Филостефан

Приложение 3. Филостефан из Кирены. Фрагменты

Автор: 

Перевод с древнегреческого Г. П. Чистякова
Специальных работ о Филостефане нет. Характерные для общих работ по истории эллинистической прозы представления о нем как о парадоксографе — писателе, подражателями которого явились в позднейшее время Флегонт из Тралл и Палефат, базируется всего лишь на одном упоминании о нем у Авла Геллия (IX, 4), который называет Филостефана (вместе с Аристеем Проконесским, Ктесием, Онесикритом и Гегесием) автором, чьи сочинения наполнены невероятными рассказами и побасенками. Фрагменты его сочинений, однако, дают несколько иную картину. Филостефан — типичный представитель александрийской науки, собиратель редких мифов (главным образом, этиологических) и любопытных фактов как естественно–научного характера (см. фр. 17, 19, 20, 23), так и исторических (см. фр. 1, 24, 25). Нас интересует, прежде всего, тот факт, что и по тематике, и по своему повествовательному стилю Филостефан удивительно напоминает Павсания. Более того, его сочинения были одним из основных источников для автора «Описания Эллады» (см. главу 3, § 5 настоящего исследования и прим, к фр. 19 и 23). На русский язык фрагменты Филостефана никогда не переводились.
Тексты

Филостефан

Автор: 
Составитель: 

Т 1 Atheneus VΙΙΙ, ρ. 331, D:
Ученик Каллимаха Филостефан Киренский

О городах в Азии

1. Atheneus VII, ρ. 297 F:
Об этом пишет и Филостефан в первой книге сочинения «Об азиатских городах»: «Одним из спутников Мопса, сына Манто, был аргивянин Лакий; впрочем, некоторые считают его линдийцем и братом основателя Гелы Антифема. По слову своей матери Манто Мопс послал его с дружиной в Фаселиду: это было после того, как корабли их сшиблись кормами и разбились в щепки, оттого что близ Ласточкина мыса корабли Лакия опоздали и налетели на них в темноте. Так вот, этот Лакий будто бы по повелению Манто купил ту землю, на которой ныне стоит город, у некоего Калабра, заплатив ему соленой рыбой, — именно ее тот выбрал из всего предложенного. Поэтому фаселидяне каждый год приносят в жертву герою Калабру соленую рыбу».
2. Apoll. Rhod I, 975:
Диндим высокий) Диндим, кизикская гора святилище Реи его маленькой горе которая подобием матки выглядит, свидетельствует Филостефан.
3. Idem II, 946:
Синопа, город, Понта, был назван по Синопе, дочери Асопа, которую как говорит Филостефан Аполлон похитил и привез из Сирии(Беотии) на край Понта; соединившись с ней, он имел Сира, от которого происходят сирийцы.
4. Shol. к Apoll. Rhod., I, 1024.
Они были опытны в военных делах, как рассказывают Филостефан и Нимфодор, писавшие об их образе жизни.

Синдикация материалов (C01 _th3me_)