Пьянков И.В.

Список восточных сатрапий державы Ахеменидов у Ктесия

Автор: 
Источник текста: 
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАДЖИКИСТАНА. Вып. 2. ДУШАНБЕ 1971

Одним из ценнейших источников по истории государства Ахеменидов является список сатрапий, широко известный современным историкам благодаря труду Геродота (III, 89–97). Чрезвычайно содержательным источником этот список является и для истории Средней Азии эпохи Ахеменидов, особенно если учесть сравнительную бедность Средней Азии этой эпохи письменными источниками. Но до сих пор почти никто не обращал внимания на то, что подобный список сатрапий, в том числе восточных (по преимуществу среднеазиатских), дал и Ктесий.
Следуя своему излюбленному приему: писать на те же темы, что и Геродот, но стараясь во всем противоречить ему, — · Ктесий дает собственный вариант списка сатрапий в сочинении [1] «Об азиатской дани» (Περι των κατά την Άσίαν φόρων)[2]. Это сочинение, безусловно, представляло бы громадный интерес, если бы дошло до нас целиком, но от него, к сожалению, осталось лишь два небольших фрагмента у Афинея, которые мы и приводим здесь:

Ктесий o Зороастре

Автор: 
Источник текста: 
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАДЖИКИСТАНА. Вып. 1. ДУШАНВЕ, 1968

Краткое замечание Ктесия о Зороастре имеет значение, совершенно непропорциональное своей краткости.
Упоминание Зороастра Ктесием (конец V — начало IV вв. до н. э.) является одним из самых ранних упоминаний этого иранского пророка в античной литературе. Если же учесть еще и то, что Зороастр у Ктесия поставлен в связь с Бактрией, то это сообщение следует признать вообще уникальным, опережающим другие подобные сообщения античных авто–ров на много столетий. Это делает данное замечание Ктесия чрезвычайно важным для изучения истории той традиции о Зороастре, которая локализует его в Бактрии, и, в конечном счете, для определения достоверности указанной традиции.
Однако прежде чем приступить к анализу интересующего нас сообщения Ктесия, требуется проделать большую предварительную работу. Дело в том, что текст Ктесия дошел до нас не в подлинном виде (как, например, текст Геродота), но лишь во фрагментах, т. е. в передаче более поздних авторов, пересказывавших отдельные сообщения Ктесия со ссылкой на него. Степень точности пересказа может быть различной. Следовательно, требуется восстановить по возможности точно подлинный текст сообщения Ктесия о Зороастре; при этом мы будем опираться не только на фрагменты из Ктесия, но и на сообщения других авторов, также заимствованные у Ктесия, но без ссылки на него.

Syndicate content (C01 _th3me_)