11. ПЕДАГОГИКА

471. Климент Strom. IV 161. Мы знаем, что бог из любви к добрым людям сделал так, что вещи, добываемые с трудом, не необходимы, [все же] необходимое легко добывается. Поэтому-то хорошо говорит Демокрит, что природа и учение подобны, причем о причине [этого подобия] он присовокупляет:
"Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает [человека], и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и учения быть преобразованным [в такой вид]".
472. Стобей II 31, 65. Из Демокрита. Природа и учение подобны. А именно, учение с соблюдением определенной меры времени делает человека, и так же природа делает человека в определенный срок.
473. Зол. изр. 22. Только хорошие от природы познают прекрасное и стремятся к нему.
474. Зол. изр. 24. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
475. Стобей II 31, 66. Прекрасные вещи вырабатывает учение посредством трудов, скверные же вещи без трудов, сами собой производятся. Ибо часто последние заставляют человека, ^ которого от природы весьма плохое состояние души, даже помимо его воли быть таким (т. е. плохим).
476. - II 31, 90. Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки.
477. - III 29, 66. Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы.
478. Зол. изр. 19. Многие, не учившиеся ничему разумному, том не менее живут разумно.
479. Стобей II 31, 72. Могут быть умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа.
480. Стобей III 29, 64. Постоянный труд от привычки к нему делается легче.
481. -III 29, 63, 83а. Добровольные труды делают более легким перенесение трудов принудительных.
482. -II 31, 57. Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд.
483. Зол. изр. 18. Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
484. Зол. изр. 51. Тот, кто склонен противоречить и много болтать, неспособен изучить то, что нужно.
485. Зол. изр. 52. Все говорить и ничего не желать слушать есть признак гордости.
486. Стобей II 31, 58. Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.
487. - II 31, 56. Наихудшее, чему может научиться молодежь, -легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых рождается порок.
488. -III 5, 24. Благоразумие отца есть наиболее Действительное наставление для детей.
489. -III 29, 88. Всякий вид работы приятнее, чем покой, если достигается цель трудов или есть уверенность, что цель будет достигнута. Но при всякой неудаче любой труд является одинаково тягостным и мучительным.
490. -IV 24, 29. Воспитание детей-рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.
491. -IV 26, 26. Возможно воспитать детей без больших трат на это и тем оградить спасительной стеной их имущество и тела.
492. -Климент Strom. II 138. Демокрит отказывается от брака и произведения детей но той причине, что от них бывает много неприятностей и [занятия с детьми] отвлекают от более важных [дел]. [В этом] с ним согласен и Эпикур.