XXX. Заниматься ли земледелием?

Автор: 
Переводчик: 

Гесиод, аскреец, получивший мусический дар вместе с лавром, по преданию, от самих Муз, разделил поэзию на хвалу героям и хвалу Музам и включил туда же и описание земледелия, восхваляя все, что к нему относится, и наставляя нас в этом деле; суждения о земледелии перемешаны у него с суждениями о добродетели, словно это одно и то же - знать земледелие и добродетель, так что, научаясь одному, научаешься одновременно и другому.
Надо и нам, вслед за Гесиодом и Музами, подробнее доказать, что не понапрасну считают Гесиода мудрецом: своей великой славой он обязан сочинениям по земледелию, и недаром ему вручили судьи победный венок, когда он состязался с Гомером в мудрости и мусическом искусстве на погребении Амфидаманта [1]. Гомер воспевал войны, битвы, сражающихся плечом к плечу обоих Аянтов и тому подобное, а Гесиод - земледельческие труды и дни, благоприятствующие этим трудам. Это и понравилось всем судьям.
Призовем же и в этой речи себе в помощь богов - покровителей земледелия и все что ни на есть лучшее от каждой Музы, да и самого Музагета! [2] И не только ради самой этой речи, но и ради всего, что люди получают от богов: ибо боги имеют попечение о годичной смене земледельческих работ, о возлияниях, жертвоприношениях, пиршествах, обо всем, что Оры производят из земли. Если бы мы призвали Диониса, нимф, дочь Деметры, дождящего Зевса и рождающего Посейдона [3], мы приступили бы уже к священным таинствам и прибавили бы к нашим речам мудрость Продика: [4] ведь он связывает с благами земледелия разные человеческие священнодействия, мистерии, праздничные собрания, обряды, полагая, что благоволение богов нисходит тогда на людей и что в этом - залог всякого благочестия.
Орфические таинства и обряды тоже не чужды земледелия [5], на это намекает и самый миф, где рассказывается, что Орфей очаровывал и завораживал все; любая натура и звериный образ жизни облагораживаются употреблением благородных плодов, доставляемых земледелием - души облагораживаются, так как исчезает звероподобная их сторона. Орфей очаровывал, верим мы, даже зверей своим пением, он учил применять дары земледелия при жертвоприношениях богам и в священных обрядах. И вот слава о нем распространилась среди людей, и все принялись за Земледелие: отправишься ли ты к эфиопам, живущим на всем пространстве от востока до запада по всему югу, или к кельтам, Занимающим северную часть земли, или к народам, обитающим между ними, - все они земледельцы, пахари, огородники.
И чем более у кого развито земледелие, тем обеспеченнее жизнь. Если же кто предпочел земледелию неприветливый, дикий, кочевой образ жизни скифов, то его ошибочный выбор и послужит ему наказанием: кочевник ведет жизнь бездомную, звериную. И вот еще в чем видны преимущества земледелия: всего тяжелее приходится тем диким народам, у которых нет земледелия, если только такие действительно существуют. Впрочем, говорят, что и они, даже если сами не прилагают своего труда к земле, все же пользуются привозимыми из других мест плодами земледелия и тем живут.
Один из поэтов [6] оплакивает их участь: им неведомы колосящиеся нивы, они и не слыхивали ни о посеве, ни о жатве. И туг же он сравнивает их со зверями, раз они живут без земледелия и без домов.
А люди, живущие оседло и упорядоченно, избавившись от забот о пропитании, первыми взглянули на небо, почтили богов, узнали правосудие и законы: им уже не было необходимости с трудом раздобывать себе самое необходимое - при обеспеченной жизни они стали искать мудрости. Они объединились в государства, воздвигли храмы, стали жить по справедливости, установили законы, так что и в этом они превосходят всех остальных. Именно земледелие дало им возможность быть людьми, письменно установить узаконения, а записавши, придерживаться их.
О земледелии законодатели заботились более, чем о чем-нибудь другом. И кому желателен мир и кому необходима война - одни посредством закона отклоняют войну, другие таким же путем постановляют воевать, чтобы никто не посмел портить труды земледельца, или же сохраняют мир, чтобы огородник и пахарь не жили в страхе и чтобы их работа продолжалась соответственно временам года. К этому же направлены и торговые законы, чтобы можно было без риска доставлять излишки припасов туда, где их недостает.
Понятие о справедливости люди нашли в законах и, найдя, придерживаются его; главным образом отсюда, естественно, и возникают справедливые отношения между людьми. Да у земледельцев и нет времени для беззакония, не вынуждает их к этому и бедность - они живут состоятельно. Те, у кого есть досуг, чтобы творить несправедливости, это - жители больших городов и вообще все, кто не причастен к земледелию и уважает лишь кривду и ябедничество.
Земледелец прост и благороден, он знает только те блага, которые старательно получает от земли, сообразуясь с временами года; он убежден, что суетность - источник неправды, и держится подальше от нее. По своей натуре он совершенно чужд несправедливости, как враждебны друг другу от природы некоторые стихии, например вода и огонь - их нельзя мешать друг с другом, если их сблизить - они непременно друг друга уничтожат. Вот так же, если зародится несправедливость, там сейчас же возникают войны, раздоры, и гибнет земледелие, а где господствует справедливость и благозаконие, там и земля дает здоровый плод. И Гомер и Гесиод утверждают, что к земледельцам милостиво и небо, благосклонное к их удаче и направляющее на неправедных град, ливни и заразу. А справедливым они дают необходимое для земледелия чередование посылаемых Зевсом свыше тихих дождей; дубы снабжают их всем, что нужно для дома, а вдобавок и медом - ведь пчелы заполняют сотами бесплодные дупла деревьев.
Из всего этого не трудно заключить, что ничто так не полезно людям, как занятие землепашеством, - стоит посвятить свою жизнь этому делу. Почтенна независимость от других - она дает обилие припасов, а при усердии даже богатство; поэты воспевают Плутоса, сына Деметры, потому что ничто другое не способствует так изобилию, как блага, доставляемые земледелием. Всякое человеческое уменье зависит от земледелия, да и не только уменье - от земледелия зависит и образ жизни. И стоящие у власти, и держащие скипетр возлагают свои надежды на земледелие, думая об упрочении царской власти, о различных занятиях, ремеслах и искусствах. И царю не будет никакой пользы, будь он даже Ахеменид, Гераклид [7] или кто угодно еще, если он не позаботится сперва о припасах и о прочем снабжении, а затем уже о войске. То же самое и живописец, и творец изваяний, и купец, и мореход - да к чему всех перечислять? - нет никого, кто не нуждался бы в земледелии. Когда оно налажено, оно ведет за собой благосостояние и любое дело процветает у каждого, а преуспеяние ведет к еще большему благу. Если же не будет хватать плодов земледелия, то не станет и жизни.


[1] Согласно преданию, Гомер и Гесиод состязались в поэтическом искусстве во время погребения царя Амфидаманта и победителем был признан Гесиод.
[2] Предводитель Муз, то есть Аполлон.
[3] Посейдон назван рождающим, так как в качестве божества водной стихии он оплодотворял посевы.
[4] Софист V—IV вв. до н. э.
[5] Орфические таинства были связаны с культом бога виноградной лозы Диониса.
[6] Дионисий Периегет, автор стихотворного описания земли (I или II в.).
[7] Лхемениды — династия персидских царей, Гераклиды — потомки Геракла, от которых вели свой род цари ряда областей Средиземноморья.