Любовные истории

Ερωτικαί διηγήσεις

Переводчик: 
Источник текста: 
http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Plutarch/Moralia/Love_...

Введение

Эти пять коротких историй интересны для современного читателя главным образом в качестве примеров разновидности рассказов, которые нравились читателям времен Плутарха; они, вероятно, были написаны еще при его жизни, хотя и не им самим. По стилю и содержанию они сильно отличаются от его подлинных работ. Элементы страсти и сентиментальной любви представляются важными в них скорее в связи с ужасными последствиями, к которым они привели, нежели сами по себе.

I
(771Е) В Галиарте, в Беотии, жила девушка замечательной красоты по имени Аристоклейя, дочь Феофана. За ней ухаживали Стратон из Орхомена и Каллисфен из Галиарта. (F) Стратон был богат и был довольно сильно влюблен в девушку; ибо он видел ее в Лебадейе, купающейся в источнике, называемом Геркине, при подготовке к несению корзины[1] в священной процессии в честь Зевса-царя. (772) Но Каллисфен имел то преимущество, что был родственником девушки. Феофан был в немалом замешательстве по этому поводу, так как он боялся Стратона, который выделялся среди всех соседних беотийцев богатством и родственными связями, и он хотел представить выбор Трофонию[2]; но Стратон убедил слуг девушки, что она более расположена к нему, и просил, что бы выбор был предоставлен самой невесте. Но когда Феофан в присутствии всех спросил девушку, она выбрала Каллисфена, (B) было ясно сразу, что Стратон не верно оценил крепость чувств. Но он пропустил два дня и явился к Феофану и Каллисфену просить, чтобы дружба между ними была сохранена, даже если он был лишен брака неким ревнивым божеством. И они одобрили то, что он сказал, и даже пригласила его на свадьбу. Но прежде он подговорил компанию друзей и большую толпу рабов, которые затерялись среди присутствующих и были незаметны; и когда девушка пошла, в соответствии с родовым обычаем, к источнику, называемому Циссоесса (Cissoessa), чтобы предварительно принести жертву нимфам, (C) то его люди, которые были в засаде, набросились и схватили ее. Стратон также держал девушку; и, естественно, Каллисфен и его сторонники, в свою очередь, схватили ее и держали до тех пор, хотя они и не знали в тот момент, пока она не умерла у них в руках, так как они вырывали ее друг у друга. Каллисфен сразу же исчез, будь то самоубийство, или удалился как изгнанник из Беотии, во всяком случае никто не мог сказать, что случилось с ним. Но Стратон убил себя на глазах у всех над телом девушки.

II
(D) Человек по имени Федон, который стремился стать правителем пелопоннесцев и хотел, чтобы его родной город Аргос был главою всех других государств, злоумышлял сначала против коринфян. Он обратился к ним и просил от них тысячу юношей, наилучших в силе и доблести, и они послали тысячу, возложив командование над ними на Дександера. Тогда Федон вознамерился напасть на этих юношей с тем чтобы ослабить Коринф, и, по возможности, взять город в свою власть, потому что он считал, что это был наиболее выгодный оплот всего Пелопоннеса, и он доверил этот вопрос некоторым из своих друзей, (E) среди которых был Габрон. Тот был другом Дександера и немедля рассказал ему о заговоре, поэтому до нападения тысяча юношей благополучно бежали в Коринф, но Федон пытался раскрыть предателя заговора и искал его с большим рвением. Поэтому Габрон испугался и бежал в Коринф с женой и рабами, поселившись в Мелиссии, деревне во владениях коринфян. Там он родил сына, которого назвал Мелиссий от названия местечка. Этот Мелиссий имел сына по имени Актеон, самого красивого и скромного юношу своего возраста, у которого было много любовников, главным из которых был Архиас из рода Гераклидов, по богатству и общему влиянию наиболее выдающийся человек в Коринфе. (F) Теперь, когда он не смог добиться мальчика убеждениями, он решил забрать его силой. Итак, он собрал толпу друзей и слуг, в пьяном разгуле пошел к дому Мелиссия, и попытался увести мальчика. Но отец и его друзья воспротивились, выбежали соседи и стали вырывать мальчика у нападавших, (773) так что Актеон был разорван на части и убит; налетчики вслед за этим ушли. Но Мелиссий взял тело сына и показывал его на рыночной площади коринфянам, требуя наказать из тех, кто сделал это, но коринфяне только жалели его, но ничего не предпринимали. Так, будучи безутешен, он ушел и стал ждать Истмийские игры,[3] когда он поднялся на храм Посейдона, прокричал обвинения в адрес Бакхидов,[4] и напомнил народу о благодеяниях своего отца Габрона, после чего, призывая богов отомстить за себя, бросился со скалы. Вскоре после этого город подвергся засухе и мору, (B) и когда коринфяне обратились к оракулу за помощью, бог ответил, что гнев Посейдона не утихнет, пока они не понесут наказание за смерть Актеона. Архий знал об этом, потому что сам был одним из тех, кто отправился вопрошать оракул, и добровольно отказался от возвращения в Коринф. Вместо этого он отплыл в Сицилию и основал Сиракузы. Там он стал отцом двух дочерей: Ортигии и Сиракузы, и был предательски убит Телефом, который был его возлюбленным и приплыл с ним в Сицилию, командуя кораблем.

III
Жил-был бедный человек по имени Скедасий, который жил в Левктрах, это деревня в стране феспийцев. Этот человек имел двух дочерей, (C) которых звали Гиппия и Милетия, или, как говорят некоторые, Феано и Эвксиппа. Скедасий был достойным человеком и радушен с чужеземцами, хотя он был не очень богат. Так что, когда два спартанских юноши пришли в его дом, он принял их с радостью. Они влюбились в девушек, но удержались от безрассудных поступков из уважения к достоинствам Скедасия, и на следующий день уехали в Дельфы, таково было место, куда они направлялись. И когда они вопросили бога по вопросам, которые их занимали, они пошли обратно и, проходя через Беотию, они снова остановились в доме Скедасия. (D) В этот раз его не было в Левктрах, но его дочери, в соответствии с обыкновением, приняли чужеземцев, которые, найдя девушек беззащитными, изнасиловали их, а затем, видя, что те чрезвычайно пострадали от нечестивого насилия, убили их, бросили тела в колодец, и ушли. Когда Скедасий пришел домой, он не нашел девушек, но обнаружил, что всё, что он оставил в доме, было нетронуто, и поэтому он не знал, что делать, пока его пес, скулящий и бегающий туда-сюда от него к колодцу, не заставил его открыть правду, и таким образом достать тела дочерей. И узнав от своих соседей (E), что накануне они видели входящих в его дом лакедемонян, которых он принимал незадолго до этого, он догадался, что они сделали это, потому что во время своего предыдущего визита они постоянно хвалили девушек и говорили о счастье их будущих мужей.
Скедасий отправился в Лакедемон, чтобы добиться встречи с эфорами, и когда он был на землях Аргоса, ночью вошел в него и остановился в гостинице, и в той же гостинице был еще один пожилой мужчина, уроженец города Ореус, что во владениях Гестиеи. (F) Скедасий слышал его стоны и проклятия против лакедемонян, поэтому он спросил, какой вред лакедемоняне причинили ему. Тогда он рассказал, что был подданным Спарты и что Аристодем, который был послан лакедемонянами в Ореус гармостом, вел себя очень беззаконно и жестоко. "Ибо", - сказал он, - "тот влюбился в моего младшего сына, и, когда не мог добиться его убеждениями, он попытался взять его в палестре силой. Но вмешался учитель гимнастики и пришли на помощь многие юноши, так что в тот момент Аристодем ушел; но на следующий день он снарядил военный корабль, захватил мальчика, и отплыл из Ореус на противоположный берег, и попытался изнасиловать его; а затем, когда мальчик не покорился, перерезал ему горло и убил, после чего вернулся в Ореус и дал званый обед. (774) Что касается меня", - говорил он, - "узнав о случившемся, я исполнил погребальный обряд над телом, а затем отправился в Спарту и получил аудиенцию у эфоров; но они не удостоили меня внимания". Когда Скедасий услышал это, он пришел в уныние, так как подозревал, что спартанцы также не обратят на него внимания, и он в свою очередь поведал незнакомцу свои несчастья. Незнакомец советовал ему даже не ходить встречаться с эфорами, но вернуться в Беотию и построить гробницу своим дочерям. Скедасий, однако, не принял этот совет, но пошел в Спарту и говорил с эфорами. (B) Они не обратили на него внимания, поэтому он поспешил к царям, а от них он пошел к каждому из граждан, и рассказывал свою скорбную историю. И когда он ничего не добился, он побежал через середину города, простирая руки к солнцу, время от времени он бил землю и призывал Эриний, и в конце концов положил конец своей жизни.
Позже, однако, лакедемоняне, несомненно, понесли наказание. Ибо, когда они были правителями всех греков и поставили свои гарнизоны в городах, фиванец Эпаминонд сперва истребил гарнизон лакедемонян в своем собственном городе, (C) и когда в этой связи лакедемоняне пошли войной на фиванцев, последний встретил их в Левктрах,[5] думая, что это место с хорошим предзнаменованием, потому что в более древнее время они там получили свободу, когда Амфиктион, будучи изгнан Сфенелием, прибыл в город фиванцев и, найдя их данниками халкидийцев, освободил их от дани, убив Халкодона, царя эвбейцев. Случилось так, что разгром лакедемонян произошел именно в непосредственной близости от надгробия дочерей Скедасия. История гласит, что перед битвой Пелопид, один из стратегов фиванской армии, (D) был обеспокоен некоторыми приметами, которые считаются неблагоприятными и что во сне ему явился Скедасий, и встав над ним, приказал мужаться, ибо лакедемоняне пришли в Левктры заплатить штраф ему и его дочерям, и он предписал за день до битвы с лакедемонянами приготовить белого жеребенка и принести его в жертву на могиле девушек. Так Пелопид, в то время как лакедемоняне были еще в лагере в Тегее, послал несколько человек в Левктры, чтобы узнать об этой могиле, и когда он узнал об этом от жителей городка, то вывел свою армию с уверенностью и победил.

IV
(E) Фокий, уроженец Беотии, потому что он был из города Глисас, был отцом Каллирои, которая выделялась красотой и скромностью. Ее добивались тридцать юношей, наиболее уважаемых в Беотии, но Фокий находил то одну причину, то другую, откладывая брак, потому что боялся, что над ним будет совершено насилие;[6] в конце концов, однако, он уступил их требованиям, но попросил предоставить выбор Пифийскому оракулу. Женихи, возмущенные таким предложением, набросились на Фокия, и убили его. В суматохе девушка бежала и устремилась в деревню, но молодые люди преследовали ее. (F) Она наткнулась на каких то крестьян, сооружавших ток, и нашла спасение среди них, так как крестьяне спрятали ее в зерне, и поэтому преследователи прошли мимо. Она переждала в безопасности до праздника Памбеотий, тогда она пошла в Коронею, села у алтаря Афины Итонии,[7] и рассказала о беззаконных делах женихов, указав имя и место рождения каждого из них. Итак, беотийцы пожалели девушку и разгневались на юношей. Узнав об этом, они бежали в поисках убежища к орхоменцам, и когда орхоменцы отказались принять их, они силой ворвались в Гиппоты, (775) деревню, лежащую на склоне горы Геликон между Фисбой и Коронеей. Там они были приняты. Тогда фиванцы отправили послов и потребовали убийц Фокия, и, когда народ Гиппот отказался выдать их, фиванцы, наряду с остальными беотийцами, вышли в поле под командованием Фоэда, который в то время возглавлял правительство в Фивах. Они осадили деревню, которая была хорошо укреплена, и когда одолели жителей жаждой, они взяли убийц и побили их камнями, а жителей деревни сделали рабами; затем снесли стены и дома (B) и разделили землю между народами Фисбы и Коронеи. Рассказывают, что в ночь перед захватом Гиппот, от Геликона много раз слышались чьи то слова: "Я здесь", и что тридцать женихов узнали голос Фокия. Также сообщают, что в день, когда они были до смерти забиты камнями, памятник старику в Глисасе обвился шафраном; а что касается Фоэда, правителя и полководца фиванцев, возвращаясь с поля боя, он получил известие о рождении дочери и, решив, что это хорошее знамение, назвал ее Никострата.[8]

V
(C) Алкипп был по рождению лакедемонянин; он женился на Дамокрите и стал отцом двух дочерей. Поскольку он был самым превосходным государственным советником и вел дела к удовлетворению лакедемонян, ему завидовали его политические противники, которые ввели в заблуждение эфоров ложными заявления о том, что Алкипп хочет уничтожить конституцию, и тем самым добились его изгнания. Он покинул Спарту, но когда его жена Дамокрита вместе с дочерьми пожелала следовать за мужем, ей помешали сделать это, причем имущество было конфисковано, так что девушки не могли быть обеспечены приданным. (D) И даже в этом случае несколько женихов ухаживали за девушками, принимая в расчет высокие достоинства их отца, но враги добились принятия закона, запрещающего кому либо свататься к девушкам, говоря, что их мать Дамокрита не раз молилась, чтобы ее дочери как можно быстрее родили сыновей, которые возмужав, стали бы мстителями за их отца. Дамокрита, подвергаясь преследованиям со всех сторон, дождалась общего праздника, в котором принимают участие замужние женщины вместе с незамужними девушками, рабами и несовершеннолетними детьми, и жены тех, кто был наделен властью, проводили всю ночь в большом зале. Потом, пристегнув меч к талии, взяв девушек, она пошла ночью в священное место, (E) в ожидании того момента, когда все женщины будут исполнять мистерии в зале. Затем, когда все входы были закрыты, она навалила кучи дров под двери (они были приготовлены для праздничных жертвоприношений) и подожгла. И когда люди прибежали, чтобы спасти своих жен, Дамокрита мечом убила своих дочерей, а затем и себя над их телами. Лакедемоняне, не зная, как излить свой гнев, выбросили тела Дамокриты и ее дочерей прочь за границы; и говорят, что, поскольку божество было обижено, то сильное землетрясение[9] поразило лакедемонян.


[1] Шествия были распространены в греческом богослужении, и часто молодые женщины, выбранные, как правило, за хорошее происхождение и красоту, составляли их часть, неся корзины, в которых были подношения или посуда для использования в жертвоприношениях.
[2] Герой, чья пророческая святыня была в Лебадейе.
[3] Знаменитые Истмийские игры в честь Посейдона, в честь победителей которых Пиндар написал некоторые из своих од.
[4] Аристократическая семья, которая правила Коринфом в восьмом и седьмом веках до н. э. Периандр является ее самым известным представителем.
[5] Деревня в Беотии. Битва, которая прервала спартанскую гегемонию, состоялась в 371 г. до н. э.
[6] Т. е. от разочарованных поклонников.
[7] Культ Афины Итонии был занесен в Беотию ионийцами, когда их изгнали фессалийцы. Ее святилище около Коронеи было местом Памбеотий, праздника, объединяющего беотийцев.
[8] То есть "Победительница воинства».
[9] Возможно, имеется в виду землетрясение 464 г. до н. э.