestro |
vestris |
Accusativus |
vestrum |
vestras |
Vocativus[62] |
||
Ablativus |
a vestro |
a vestris |
[То же местоимение] женского рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
vestra |
vestrae |
Genetivus |
vestrae |
vestrarum |
Dativus |
vestrae |
vestris |
Accusativus |
vestram |
vestras |
Vocativus[63] |
||
Ablativus |
a vestra |
a vestris |
То же местоимение среднего рода:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
vestrum |
vestra |
Genetivus |
vestri |
vestrorum |
Dativus |
vestro |
vestris |
Accusativus |
vestrum |
vestra |
Vocativus[64] |
||
Ablativus |
a vestro |
a vestris |
Назови среди них составные. Egomet, tute, illic, istic, idem — в мужском роде [у этого местоимения] долгий гласный [i], а в среднем краткий — quisquis, quisnam, quispiam, aliquis и другие.
О ГЛАГОЛЕ
Что такое глагол? Часть речи, которая с помощью времени и лица, но без участия падежа обозначает либо совершение действия (agere aliquid), либо испытание его на себе (pati), либо нечто среднее (neutrum)[65].
Сколько характеристик у глагола? Семь.
Какие? Качество, спряжение, залог (genus), число, форма, время, лицо[66].
В чем заключается качество глаголов? В наклонении (modus) и в передаче значения (forma)[67].
Какие существуют наклонения? Изъявительное (indicativus), например, lego; повелительное (imperativus), например, lege; желательное (optativus), например, utinam legere; сослагательное (coniunctivus), например, cum legam; неопределенное (infinitivus), например, legere; безличное (impersonalis), например, legitur[68].
Сколько существует форм передачи значения глагола? Четыре.
Какие? Совершенная (perfecta), например, lego; медитативная (meditativa), например, lecturio; учащательная (frequentativa)[69], например, lectito; начинательная (inchoativa)[70], например, fervesco, calesco.
Сколько спряжений у глаголов? Три[71].
Какие? Первое, второе и третье[72].
Что характерно для первого спряжения? В изъявительном наклонении настоящего времени единственного числа второго лица глаголов в активном и среднем (neutrum) залоге долгое а стоит перед последней буквой, у глаголов в пассивном и общем (commune) залоге, а также у отложительных глаголов — перед последним слогом. Например, amo, amas; amor, amaris. Будущее время того же наклонения оканчивается на слоги bo и bor, например, amo — amabo, amor — amabor.
Что характерно для второго спряжения? В изъявительном наклонении настоящего времени единственного числа второго лица глаголов в активном и среднем залоге долгое e стоит перед последней буквой, у глаголов в пассивном и общем залоге, а также у отложительных глаголов — перед последним слогом. Например, doceo, doces; doceor, doceris. Будущее время того же наклонения оканчивается на слоги bo и bor, например, doceo — docebo, doceor — docebor.
Что характерно для третьего спряжения? В изъявительном наклонении настоящего времени единственного числа второго лица глаголов в активном и среднем залоге долгое или краткое i стоит перед последней буквой, а у глаголов в пассивном и общем залоге, а также у отложительных глаголов перед последним слогом вместо i стоит краткое e или долгое i. Например, lego, legis; legor, legeris; audio, audis; audior, audiris. Будущее время того же наклонения оканчивается на слоги am и ar, например, lego — legam, legor — legar, audio — audiam, audior — audiar. [Употребление i или e] всегда можно различить по формам повелительного и неопределенного наклонения, поскольку краткая i переходит в e, но если [в слове] стоит долгая i, то она не изменяется.
Когда нибудь в третьем спряжении глагол будущего времени оканчивается не на am, а на bo? Иногда, в том случае, если имеет не краткий, а долгий гласный i, например, eo, is — ibo; queo, quis — quibo[73].
Сколько залогов у глагола? Пять.
Какие? Активный, пассивный, средний (neutrum), отложительный, общий[74].
Какие глаголы являются активными? Те, которые оканчиваются на o и с присоединением буквы r образуют форму пассивного залога, например, lego, legor[75].
Какие глаголы являются пассивными? Те, которые оканчиваются на r и с ее утратой переходят вновь в форму активного залога, например, legor, lego[76].
Какие глаголы относятся к среднему залогу? Те, которые оканчиваются на o, но не имеют в латинском языке форм с присоединением буквы r, например, sto, curro, но мы не говорим stor, curror.
Какие глаголы являются отложительными? Те, которые оканчиваются на r, как глаголы пассивного залога, но не имеют в латинском языке форм, образованных путем ее отпадения, например, luctor, loquor[77].
Какие глаголы относятся к общему залогу? Те, которые оканчиваются на r, как отложительные, но выступают в двух формах — страдательной и действительной, например, osculor, criminor. Ведь мы говорим osculor te и osculor a te, criminor te и criminor a te[78].
Сколько чисел у глаголов? Два.
Какие? Единственное, например, lego; множественное, например, legimus.
Сколько форм у глаголов? Две.
Какие? Простая, например, lego; составная, например, neglego.
Сколько времен у глаголов? Три.
Какие? Настоящее, например, lego; прошедшее (praeteritum), например, legi; будущее, например,
legam[79].
Сколько времен существует при спряжении (in declinatione) глаголов? Пять.
Какие? Настоящее (praesens), например, lego; прошедшее неоконченное (praeteritum imperfectum), например, legebam; прошедшее оконченное (praeteritum perfectum), например, legi; предпрошедшее (praeteritum plusquamperfectum), например, legeram; будущее (futurum), например, legam[80].
Сколько лиц у глаголов? Три.
Какие? Первое, например, lego; второе, например, legis; третье, например, legit.
Проспрягай (da declinationem) глагол активного залога. Lego — глагол активного залога изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа простой формы первого лица третьего краткого спряжения — спрягается следующим образом:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
lego |
legimus |
2 |
legis |
legitis |
3 |
legit |
legunt |
В прошедшем неоконченном времени (имперфекте) того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legebam |
legebamus |
2 |
legebas |
legebatis |
3 |
legebat |
legebant |
В прошедшем оконченном времени (перфекте) того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legi |
legimus |
2 |
legisti |
legistis |
3 |
legit |
legerunt или legere |
В предпрошедшем времени (плюсквамперфекте) того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legeram |
legeramus |
2 |
legeras |
legeratis |
3 |
legierat |
legerant |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legam |
legemus |
2 |
leges |
legetis |
3 |
leget |
legent |
В настоящем времени повелительного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
||
1 |
lege или legas[81] |
legamus |
||
2 |
legite или legatis |
|||
3 |
legat |
legant |
||
В будущем времени того же наклонения |
||||
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
||
1 |
legamus |
|||
2 |
legito или legas |
legitote или legatis |
||
3 |
legito или legat |
legant или legunto или leguntote |
В настоящем времени и имперфекте желательного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam legerem |
utinam legeremus |
2 |
utinam legeres |
utinam legeretis |
3 |
utinam legeret |
utinam legerent |
В перфекте и плюсквамперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam legissem |
utinam legissemus |
2 |
utinam legisses |
utinam legissetis |
3 |
utinam legisset |
utinam legissent |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam legam |
utinam legamus |
2 |
utinam legas |
utinam legatis |
3 |
utinam legat |
utinam legant |
В настоящем времени сослагательного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legam |
cum legamus |
2 |
cum legas |
cum legatis |
3 |
cum legat |
cum legant |
В имперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legerem |
cum legeremus |
2 |
cum legeres |
cum legeretis |
3 |
cum legeret |
cum legerent |
В перфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legerim |
cum legerimus |
2 |
cum legeris |
cum legeritis |
3 |
cum legerit |
cum legerint |
В плюсквамперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legissem |
cum legissemus |
2 |
cum legisses |
cum legissetis |
3 |
cum legisset |
cum legissent |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legero |
cum legerimus |
2 |
cum legeris |
cum legeritis |
3 |
cum legerit |
cum legerint |
В настоящем времени и имперфекте неопределенного в отношении чисел и лиц наклонения [глагол будет иметь форму] legere, в перфекте и плюсквамперфекте — legisse, в будущем времени — lectum ire или lecturum esse.
В настоящем времени безличного наклонения глагол будет иметь форму legitur, в имперфекте — legebatur, в перфекте — lectum est или lectum fuit, в плюсквамперфекте — lectum erat или lectum fuerat, в будущем времени — legetur.
Герундийные или причастные формы глаголов (gerundia vel participalia verba) таковы: legendi, legendo, legendum; lectum, lectu.
От глагола в активном залоге образуются две формы причастия — настоящего времени: legens, будущего времени: lecturus.
Legor — глагол пассивного залога изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа простой формы первого лица третьего краткого спряжения — спрягается следующим образом:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legor |
legimur |
2 |
legeris или legere |
legimini |
3 |
legitur |
leguntur |
В имперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legebar |
legebamur |
2 |
legebaris или legebare |
legebamini |
3 |
legebatur |
legebantur |
В перфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
lectus sum |
lecti sumus |
2 |
lectus es |
lecti estis |
3 |
lectus est |
lecti sunt |
Или для обозначения более отдаленного по времени действия (ulteriore modo):
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
lectus fui |
lecti fuimus |
2 |
lectus fuisti |
lecti fuistis |
3 |
lectus fuit |
lecti fuerunt или lecti fuere |
В плюсквамперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
lectus eram |
lecti eramus |
2 |
lectus eras |
lecti eratis |
3 |
lectus erat |
lecti erant |
Или для обозначения более отдаленного во времени действия:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
lectus fueram |
lecti fueramus |
2 |
lectus fueras |
lecti fueratis |
3 |
lectus fuerat |
lecti fuerant |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legar |
legemur |
2 |
legeris или legere |
legemini |
3 |
legetur |
legentur |
В настоящем времени повелительного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legere или legaris[82] |
legamur |
2 |
legimini или legamini |
|
3 |
legatur |
legantur |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
legamur |
|
2 |
legitor или legaris |
legimini или legiminor |
3 |
legitor или legatur |
legantur или leguntor |
В настоящем времени и имперфекте желательного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam legerer |
utinam legeremur |
2 |
utinam legereris или utinam legerere |
utinam legeremini |
3 |
utinam legeretur |
utinam legerentur |
В перфекте и плюсквамперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam lectus essem |
utinam lecti essemus |
2 |
utinam lectus esses |
utinam lecti essetis |
3 |
utinam lectus esset |
utinam lecti essent |
Или для обозначения более отдаленного во времени действия:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam lectus fuissem |
utinam lecti fuissemus |
2 |
utinam lectus fuisses |
utinam lecti fuissetis |
3 |
utinam lectus fuisset |
utinam lecti fuissent |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
utinam legar |
utinam legamur |
2 |
utinam legaris или utinam legare |
utinam legamini |
3 |
utinam legatur |
utinam legant |
В настоящем времени сослагательного наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legar |
cum legamur |
2 |
cum legaris или cum legare |
cum legamini |
3 |
cum legatur |
cum legantur |
В имперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum legerer |
cum legeremur |
2 |
cum legereris или cum legerere |
cum legeremini |
3 |
cum legeretur |
cum legerentur |
В перфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus sim |
cum lecti simus |
2 |
cum lectus sis |
cum lecti sitis |
3 |
cum lectus sit |
cum lecti sint |
Или для обозначения более отдаленного во времени действия:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus fuerim |
cum lecti fuerimus |
2 |
cum lectus fueris |
cum lecti fueritis |
3 |
cum lectus fuerit |
cum lecti fuerint |
В плюсквамперфекте того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus essem |
cum lecti essemus |
2 |
cum lectus esses |
cum lecti essetis |
3 |
cum lectus esset |
cum lecti essent |
Или для обозначения более отдаленного во времени действия:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus fuissem |
cum lecti fuissemus |
2 |
cum lectus fuisses |
cum lecti fuissetis |
3 |
cum lectus fuisset |
cum lecti fuissent |
В будущем времени того же наклонения:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus ero |
cum lecti erimus |
2 |
cum lectus eris |
cum lecti eritis |
3 |
cum lectus erit |
cum lecti erint |
Или для обозначения более отдаленного во времени действия:
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1 |
cum lectus fuero |
cum lecti fuerimus |
2 |
cum lectus fueris |
cum lecti fueritis |
3 |
cum lectus fuerit |
cum lecti fuerint |
В настоящем времени и имперфекте неопределенного в отношении чисел и лиц наклонения [глагол будет иметь форму] legi, в перфекте и плюсквамперфекте — lectum esse или lectum fuisse, в будущем времени — lectum iri.
От глагола в пассивном залоге образуются две формы причастия — прошедшего времени: lectus, будущего времени: legendus[83].
Глаголы среднего залога следуют [при образовании временных форм тому же] правилу, что и активные, а отложительные и общие — тому же, что и пассивные.
О НАРЕЧИИ
Что такое наречие? Часть речи, которая в соединении с глаголом дополняет и насыщает его значение[84].
Сколько характеристик у наречия? Три.
Какие? Значение (significatio), сравнение (comparatio), форма (figura).
В чем состоит значение наречий? В том [что наречия по значению бывают] или места, или времени, или числа, или отрицания, или утверждения, или указания, или желания, или побуждения, или порядковые, или вопросительные, или уподобления, или качественные, или количественные, или [выражающие] сомнение, или личные, или обращения (vocandi), или ответа, или отделения, или клятвы, или выбора (eligendi), или собирательные (congregandi), или запретительные, или [обозначающие] случай (eventus), или сравнения[85].
Укажи наречия места. Например, hic или ibi, intus или fortis, illic или inde.
Укажи наречия времени. Например, hodie, nuper, aliquando; числа — например, semel, bis; отрицания — например, non; утверждения — например, etiam, quinni; указательные — например, en, ecce; желания — например, utinam; побуждения — например, eia; порядковые — например, deinde; вопросительные — например, cur, quare, quamobrem; уподобления — например, quasi, ceu; качественные — например, docte, pulchre; количественные — например, multum, parum; сомнения — например, forsitan, fortasse; личные — например, mecum, tecum, secum, nobiscum, vobiscum; обращения — например, heus; ответа — например, heu; отделения — например, seorsum; клятвы — например, edepol, ecastor, hercle, medius, fidius; выбора — например, potius, immo; собирательные — например, simul, una; запретительные — например, ne; случая — например, forte, fortuitu; сравнения — например, magis или tam.
В чем заключается сравнение наречий? В трех степенях сравнения: положительной, сравнительной и превосходной.
Назови наречие в положительной степени. Например, docte; сравнительной — например, doctius; превосходной — например, doctissime. Но magis doctimus и tam doctimus мы не говорим, поскольку magis и tam соединяются только с положительной степенью наречия, хотя древние и говорили tam magis и quam magis[86][87].
Сколько форм у наречий? Две.
Какие? Простая и составная. Простая, например, docte, prudenter; составная, например, indocte, imprudenter. Наречия места содержат указания на пребывание в каком либо месте (in loco), или на движение от какого то места (de loco), или на направление к какому либо месту (ad locum), но в первых двух случаях имеют совпадающие формы (eandem significationem), например, intus sum [я внутри] и intus exeo [я выхожу изнутри], foris sum [я снаружи] и foris venio [я прихожу снаружи]. В последнем же случае (ad locum) наречие имеет другую форму, например, intro eo [я иду внутрь], foras eo [я иду наружу]. Но de intus и de foris мы не говорим, как и in foras или ad foras.
О ПРИЧАСТИИ
Что такое причастие? Часть речи, которая заимствует часть [своих характеристик] у имени и часть — у глагола. От имени — род и падеж, от глагола — время и значение, а от того и другого вместе — число и форму (figuram).
Сколько характеристик у причастия? Шесть.
Какие? Род, падеж, время, значение, число, форма.
Сколько родов у причастия? Четыре.
Какие? Мужской, например, hic lectus; женский, например, hae lecta; средний, например, hoc lectum; общий для всех трех [названных] родов, например, hic, haec hoc и legens.
Сколько падежей у причастия? Шесть.
Какие? Номинатив, например, hic legens; генетив, например, huius legentis; датив, например, huic legenti; аккузатив, например, hunc legentem; вокатив, например, o legens; аблатив, например, ab hoc legente.
Сколько времен у причастий? Три.
Какие? Настоящее, например, legens; прошедшее (praeteritum), например, lectus; будущее, например, lecturus и legendus.
В чем состоит значение причастий? В том, что от глагола в активном залоге образуются два причастия: настоящего и будущего времени, например, legens, lecturus; от глагола в пассивном залоге — [тоже] два: прошедшего и будущего времени, например, lectus, legendus; от глагола в среднем (neutro) залоге, как и от активного глагола, — причастия настоящего и будущего времени, например, stans, staturus; от отложительного глагола (a deponenti) - три: настоящего, прошедшего и будущего времени, например, loquens, locutus, locuturus; от общего глагола (a communi) - четыре: настоящего, прошедшего и два причастия будущего времени, например, criminans, criminatus, criminaturus, criminandus.
Сколько чисел у причастий? Два.
Какие? Единственное, например, hic legens; множественное, например, hi legentes.
Сколько форм у причастий? Две.
Какие? Простая, например, legens; составная, например, neglegens.
Просклоняй причастие. Причастие legens, происходящее от глагола в активном залоге, — настоящего времени одного (omnis) рода единственного числа, простое, в форме номинатива,<аккузатива>и вокатива[88] - склоняется следующим образом:
Падеж |
Единственное число |
Множественное число |
Nominativus |
hic и haec и hoc legens |
hi и hae и legentes haec legentia |
Genetivus |
huius legentis |
horum и harum и horum legentium |
his legentibus |
||
Dativus |
huic legenti |
hos и has legentes и haec legentia |
Accusativus |
hunc и hanc legentem и hoc legens |
o legentes и o legentia |
Vocativus |
o legens |
ab his legentibus |
Ablativus |
ab hoc legente или legenti |
Причастия lecturus, lectura, lecturum, происходящие от глагола в активном залоге, — будущего времени мужского, женского и среднего родов [соответственно] единственного числа, простые, в форме номинатива и вокатива — склоняются следующим образом:
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
lecturus |
lectura |
lecturum |
Genetivus |
lecturi |
lecturae |
lecturi |
Dativus |
lecturo |
lecturae |
lecturo |
Accusativus |
lecturum |
lecturam |
lecturum |
Vocativus |
lecture |
lectura |
lecturum |
Ablativus |
ab hoc lecturo |
ab hac lectura |
ab hoc lecturo |
Во множественном числе:
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
lecturi |
lecturae |
lectura |
Genetivus |
lecturorum |
lecturarum |
lecturorum |
Dativus |
lecturis |
lecturis |
lecturis |
Accusativus |
lecturos |
lecturas |
lectura |
Vocativus |
lecturi |
lecturae |
lectura |
Ablativus |
ab his lecturis |
ab his lecturis |
ab his lecturis |
Причастия lectus, lecta, lectum, происходящие от глагола в пассивном залоге, — прошедшего (praeteritum) времени мужского, женского и среднего родов единственного числа, простые, в форме номинатива и вокатива — склоняются так:
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
lectus |
lecta |
lectum |
Genetivus |
lecti |
lectae |
lecti |
Dativus |
lecto |
lectae |
lecto |
Accusativus |
lectum |
lectam |
lectum |
Vocativus |
lecte |
lecta |
lectum |
Ablativus |
ab hoc lecto |
ab hac lecta |
ab hoc lecto |
Во множественном числе:
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
lecti |
lectae |
lecta |
Genetivus |
lectorum |
lectarum |
lectorum |
Dativus |
lectis |
lectis |
lectis |
Accusativus |
lectos |
lectas |
lecta |
Vocativus |
lecti |
lectae |
lecta |
Ablativus |
ab his lectis |
ab his lectis |
ab his lectis |
Причастия legendus, legenda, legendum, происходящие от глагола в пассивном залоге, — будущего времени мужского, женского и среднего родов единственного числа, простые, в форме номинатива и вокатива — склоняются так:
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
legendus |
legenda |
legendum |
Genetivus |
legendi |
legendae |
legendi |
Dativus |
legendo |
legendae |
legendo |
Accusativus |
legendum |
legendam |
legendum |
Vocativus |
legende |
legenda |
legendum |
Ablativus |
ab hoc legendo |
ab hac legenda |
ab hoc legendo |
Падеж |
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Nominativus |
legendi |
legendae |
legenda |
Genetivus |
legendorum |
legendarum |
legendorum |
Dativus |
legendis |
legendis |
legendis |
Accusativus |
legendos |
legendas |
legenda |
Vocativus |
legendi |
legendae |
legenda |
Ablativus |
ab his legendis |
ab his legendis |
ab his legendis |
О СОЮЗЕ
Что такое союз? Часть речи, которая связывает и упорядочивает предложение[89].
Сколько характеристик у союза? Три.
Какие? Значение (potestas), форма (figura), разряд (ordo).
Значение союза сколько имеет видов? Пять.
Какие? Соединительный (copulativas), разделительный (disiunctivas), дополнительный (expletivas), причинный (causales), заключительный (rationales)[90].
Назови соединительные. Et, que, at, atque, ac, ast.
Назови разделительные. Aut, ve, vel, ne, nec, neque.
Назови дополнительные. Quidem, equidem, saltim, videlicet, quamquam, quamvis, quoque, autem, porro, porro autem, tamen.
Назови причинные. Si, etsi, etiamsi, si quidem, quando, quando quidem, quin, quin etiam, quatinus, sin, seu, sive, nam, namque, ni, nisi, nisi si, si enim, etenim, ne, sed, interea, licet, quamobrem, praesertim, item, itemque, ceterum, alioquin, praeterea.
Назови заключительные. Ita, itaque, enim, enimvero, quia, quapropter, quoniam, quoniam quidem, quippe, ergo, ideo, igitur, scilicet, propterea, idcirco.
Сколько есть форм союзов? Две.
Какие? Простая, например, nam, составная, например, namque.
В чем заключается разряд союзов? В том, что союзы бывают или препозитивные (praepositivae), например, ac, ast, или приставные (subiunctivae), например, que, autem, или общие (communes), например, et, igitur, ergo.[91]
О ПРЕДЛОГЕ
Что такое предлог? Часть речи, которая, находясь перед другими частями речи, восполняет, изменяет или ослабляет их значение[92].
Сколько характеристик у предлога? Одна.
Какая? Только падеж.
Сколько [падежей]? Два.
Которые? Аккузатив и аблатив[93].
Назови предлоги [употребляемые с] аккузативом. Ad, apud, ante, adversum, cis, citra, circum, circa, contra, erga, extra, inter, intra, infra, iuxta, ob, pone, per, prope, secundum, post, trans, ultra, praeter, propter, supra, usque, penes.
Как [они употребляются]? Ведь мы говорим ad patrem, apud villam, ante aedes, adversum inimicos, cis venum, citra forum, circum vicinos, circa templum, contra hostem, erga propinquos, extra terminos, inter naues, intra moenia infra tectum, iuxta macellum, ob augurium, pone tribunal, per parietem, prope fenestram, secundum fores, post tergum, trans ripam, ultra fines, praeter officium, propter rem, supra caelum, usque Oceanum, penes arbitros.
Назови предлоги [употребляемые с] аблативом. A, ab, abs, cum, coram, clam, de, e, ex, pro, prae, palam, sine, absque, tenus.
Как [они употребляются]? Ведь мы говорим a domo, ab homine, abs quolibet, cum exercitu, coram testibus, clam custodibus, de foro, e iure, ex praefectura, pro clientibus, prae timore, palam omnibus, sine labore, absque iniuria, tenus pube или, как мы произносим, pube tenus.
Назови предлоги [употребляемые] с обоими падежами. In, sub, super, subter.
Когда предлоги in и sub сочетаются с аккузативом? Когда мы указываем, что мы сами или кто- либо другой идет, шел или пойдет в какое либо место.
А когда с аблативом? Когда мы указываем, что мы сами или кто либо другой находится, находился или будет находиться в каком либо месте. [Примеры:] In с акузативом — itur in antiquam silvam; in с аблативом — stans celsa in puppi; sub с аккузативом — postesque sub ipsos nituntur gradibus; sub с аблативом — arma sub adversa posuit vadiantia quercu.
Как употребляется (vim habet) предлог super? Там, где обозначает место, чаще используется с аккузативом, чем с аблативом; но когда мы упоминаем о ком либо или о чем либо, [употребляется] только аблатив, например, multa super Priamo rogitans.
Как употребляется предлог super? С аккузативом используется также тогда, когда имеет значение"против", например, in adulterum, in desertorem.
Как употребляется предлог subter? Как и названные выше, при обозначении движения к какому- либо месту или пребывания в каком либо месте.
Какие [предлоги], употребляемые в речи, не могут отделяться [от других слов]? Di, dis, re, se, am, con.
Как это происходит? Ведь мы говорим diduco, distraho, recipio, secubo, amplector, congredior.
Какие [предлоги] не могут соединяться [с другими словами]? Apud и penes.
Какие [предлоги] могут и соединяться, и отделяться? Все остальные.
О МЕЖДОМЕТИИ
Что такое междометие? Часть речи, которая передает особое состояние ума с помощью непроизвольного восклицания (voce incondita)[94].
Каковы характеристики междометия? Только [передаваемое им] значение.
В чем состоит значение междометия? В том, что мы выражаем [с его помощью] или радость, например, euax, или скорбь, например, heu, или удивление, например, papae, или страх, например, attat, и прочее подобное.
[1] Точно такое же подразделение частей речи и в том же порядке предлагается в сочинении Харизия"Ars grammatica"(II, 152).
[2] Грамматики передают понятие имени нарицательного словами communiter и appellativum, противопоставляя и то и другое понятию proprium. Харизий пишет (II, 153):"Именами нарицательными (appellativa) являются те, которые употребляются в самом общем или собирательном смысле (generaliter communiterve)". Понятием"имя"у Доната и других грамматиков обозначается совокупность существительных, прилагательных и числительных.
[3] Харизий дает схожее определение имени, отличающееся только незначительными деталями:"Часть речи, которая с помощью падежной, но не временной характеристики обозначает вещь телесную или бестелесную обособленно или как общее понятие"(II, 152). Далее Харизий разъясняет, что под телесными вещами (res corporales) он подразумевает такие, которые можно видеть и ощущать (tangi), тогда как бестелесные вещи (res incorporales) воспринимаются только рассудком, но видеть и ощущать их нельзя. Интересно, что такое же деление характерно и для римского права: римские юристы наряду с другими категориями вещей знали телесные, или физические, и бестелесные, или идеальные (Gaius. Inst. II, 12-14; Just. Dig. I, 8, 1; Just. Inst. II, 2). Деление вещей на телесные и бестелесные, по классификации Харизия, свойственно именам нарицательным (II, 153).
[4] У Харизия из числа характеристик имени исключено сравнение (II, 153).
[5] Более подробно вопрос о системе сравнения излагает Харизий, давая ей следующее определение:"Существует два склонения сравнений — второе и третье, и каждое из них подразделяется на три степени, первая из которых абсолютная, которую также называют исходной (primitivum), вторая — сравнительная (comparativus), третья — превосходная (superlativus)"(I, 112). Это значит, что степени сравнения образуются как от прилагательных первого и второго, так и от прилагательных тетьего склонения. И те и другие прилагательные и образованные от них наречия имеют по три степени сравнения, различаясь способами образования этих степеней.
[6] Сходное положение имеется и у Харизия, который, ссылаясь на мнение"некоторых", пишет (I, 114), что качественная характеристика может быть двоякой — видовой (например, черный) и количественной (например, большой), а обладающие ею части речи (partiones orationis) изменяются по трем степеням сравнения. В другой части его труда это положение выражено в форме, еще более близкой к той, которая использована Донатом:"Степени сравнения присущи не всем именам, но только тем, которые обозначают качество и количество", т. е. прилагательным в нашем понимании. Далее Харизий перечисляет имена, которые не имеют степеней сравнения: наименования лиц или предметов (corpus), названия народов, количественные и порядковые числительные и"те, которые относятся к чему либо, например, pater, frater", а затем добавляет, что не все имена, характеризующие качество, могут образовывать степени сравнения, например, mediocris, sobrius, rudis, grandus (II, 156).
[7] Харизий различает три рода имен: мужской, женский и средний, но замечает, что кое кто насчитывает пять — помимо трех названных выделяют также общий (commune) с тем же значением, что и у Доната, и смешанный (promiscuum), соответствующий эпикену Доната:"имеются также смешанные имена, которые греки называют epikoina (II, 153; ср.: I, 17). Харизий добавляет, что общий род может иметь единую форму как для мужского и женского, так и для мужского, женского и среднего родов (II, 153).
[8] "Ведь у римлян нет двойственного числа", — пишет Харизий (I, 18; II, 154), хотя в этом утверждении он не вполне прав, поскольку в латинском языке существуют немногочисленные уцелевшие формы, позволяющие говорить об употреблении двойственного числа на ранних стадиях развития языка. Вслед за этим он называет имена, имеющие формы только единственного или только множественного числа, а также имена, употребляемые в единственном числе, но подразумевающие множество (например, populus), и, наоборот, имена, использующиеся во множественном числе, но подразумевающие одно лицо или предмет (например, Thebae, Athenae).
[9] Почти дословное совпадение с текстом Харизия (II, 153).
[10] Харизий сообщает, что не все склонны были считать номинатив падежом, ссылаясь в том числе на пример греков, однако сам он не разделяет этого мнения и потому выделяет не пять, а шесть падежей (II, 154). По его словам, отдельные весьма дотошные авторы находят и седьмой падеж, которым является один из вариантов аблатива — тот, что указывает на пребывание в каком либо месте (ubi autem in re aut loco dicimus septimo magis casu utimur). Далее Харизий поясняет эту мысль:"Говоря в общем, аблатив мы используем почти всегда при пассивной конструкции, а в активной — седьмой падеж"(II, 154).
[11] Донат такой формулировкой подразумевает здесь и далее, что у этого существительного совпадают формы номинатива и вокатива в единственном числе.
[12] У Доната не дано четкого понятия системы склонений и склонения явно не дифференцированы. Приведенные далее примеры содержат образцы склонения прилагательных и существительных первого, второго и третьего склонений.
[13] Харизий приводит варианты архаических окончаний для некоторых падежей первого склонения (dicunt quidam veteres in prima declinatione solitos… proferre): для генетива единственного числа — as вместо ae, для датива единственного числа — ai вместо ae (I, 19).
[14] Т. е. у имен первого и второго склонения соответственно.
[15] Т. е. у имен третьего, четвертого и пятого склонения соответственно.
[16] Харизий определяет местоимение так:"Часть речи, которая ставится вместо имени и обозначает его, хотя и менее полно"(II, 157).
[17] У Харизия неопределенными местоимениями названы те, которые указывают на любое (cuilibet) лицо (II, 157).
[18] Харизий добавляет, что иногда выделяют и общее (communis) число, например, qui, которое может относиться к лицу как единственного, так и множественного числа (II, 157).
[19] Варианты склонения у Харизия (II, 161).
[20] У Харизия сказано, что местоимения ego и nos не могут иметь вокатива, если только он не употреблен в качестве восклицания (II, 158). Развивая эту тему, Харизий замечает, что не следует отбрасывать и мнение тех, кто считает, что все местоимения совершенно лишены вокатива. Сам же он, не будучи противником этой точки зрения, относит вокатив к числу падежей местоимения, для того чтобы иметь единое представление о склонении (contextum declinationis habere) - II, 158.
[21] Харизий дает форму вокатива единственного (ille) и множественного числа (illi) - II, 161.
[22] Харизий дает наряду с этой и параллельную форму illaec (II, 158).
[23] Харизий дает форму вокатива единственного (illa) и множественного числа (illae) - II, 161.
[24] Харизий дает наряду с этой и параллельную форму illuc (II, 158).
[25] Харизий дает форму вокатива единственного (illud) и множественного числа (illa) – II, 161.
[26] Харизий указывает, что древние употребляли форму ipsus вместо ipse, которую, например, можно обнаружить у комедиографов. Этим он объясняет и различие в образовании форм среднего рода у этого местоимения (ipse, ipsa, ipsum) и местоимений ille, illa, illud и iste, ista, istud (II, 158). Учитывая существование формы ipsus, Харизий дает параллели некоторым падежным формам единственного числа: номинатив — ipsus, генетив — ipsi, датив — ipso (II, 161).
[27] Возможна параллельная форма ipsae (Charis. II, 161).
[28] Возможна параллельная форма ipsae (Charis. II, 161).
[29] Харизий дает форму вокатива и для множественного числа — ipsa (II, 161).
[30] Харизий дает форму вокатива единственного (iste) и множественного числа (isti) - II, 161.
[31] Возможна параллельная форма istae (Charis. II, 161).
[32] Возможна параллельная форма istae (Charis. II, 161).
[33] Харизий дает форму вокатива единственного (ista) и множественного числа (istae) - II, 161.
[34] У Доната пропущена парадигма склонения формы среднего рода istud.
[35] Возможна параллельная форма ii. Харизий употребляет только ее (II, 162).
[36] Возможна параллельная форма iis для всех трех родов. Харизий использует только ее (II, 162).
[37] Харизий дает форму вокатива единственного (is) и множественного числа (ii) - II, 162.
[38] Возможна параллельная форма iis для всех трех родов. Харизий употребляет только ее (II, 162).
[39] Возможна параллельная форма eae (Charis. II, 162).
[40] Возможна параллельная форма eae (Charis. II, 162).
[41] Харизий дает форму вокатива единственного (ea) и множественного числа (eae) - II, 162.
[42] Харизий дает форму вокатива единственного (id) и множественного числа (ea) - II, 162.
[43] У Харизия наряду с этой формой используется qui (II, 158, 162).
[44] Харизий пишет, что древние, следуя правилам, использовали в номинативе множественного числа форму quis, откуда и употребление формы датива множественного числа quibus (II, 158).
[45] В качестве вокатива единственного и множественного числа Харизий предлагает форму qui (II, 162).
[46] В качестве вокатива единственного и множественного числа Харизий предлагает форму quae (II, 162).
[47] Харизий дает параллельную форму quid (II, 162).
[48] Харизий дает параллельную форму cuium (II, 162).
[49] Харизий дает форму вокатива единственного (quid или quod) и множественного числа (qae) - II, 162.
[50] Харизий со ссылкой на мнение некоторых авторов рассуждает на эту тему следующим образом:"Существуют [притяжательные] местоимения, которые и сами обозначают лицо в единственном числе, и относятся к объекту принадлежности также в единственном числе (pronomina sunt quae et ipsum et cuius quod est singulariter indicant). Но есть и такие, которые, напротив, в обоих случаях стоят во множественном числе, относящемся и к лицу, и к тому, что ему принадлежит (sunt quoque a contrario utrumque pluraliter et ipsos et quod eorum est significant), и это нагляднее всего обнаруживают примеры. Подразумевается, что местоимения meus, tuus, mea, tua, meum, tuum обозначают в единственном числе как саму вещь, так и лицо, которому она принадлежит, а местоимения nostros, vestros, nostras, vestras передают и то и другое во множественном числе. Ведь и при них самих объект принадлежности (cuius quod est) является единственным; при [согласовании же со] словами во множественном числе ставятся местоимения meos, tuos, meorum, tuorum. Интерес к этим вопросам отмечается у греков. Ведь у нас речь общая не только с ними, но и с большинством народов. И местоимения, выступая в качестве имен и причастий, всегда связываются с каким либо словом, например, meus, tuus, noster, illius, illorum. Ведь и в том и в другом случае мы понимаем их двояко"(II, 160). В другом месте он вновь возвращается к этому вопросу, говоря, что притяжательные местоимения могут быть единственного и множественного числа"внутренне"(intrinsecus) и"внешне"(extrinsecus) - II, 162-163. Харизий имеет в виду то, что притяжательное местоимение, образованное от личного местоимения единственного числа и являющееся, таким образом,"внутренне"формой единственного числа, может согласовываться с определяемым словом во множественном числе и потому оказывается"внешне"формой множественного числа. И, наоборот, притяжательное местоимение, образованное от личного местоимения множественного числа, выступает"внутренне"как форма множественного числа, но при согласовании со словом в единственном числе"внешне"оказывается формой единственного числа. Местоимение suus, sua, suum Харизий рассматривает как форму единственного числа"внутренне"и"внешне"(II, 163).
[51] Ранее, согласно Харизию, использовали форму mius (II, 159).
[52] О правилах образования вокатива притяжательных местоимений Харизий пишет так:"Ведь у всех слов, в номинативе которых заключительному слогу us непосредственно предшествует гласный i, вокатив оканчивается на i"(II, 159). Для местоимения meus он наряду с формой вокатива mi знает и форму meus (II, 162).
[53] См. примечание 51.
[54] Харизий дает форму вокатива единственного (tuus) и множественного числа (tui) - II, 162.
[55] Харизий дает форму вокатива единственного (tua) и множественного числа (tuae) - II, 162.
[56] Харизий дает форму вокатива единственного (tuum) и множественного числа (tua) - II, 162.
[57] Харизий дает форму вокатива единственного (suus) и множественного числа (sui) - II, 163.
[58] Харизий дает форму вокатива единственного (sua) и множественного числа (suae) - II, 163.
[59] Харизий дает форму вокатива единственного (suum) и множественного числа (sua) - II, 163.
[60] См. примечание 51.
[61] См. примечание 51.
[62] Харизий дает форму вокатива единственного (noster) и множественного числа (nostri) - II, 162.
[63] Харизий дает форму вокатива единственного (nostra) и множественного числа (nostrae) - II, 162.
[64] Харизий дает форму вокатива единственного (nostrum) и множественного числа (nostra) - II, 162.
[65] Харизий дает другое определение:"Часть речи, обозначающая с помощью характеристик времени, лица и числа, но без падежей занятие каким либо делом (administrationem rei)"(II, 164).
[66] К числу характеристик глагола Харизий относит и наклонение (modus) - II, 164.
[67] По Харизию (II, 164), качество глаголов означает деление их на определенные или неопределенные, причем к первым относятся те, которые имеют ясно выраженные число, наклонение, время и лицо, тогда как у вторых отсутствует какая либо определенная характеристика.
[68] В"Грамматике"Харизия выделено пять наклонений, или качеств, глаголов: повествовательное или определенное (pronuntiativus seu finitivus), повелительное (imperativus), желательное (optativus), сослагательное или субъюнктивное (subjunctivus seu conjunctivus) и неопределенное (infinitivus) - II, 169. Сейчас у личных форм латинских глаголов выделяют изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения. Неопределенная форма глагола (инфинитив) принадлежит к числу неличных форм.
[69] У Харизия о них сказано следующее:"Существуют глаголы, которые называются учащательными (фреквентативными) или итеративными. С их помощью обозначают то, что происходит очень часто, например, dico — dictito, т. е. saepius dico."(III, 255).
[70] Об этом разряде глаголов Харизий пишет так:"Существуют также глаголы, которые называются начинательными, arktika, и которые обозначают действие, начатое теперь и продолжающееся в будущем, например, horresco, т. е. incipio horrere; torpesco — incipio torpere. И следует сказать, что обычно начинательными глаголами называют те, которые оканчиваются на слог sco и образуются от глаголов, оканчивающихся либо на букву о, например, horreo — horresco, либо на букву r, например, misereor — miseresco. У них нет прошедшего оконченного времени, поскольку то, что еще только началось, не может быть завершенным"(III, 252).
[71] Харизий выделяет четыре спряжения, которые называет ordo или conjugatio, различая их по характерному окончанию второго лица единственного числа глаголов настоящего времени активного залога: as — для первого спряжения, es — для второго, is с кратким i — для третьего, is с долгим i — для четвертого (II, 168-169). Такая система спряжений принята и сейчас. Однако Харизий приводит и мнение"ученейшего грамматика Коминиана", который, как и Донат, объединяет третье и четвертое спряжения (II, 175-176). Существовали и другие представления о системе спряжения (II, 178).
[72] В своей характеристике трех спряжений Донат, по–видимому, близок к Коминиану. См.: Charis. II, 176-178.
[73] См.: Charis. II, 173, где подчеркивается особенность образования имперфекта и будущего времени глагола eo и форм, возникших на его основе с помощью приставок.
[74] Вопрос о количестве и характеристике залогов породил едва ли не наибольшее число суждений древних грамматиков. Харизий насчитывает те же пять залогов, что и Донат (II, 164; ср.: II, 168). Другие авторы выделяли четыре залога: действительный (agens), страдательный (patiens), общий (commune) и средний (neutrum) - Charis. II, 164. Наконец, третьи называли следующие залоги: активный, пассивный и сочетающий в себе черты обоих названных залогов — habitivum, который Харизий характеризует так:"он означает то, что делается или существует само по себе, например, nascitur, crescit, oritur"(II, 166). Относительно глаголов последнего из упомянутых залогов Харизий замечает, что часть их может быть по справедливости причислена к активным, а другая часть — к пассивным глаголам (II, 167). Современная грамматика латинского языка распределяет глаголы между двумя залогами — активным и пассивным, отложительные, полуотложительные и прочие формы воспринимаются как их варианты.
[75] Харизий вдобавок говорит о двух видах глаголов активного залога: одни из них способны образовывать формы пассивного залога, другие — нет (II, 166).
[76] Также существует два вида пассивного залога: один обозначает то, что приходится испытывать в силу влияния природы (moritur, senescit), и то, что происходит само собой (cadit, labitur, tremit), а другой — то, что произошло и что пришлось испытать на себе кому либо (verberatur, uritur) - Charis. II, 166.
[77] См.: Charis. II, 165.
[78] См.: Charis. II, 166.
[79] Такое же деление и у Харизия (II, 168). Затем он добавляет, что глагоды прошедшего времени делятся на четыре вида: начинательные или неоконченные (incohativae sive imperfectae), завершенные (praeteritae), облиттеративные (oblitterativae — буквально"забытые", т. е. обозначающие давно прошедшее и потому забытое действие) и рекордативные (recordativae — буквально"памятные"), которые соответствуют имперфекту, перфекту и плюсквамперфекту изъявительного наклонения и перфекту сослагательного наклонения в современной грамматике латинского языка. Последний вид, вероятно, указан по ошибке, и его следует заменить на второе будущее время изъявительного наклонения, формы которого, как и трех остальных выделенных Харизием видов глаголов, обозначающих действие в прошлом, образуются от основы прошедшего времени.
[80] См. примечание 80.
[81] Legas и legat, употребляемые в настоящем и будущем времени активного залога повелительного наклонения, являются формами активного залога настоящего времени сослагательного наклонения в императивной функции.
[82] Legaris и legatur, употребляемые в настоящем и будущем времени пассивного залога повелительного наклонения, являются пассивными формами настоящего времени сослагательного наклонения в императивной функции.
[83] Эта форма в современной грамматике характеризуется как отглагольное прилагательное — герундив.
[84] Аналогичное определение дают Харизий, возможно, Коминиан (II, 180, 181) и, кроме того, Гай Юлий Роман (II, 190). Харизий выделяет те же характеристики наречий, что и Донат.
[85] Донат знает больше значений наречий, чем Харизий (II, 181). У последнего отсутствуют наречия случая, выбора и клятвы, а в отдельных случаях используются термины, отличные от тех, которые употребляет Донат: percontandi вместо interrogandi и communicative вместо congregandi.
[86] О степенях сравнения наречий и их образовании см.: Charis. I, 115-116; II, 156-157.
[87] Античные грамматики в своих определениях причастия подчеркивали главным образом то обстоятельство, что эта часть речи сочетает в себе черты, присущие глаголам и существительным. Так поступали и Донат, и Коминиан (Charis. II, 178), и Харизий (II, 180).
[88] Совпадение этих трех падежных форм возможно только у причастий среднего рода.
[89] Это же определение дает и Коминиан (Charis. II, 224). Ср. также определение Палемона: Charis. II, 225.
[90] Харизий, ссылаясь на Коминиана, приводит те же значения союза (Charis. II, 224-225). Однако далее он перечисляет возможные значения союзов гораздо полнее (Charis. II, 225-226). Перевод терминов, указывающих значения союзов, условен, как, например, в случае с союзами, которые Донат называет rationales, а Харизий — еще и ratiocinativae и syllogistikoi (Charis. II, 225). Союзы этой категории могут обозначать и следствие, и логическое заключение, которое Харизий иллюстрирует таким примером:"Светло, значит, день"(lucet igitur dies est).
Древние грамматики нередко по–разному определяли значение одного и того же союза и могли относить его поэтому к разным категориям (соединительный, разделительный и т. д.). Иногда под видом союзов в их сочинениях выступали наречия и вводные слова.
[91] Харизий поясняет, что союзы третьего разряда, специального обозначения которых он не дает, могут выступать и как препозитивные, и как приставные (II, 224).
[92] В"Грамматике"Харизия содержится определение Палемона:"Предлоги называются так оттого, что предшествуют либо падежным формам, либо словам"(II, 231). Харизий приводит и мнение Коминиана, который определяет предлог как часть речи, которая в соединении с другими частями речи может изменять их значение или сохранять неизменным (II, 230). Далее он, как и Палемон, утверждает, что предлоги могут соединяться как с падежами, так и со словами — в последнем случае речь идет о приставках, образованных из предлогов. Таким образом, в известной степени античным грамматикам было свойственно объединение в понятии praepositiones и предлогов, и приставок.
[93] Генетив сочетается с предлогами gratia и causa.
[94] Харизий приводит ряд определений междометия: согласно Коминиану, это часть речи, выражающая состояние души; согласно Палемону — часть речи, которая не обозначает ничего объяснимого, но передает состояние души; наконец, Юлий Роман считает междометие частью речи, которая обозначает движения души (Charis. II, 238-239).