КНИГА ПЯТАЯ (Ε)

1
Теперь следует рассмотреть вопрос о свойствах, которыми отличаются друг от друга части животных. Я имею в виду такие свойства частей, как голубой или черный цвет глаз, голос, высокий или низкий, и различия в окраске волос или перьев. Некоторые из них присущи роду в целом, другие - случайны, как это чаще всего бывает у людей. Далее, одни возрастные изменения присущи одинаково всем животным, другие - нет, как это бывает с голосом и окраской волос: одни животные явно не седеют к старости, человек же испытывает это больше всех животных, и одни изменения появляются сейчас же после рождения, другие становятся ясно заметными на прошествии известного времени, при постарении. Относительно этих и всех подобных им свойств не следует думать, что причины их одинаковы: ведь из тех, которые не являются по природе общими для всех или не составляют принадлежности отдельных родов, ни одно не существует и не возникает ради чего-нибудь. Глаз существует ради чего-то, а голубой он не существует ради чего-нибудь, поскольку это свойство не является принадлежностью рода· Свойства не входят также у некоторых в определение сущности, но причины их, как возникающих в силу необходимости, следует сводить к материи и движущему началу. Как сказано вначале, в первых книгах, {778b} каждый предмет из числа упорядоченных и определенных произведений природы не потому обладает такими-то качествами, что он возник таким-то, а скорее благодаря тому, что он есть то-то, возникают такие-то качества, ибо возникновение следует за сущностью и происходит ради сущности, а не сущность - за возникновением. Старые же физиологи думали иначе, не усматривая существования нескольких видов причин, а только материальную и движущую, и те без точного определения, а причину-сущность и причину-цель оставляли без рассмотрения. Итак, каждая вещь существует ради чего-нибудь; возникает же вследствие этой и вследствие других причин то, что заключается в определении сущности каждой вещи и является или средством (ради чего-нибудь) или целью (чего ради). Для вещей иного рода, которым не свойственно возникновение, причины уже следует искать в определенном движении и способе возникновения, как если бы они получали отличительные признаки в процессе самого образования. Ибо животное будет иметь глаз в силу необходимости (таково животное по предположению), но глаз с такими-то свойствами - хотя и в силу необходимости, по только не такой необходимости, а другого рода, потому что по своей природе он то-то или то-то делает и испытывает. Установив это, мы скажем по порядку о том, что происходит. Прежде всего все новорожденные животные, главным образом недозрелые, имеют обыкновение спать, так как они и в утробе матери, когда впервые получают ощущения, проводят время во сне. Можно сомневаться относительно начального состояния: бодрствуют ли вначале животные или спят. Так как они, по мере возрастания, очевидно больше бодрствуют, то естественно, что в начале жизни налицо противоположное состояние - сон. Далее, переход из небытия в бытие происходит через промежуточное состояние; сон же, по видимому, принадлежит по своей природе к такого рода состояниям, как, например, пограничное между жизнью и не жизнью, и спящий ни не существует вполне, ни существует, ибо состоянию бодрствования жизнь присуща главным образом благодаря ощущению. Если животное необходимо должно иметь ощущение и только тогда впервые становится животным, когда впервые начинает ощущать, {779а} то начальное состояние надо считать не сном, а сноподобным, какое, например, имеется у растений, ибо в течение этого времени животным приходится жить растительной жизнью. А у растений сон немыслим: ведь ни один сон не бывает без пробуждения, а у растений состояние, аналогичное сну, беспробудно. Спать большую часть времени молодым животным необходимо по причине их роста и тяжести, лежащей на верхних частях (что такова причина сна, мы показали в другом сочинении),[150] однако пробуждаются они и в утробе матери (это можно видеть во время вскрытий и на зародышах, возникающих в яйце), затем опять погружаются в глубокий сон; поэтому, даже выйдя на свободу, они большую часть времени проводят во сне. И в состоянии бодрствования дети не смеются, а во сне и плачут, и смеются, ибо и во сне у животных бывают ощущения, не только так называемые сновидения, но и помимо сновидений, как у тех спящих, которые встают и делают разные дела, не видя ничего во сне. Некоторые, ведь, во время сна встают, ходят, смотрят крутом как бодрствующие: у них имеется ощущение того, что происходит, не такое однако, как у бодрствующих и не как в сновидении. А дети, по видимому, даже не сознают пробуждения вследствие привычки чувствовать и жить во сне. С течением времени, когда рост переходит вниз, они уже чаще пробуждаются и большую часть времени проводят в этом состоянии. Дети первое время больше всех других животных проводят во сне, так как они рождаются самыми недоразвитыми из развитых, и рост у них происходит преимущественно в верхней части тела. У всех новорожденных глаза голубоватые, позднее цвет их изменяется в сторону того цвета, который они будут иметь впоследствии; а у других животных это незаметно. Причина этого та, что у других животных глаза более одноцветны, например, быки черноглазы, глаза у овец водянистее всех, у других весь род - с карими или голубыми глазами, у некоторых - козлиные, как у всего рода коз, у людей же глаза - многоцветны: и голубые, и черные, и карие; у некоторых даже {779b} козлиные; поэтому у прочих животных нет различия в глазах, ни у разных животных, ни у одного и того же: ведь больше одного цвета у них не бывает.[151] Из прочих животных более всего многоцветна лошадь, так как некоторые лошади имеют один глаз голубой; этого ни У кого из других животных не наблюдается, люди же даже родятся иногда разноглазыми. То обстоятельство, что все прочие животные, будучи молодыми и старея, не изменяют заметным образом цвета глаз, а у детей это происходит, имеет, надо полагать, достаточное основание в том, что у тех эта часть одноцветна, а у них - многоцветна; а что у детей глаза голубоваты и не имеют другой окраски, зависит от того, что части у молодых - слабее, а голубоватый цвет - признак известного рода слабости. Следует выяснить вообще относительно различия глаз, по какой причине одни - голубые, другие - карие, козлиные или черные. Предполагать, как это делает Эмпедокл, что голубые глаза - огненной природы, а черные содержат больше воды, чем огня, и потому голубые нехорошо видят днем вследствие недостатка воды, а черные - ночью вследствие недостатка огня,- это совершенно неправильно, если приписывать зрение не огню, а воде. Кроме того, причину окраски можно объяснить и иначе. Но если дело обстоит так, как сказано раньше в книге "Об ощущениях" и еще раньше в книгах "О душе", а именно, что зрение следует приписывать воде и что по этой причине данный орган чувств принадлежит воде, а не воздуху или огню, то причиной указанных явлений надо признать следующее. Одни глаза содержат больше влаги, другие - меньше, чем это соответствует движению; третьи - соразмерное количество.[152] Итак, глаза, содержащие много влаги, черны, так как в большом количестве влага мало прозрачна; голубой цвет имеют содержащие мало влаги, как это кажется и на море: там, где оно прозрачно, оно кажется голубым, где менее - водянистым, а где глубины нельзя определить - черным или синим. Глаза, промежуточные между ними, различаются уже большим или меньшим содержанием влаги. По той же {780а} самой причине, надо полагать, голубые глаза нехорошо видят днем, а черные-ночью; ибо голубые вследствие малого количества влаги сильнее возбуждаются к движению светом и видимыми предметами, поскольку имеется влага и поскольку она прозрачна. Видение есть движение этой части, поскольку она есть нечто прозрачное, а не поскольку она-влага; черные же глаза вследствие обилия влаги возбуждаются меньше, так как ночной свет слаб, а вместе с тем и вообще ночью влага становится мало подвижной; ей нельзя и совсем не двигаться и двигаться сильнее, чем это требует прозрачность; ведь сильное движение уничтожает более слабое, поэтому люди, отвернувшись от ярко окрашенных предметов, ничего не видят, так же как при переходе от солнца в темноту, так как внутреннее движение, будучи сильным, препятствует идущему извне, и вообще ни сильное, ни слабое зрение не может созерцать блестящие предметы, вследствие того, что влага испытывает более сильное воздействие и движение. То же доказывают и болезни глаз: ибо глаукома возникает чаще у голубоглазых, а никталопия- у черноглазых. Глаукома есть известного рода сухости глаз, почему и встречается чаще у стареющих; ведь и эти органы, так же как и остальное тело, высыхают под старость; а никталопия есть избыток влаги, почему появляется чаще у более молодых, так как мозг их - влажнее.[153] Середина между большим и малым количеством влаги дает наилучшее зрение, так как малое количество вследствие сотрясения препятствует движению цветов, а большое ведет к малой подвижности. Но слабое или острое зрение зависит не только от указанных причин, но и от свойств кожи, находящейся над так называемым зрачком. Кожа должна быть прозрачной, а чтобы быть такой, ей необходимо быть тонкой, светлой и гладкой: тонкой - чтобы движение снаружи имело легкий проход, гладкой - чтобы, морщинясь, она не давала теней (ведь потому старики и не имеют острого зрения, что кожа глаза, как всякая другая, при постарении покрывается морщинами и становится толще); светлой- потому, что темная - непрозрачна: ведь темное и есть то, что не пропускает через себя света; поэтому и фонари не светят, когда они сделаны из такой кожи. В старости {780b} и в болезни плохое зрение зависим от этих причин, и глаза детей кажутся сначала голубыми вследствие малого количества влаги. Разноглазыми бывают чаще всего люди и лошади по той же причине, по какой только человек седеет; а из других животных у одной лошади под старость заметно белеют волоса. Ведь поседение указывает на известную слабость мозговой влаги и ее несварение, так же как голубой цвет глаз, так как очень тонкое и очень толстое имеют те же свойства: одно - вследствие малого количества жидкости, другое - вследствие большого· Таким образом, когда природа не может одинаковым образом сварить или несварить жидкость в обоих глазах, а в одном - сварит, в другом - нет, тогда глаза становятся разными. Что же касается острого зрения у одних животных и отсутствия его у других, тут имеется два рода причин. Ведь острота-зрения так же как острота слуха и обоняния, имеет два значения: острым зрением называется, во-первых, способность видеть издали, во-вторых, способность как можно лучше воспринимать различия видимых предметов. Этого у одного и того же вместе не бывает: тот, кто, затеняя глаза рукой или смотря через трубку, различия в окраске все-таки не воспринимает,[154] вдаль будет видеть лучше: такие из ям и колодцев видят иногда звезды. Таким образом, если животное будет иметь большие выступы над глазами, а влага зрачка не будет чистой и соразмерной движению, идущему извне, или поверхностная кожица не будет достаточно тонкой, то животное не точно определит различие в окраске, а видеть будет дальше тех, которые имеют влагу и покров ее Чистыми, а бровей над глазами совсем не имеют. Причина такого острого зрения, при котором воспринимаются небольшие различия, лежит в самом глазу, ибо как на чистом платье заметны даже небольшие пятна, так в чистом глазу выступают даже небольшие движения и производят ощущение. А причина дальнего видения и дохождения движения от отдаленных видимых предметов заключается в положении глаз: у кого глаза {781а} выступают наружу, те нехорошо видят вдаль; имеющие их внутри, в углублении, хорошо видят вдаль,[155] вследствие того, что движение не раскидывается вширь, а идет прямо. Если не будет перед глазами чего-нибудь, то рассеявшееся движение по необходимости будет меньше достигать видимых предметов и зрение вдаль будет слабее (ведь безразлично говорить: "мы видим посредством похождения зрения", - как говорят некоторые, или "мы видим посредством движения, исходящего от видимых предметов"). Лучше всего мы видели бы отдаленные предметы, если бы от глаза к видимому предмету шел прямой непрерывный путь, вроде трубки: ведь тогда движение, идущее от видимых предметов, не рассеивалось бы; если бы этого не было, то чем больше расстояние,тем по необходимости будет более точным видение отдаленных предметов. Таковы причины различия глаз.
2
То же самое относится и к слуху, и к обонянию: одно дело - тонко слышать и обонять в том смысле, чтобы :как можно лучше ощущать все различия подлежащих восприятию явлений; другое-слышать и обонять на дальнем расстоянии. Таким образом хорошее восприятие различий, как и в зрении, зависит от органа восприятия, именно: будет ли он и окружающая его оболочка чисты. Проходы всех органов чувств, как сказано в книге "Об ощущениях", направляются к сердцу, а у не имеющих его - к аналогу. Проход слуха, поскольку он является органом восприятия воздуха, оканчивается там, где врожденная пневма у одних производит пульсацию, у других - вдыхание и выдыхание. Поэтому и обучаются словам таким образом, что услышанное слово повторяется, ибо движение, дошедшее через чувствующий орган, в таком же виде снова производится голосом, как если бы оно исходило из такого же точно отпечатка, так что человек, что услышал; то и сказал. И люди во время звания я выдыхания хуже слышат, чем при вдыхании, потому что начало органа слуха лежит на дыхательной, части, и пневма при движении этого органа вместе с {781b} ним колеблется и приходит в движение. В сырые времена года и при сырой погоде происходит то же самое, и уши кажутся наполненными дыханием, вследствие соседства начала органа с дыхательной частью. Точность определения звуков и запахов зависит от чистоты чувствующей части и окружающей оболочки, ибо тогда все движения в них отчетливы, так же как в органе зрения. И возможность или невозможность получать ощущения издалека-такова же, как для зрения. У кого перед чувствую· Щей частью имеются как бы каналы, идущие далеко через тело, те хорошо ощущают издали, - поэтому животные, имеющие длинные носы, как у лаконских щенят, обладают хорошим чутьем, так как при расположении чувствующей части вверху, движения, идущие издали, не рассеиваются, а идут прямым путем, как при затенении глаз рукой. Равным образом и те, у кого уши длинные, выступающие далеко в виде раструбов, а внутри их имеется длинный извилистый ход, как у некоторых четвероногих, также получают движения с большого расстояния и передают его чувствующей части. Способностью получать ощущения издали человек одарен, можно сказать, меньше всех животных сравнительно с его величиной, а различия ощущений он воспринимает лучше всех. Причина этому та, что чувствующая часть у человека чистая, менее землистая и телесная и имеет от природы самую тонкую кожу, какая только бывает у животных, сравнительно с его величиной. Разумно устроила природа и у тюленя: животное это, хотя и живородящее четвероногое, не имеет, однако, ушей, а только проходы. Причина та, что тюлень живет в воде, ушная же раковина прилегает к проходам, чтобы сохранить движение воздуха, идущее издали; здесь, следовательно, она была бы бесполезна и производила бы обратное действие, зачерпывая большое количество воды. Итак, о зрении, слухе и обонянии сказано.
3
По волосам люди отличаются и между собой в зависимости от возраста и от прочих родов животных, покрытых волосами. Имеются же волосы почти у всех живородящих, вынашивающих плод в себе, так как следует признать, что животные, покрытые иглами, имеют особый вид тех же волос, например, сухопутные ежи и другие подобные им {782а} живородящие. Волосы различаются по твердости и мягкости, по большей или меньшей длине, по прямизне , и извитости, по количеству - большому или малому - и кроме того по цвету: белому, черному и промежуточному между ними. Некоторые из указанных различий связаны с возрастом: ими отличаются молодые животные от стареющих. В особенности это заметно у людей, ибо в пожилом возрасте они становятся волосатыми, а у не которых лысеет передняя часть головы, причем мальчики не лысеют, так же как и женщины, а только мужчины с течением времени; к старости у людей также седеют волосы на голове. Ни у кого из прочих животных этого, можно сказать, не обнаруживается; еще больше всего из них у лошади. Лысина появляется у Людей на передней части головы, а седеют прежде всего виски, но ни эти последние, ни задняя часть головы не лысеет. У животных, лишенные волос, но имеющих их аналогии - перья у птиц, чешуи у рыб - и у них происходят также и тем же порядком некоторые из указанных явлений. Ради чего природа произвела у животных волосяной покров, - об этом сказано раньше в книгах О "частях животных" при изложении причин;[156] задача настоящего исследования - выяснить: при наличии чего и вследствие какой необходимости каждое из указанных явлений имеет место. Причиной толщины и тонкости волос является кожа: у одних - толстая, у других - тонкая, рыхлая или плотная; кроме того сопричиной - разница заключающейся в них влаги: именно, у одних она - маслянистая, у других - водянистая. Вообще же природа кожи в основе своей землистая, ибо, находясь на поверхности, она становится вследствие испарения жидкости твердой и землистой; волоса же и аналогии их образуются не из мяса, а из кожи, в результате выдыхания и испарения из них жидкости. Отсюда толстые волосы возникают из толстой кожи, тонкие - из тонкой. Таким образом, если кожа рыхлее или толще, волосы в ней - толстые вследствие обилия землистого вещества и большой величины пор; если плотнее - тонкие вследствие узости {782b} пор. Далее, если влага в ней водяниста, волосы,вследствие быстрого ее высыхания, не достигают большой величины; если она жирная - наоборот, так как жировое вещество не скоро высыхает. Поэтому вообще более толстокожие животные имеют более толстые волосы, однако у самых толстокожих они не толще вследствие указанных причин, пример тому - род свиней по сравнению с быками, с одной стороны, и со слоном, с другой, а также со многими другими. Вследствие той же причины волосы на голове у людей самые толстые, так как этот участок кожи наиболее толст, наиболее влажен и к тому же еще очень рыхл. Причина длины волос сводится к тому, что испаряющаяся влага нелегко высыхает; а это зависит от двух причин, количественной и качественной: плохо высыхает жидкость, если ее много и если она жирная. Поэтому-то у людей волосы на голове самые длинные, так как мозг, будучи холодным и влажным, доставляет изобилие жидкости. Прямыми или курчавыми волосы становятся благодари происходящему в них испарению: если оно похоже на дым, горячо и сухо, оно делает волос извитым. Волос сгибается, получая движение в двух направлениях; именно землистое вещество несется вниз, а теплое - вверх, а так как волос вследствие слабости легко сгибаем, то и скручивается, а это и есть курчавость волос. Возможно такое объяснение, но возможно и то, что вследствие малого содержания влаги и большого содержания землистого вещества волосы, высушиваемые окружающим воздухом, стягиваются. Ведь прямое, когда отдает испарение, сгибается и сокращается, подобно волосу, сжигаемому -на огне, как если бы курчавость была сокращением волоса вследствие недостатка влаги от действия окружающей теплоты. На это указывает и то, что извитые волосы тверже прямых, так как сухое - твердо. А прямые волосы содержат много влажности. Поэтому живущие у Понта скифы и фракийцы имеют прямые, ибо и сами они и окружающий их воздух влажны; эфиопы же и жители, теплых стран - курчавы, {783а} ибо мозги их сухи, как и окружающий их воздух. Некоторые из толстокожих имеют мягкие волосы по причине, указанной раньше: именно, чем тоньше поры, тем по необходимости более тонкими должны возникать волосы. Поэтому овцы и имеют такие волосы: ведь шерсть есть скопление волос. Существуют животные, имеющие волосы мягкие, но не такие тонкие, как, например, зайцы по сравнению с овцами; у подобных животных волос лежит у поверхности кожи, поэтому он не имеет особой длины, но похож как бы на очёски льна: ведь они не длинны, но мягки и не прядутся. В холодных странах у овец происходит обратное тому, что замечается у людей, ибо скифские овцы мягковолосы; сарматские же - твердоволосы по той же причине, как все дикие животные, ибо· холод делает волосы твердыми, высушивая их, так как вытесненное тепло увлекает с собой влагу, и волоса, так же как и кожа, становятся землистыми и твердыми. Причиной является у диких животных пребывание на вольном воздухе, у овец - свойства местности. Это доказывают и морские ежи, употребляемые как лекарства при задержании мочи; так как они живут в море холодном вследствие глубины (они водятся на глубине шестидесяти и больше сажен), то сами они малы, а иглы у них - большие и твердые; большие - потому, что сюда направляется питание тела (ибо вследствие малого содержания тепла и плохого переваривания пищи у них получается много выделений, а волосы, иглы и подобные образования возникают из выделений), твердые же и окаменелые - вследствие их холодности и холодной среды. Таким же точно образом и растения в северных местностях становятся тверже, землистее и каменистее, чем в южных, так же как в местах ветреных по сравнению с долинами, так как все они сильнее охлаждаются и выдыхают влагу. Твердым делает и теплое, и холодное, так как в обоих случаях выделяется влага: от теплого - непосредственно, от холодного - по совпадению; она выходит тогда вместе с теплом, так как влажности без тепла не существует! Но холодное не только делает твердым, но и уплотняет; {783b} теплое же разрыхляет. По той же самой причине у имеющих волосы под старость твердеют волосы, у имеющих перья и чешуи - перья и чешуи, ибо под старость твердеет и утолщается кожа вследствие высыхания, и старость, как это показывает самое название, землиста,[157] потому что уходит тепло, а вместе с ними влага. Облысение заметно у людей больше, чем у всех животных; на это явление - общее, так как и у растений одни всегда имеют листья, у других они отпадают; и птицы, которые прячутся зимой, сбрасывают перья. Подобного рода явление представляет собой и лысение у людей, с которыми это случается; по частям падают и листья у всех растений, и перья и волосы - у животных; когда же это явление происходит сразу, оно получает особые названия, тогда говорят о лысении, листопаде, линянии. Причина этого явления заключается в недостатке теплой влажности; такой в особенности является жирная влага, поэтому и жирные растения чаще всего бывают вечно лиственные, но о них следует говорить в другом месте, ибо у них сопричины этого явления - другие. У растений данное явление происходит зимою, так как эта перемена для них важнее возраста, так же как для животных, которые прячутся в норы, ибо и они по своей природе менее влажны и теплы, чем человек. Люди же переживают свою зиму и лето в различные возрасты, - поэтому никто не становится лысым до времени половых сношений, а тогда скорее те, которые по природе склонны к ним; ведь мозг по своей природе - самая холодная часть тела; а любовное дело охлаждает, вызывая отделение чистой и природной теплоты. Понятно поэтому, что мозг ощущает это в первую очередь, так как части слабые и легко портящиеся требуют незначительной причины и толчка. Таким образом, принимая в соображение, что, если сам мозг содержит мало тепла, то покрывающая его кожа по необходимости содержит тепла меньше, и еще меньше - волосы, поскольку они отстоят от него дальше всего, - понятным становится, что у кого имеется семя, те лысеют именно {784a} в этом возрасте. По той же причине лысеет только передняя часть головы и из всех животных только у человека: передняя часть потому, что здесь помещается мозг; из всех животных только человек, потому что он имеет наибольший и наиболее влажный мозг. Женщины не лысеют, так как по своей природе они сходны с детьми: и те, и другие не производят выделения семени. И евнух не становится лысым, так как он превращается в женщину, причем волосы, появляющиеся позднее, или не вырастают у него совсем, или, если имеются, выпадают, за исключением волос на лобке: ведь и женщины упомянутых волос не имеют, а волосы на лобке у них растут. Самое увечье есть изменение самца в самку. Причина того, что животные, скрывающиеся в норы, снова покрываются волосами и растения с опавшей листвой снова производят листья, а у лысых волосы не отрастают, та, что для первых времена года являются повторными пунктами, так что, когда они сменяются, чередуются рост и выпадение: перьев и волос- у одних, листьев-у других; тогда как для людей зима и лето, весна и осень наступают соответственно их возрасту. А, так как возрасты не повторяются, то связанные с ними состояния также не повторяются, хотя причины их одинаковы. Итак, о прочих свойствах и состояниях волос сказано.
4
Причина цвета волос прочих животных, будут ли они одноцветными или разноцветными, ле&сит в природе кожи; у людей же - только в том случае, когда волосы седеют не от старости, а от болезни: именно при так называемой "белой болезни" волосы становятся белыми.[158] Но если волосы становятся белыми, белизна их не связана с кожей. Причина та, что волосы вырастают из кожи; следовательно, в заболевшей и белой коже волос также болеет, а болезнью волосы является его поседение. Седина же волос от возраста возникает вследствие слабости и недостатка тепла, так как всякий возраст при ослаблении тела, а также и старость склонны к охлаждению; ведь старость - холодна и суха. Надо думать, что пищу, входящую в каждую часть, варит присущая этой части теплота, и если, она не в состоянии этого сделать, пища {784b} портится и возникает или повреждение, или болезнь; об этом подробнее будет сказано в книге "О росте и питании".[159] У кого же из людей волосы содержат мало тепла и больше входящей в них жидкости, и присущее им тепло не в состоянии переваривать, у тех теплота окружающего воздуха вызывает гниение. Всякое гниение вызывается теплотой, но отнюдь не прирожденной, как сказано в другом месте. [126] Гниению может подвергаться и вода, и земля, и все подобные тела, а поэтому и землистое испарение - в виде так называемой плесени: ведь плесень есть гниение землистого испарения. Таким образом и пища в волосах, будучи такой же, гниет, и возникает так называемая седина. Она белого цвета потому же, почему и плесень; причиной является большое содержание воздуха, ибо всякое землистое испарение имеет свойство густого воздуха. Плесень представляет собой как бы противоположность инею: если испарение при выходе замерзнет, образуется иней, если загниет,- плесень; поэтому и то, и другое находится на поверхности, так как испарение выходит на поверхность. И поэты в комедиях употребляют хорошую метафору, когда называют в шутку старческие седины плесенью и инеем. Одно тождественно по роду, другое - по виду: именно иней - по роду, так как оба явления суть испарение, а плесень - по виду, так как оба явления - гниение. Доказывает это и то обстоятельство, что у некоторых во время болезней вырастали седые волосы, а затем при выздоровлении вместо них- черные. Причина та, что в болезненном состоянии, когда все тело испытывает недостаток природной теплоты, тогда и самые малые части не свободны от этого недуга; выделений же как в теле, так и в частях образуется много; поэтому несварение в мясных частях вызывает поседение. Выздоравливая и набираясь силы, они снова изменяются и как бы становятся из старых молодыми; вместе с ними изменяются и их свойства. Правильно будет сказать, что болезнь есть приобретенная старость, а старость - естественная болезнь: по крайней мере некоторые болезни производят то же, {785а} что и старость. Виски седеют прежде всего, ибо задняя часть головы не содержи? жидкости, так как не имеет мозга, а брегма содержит жидкости много; большое же количество не легко загнивает. Волосы на висках имеют не так мало жидкости, чтобы она могла перевариться, и не так много, чтобы она могла не загнивать; место это, находясь посередине, не причастно ни одному из этих состояний. Итак, о причине седения людей сказано.
5
Что касается прочих животных, причина, почему у них с возрастом это изменение заметным образом не происходит, та же, которая указана и для лысения: они имеют малый и менее влажный мозг, следовательно, тепло не является недостаточным для варения. У лошадей поседение обнаруживается больше, чем у всех известных нам животных, потому что кость около мозга у них тоньше всех по сравнению с величиной. Доказывает это то, что удар в это место бывает для них губительным, почему и Гомер так сказал:
"... подле черепа, где начинает
Конская грива расти, это место смертельнее прочих".[160]
Таким образом волосы у них седеют от притока жидкости вследствие тонкости кости и недостатка тепла вследствие старости. И рыжие волосы седеют скорее черных, так как рыжая окраска есть признак слабости волоса, а все слабое старится раньше. Журавли, по рассказам, становятся к старости чернее; причиной этого может быть то, что по природе перья их белее (влажнее?) и к старости в них скопляется влаги больше, чем нужно для легкого загнивания. Что седина возникает в результате какого-то гниения, а, не есть, как думают некоторые, засыхание, это доказывает, кроме сказанного раньше, и то, что волосы, закрываемые шапками или повязками, седеют скорее, - ведь ветры препятствуют гниению, а покрывание производит безветрие, -- а также, что намазывание волос водой, смешанной с маслом, помогает. Вода охлаждает, а масло предохраняет ее от высыхания, так как вода легко высыхает. Что седение - не засыхание и что волосы не белеют, как засыхающая трава, доказательством служит то, что некоторые сразу родятся седыми; засохшим же ничто не вырастает. Некоторые волосы белеют на концах, так как в крайних и самых тонких участках содержится меньше всего теплоты. У прочих животных с белыми волосами это бывает от природы, а не от {785b} страдания. У них причиной окраски волос является кожа: у белых она - белая, у черных - черная, у пестрых и со смешанными волосами - частью белая, частью черная. У людей кожа не имеет значения, так как и белые люди имеют очень черные волосы. Причина та, что человек, по сравнению со своей величиной, имеет самую тонкую кожу, поэтому она не имеет значения для изменения волос; но вследствие слабости сама кожа изменяет цвет от действия солнца и ветра и становится чернее, волосы же в этом изменении не принимают участия. У прочих животных кожа вследствие толщины имеет значение почвы, поэтому волосы изменяются соответственно коже, а кожа от ветра и солнца ничего не испытывает.
6
Одни из животных - одноцветны (я называю одноцветными таких, у которых весь род имеет одну окраску, например, львы - все рыжие; то же бывает у птиц, рыб и других животных); другие - многоцветны, но цельной окраски (я имею в виду тех, у которых все тело имеет одну и ту же окраску, например, бык бывает весь белый или весь черный), третьи - пестрые. Последние бывают двоякого рода: или весь род у них пестрый, таковы леопард, павлин и некоторые рыбы, например, так называемые трассы;[161] у других же не весь род пестрый, но встречаются пестрые особи, например, быки, козы; из птиц - голуби; то же самое бывает и в других родах птиц. Животные с цельной окраской изменяются гораздо больше одноцветных - и в простую - окраску других, и в смешанную из обоих, вследствие того, что роду в целом не присуща единая окраска: он легко склоняется в ту или другую сторону, так что окраска переходит одна в другую и чаще становится пестрой. Одноцветные же - наоборот: они изменяют окраску только в результате какого-нибудь страдания, да и то редко: , видели белую куропатку, белого ворона, воробья и медведя. Это случается, когда происходит уклонение во время развития: ведь малый {786а} предмет легко привести в движение и испортить, а возникающее именно таково, ибо начало возникновения лежит в малом. Больше всего изменяются животные, которые по природе имеют цельную окраску, а по роду - многоцветны от действия вод: теплые воды делают волос белым, холодные - черным, так же как у растений. Причина та, что теплые воды содержат больше пневмы, чем воды; воздух же, просвечивая, производит белизну так же, как в пене. Таким образом, как в коже различается болезненная белизна от природной, так и в волосах вызванная болезнью и возрастом - от природной, так как причины их иные: одни волосы белит природная теплота, другие - чуждая, а белый цвет производит парообразный воздух, заключенный во всех. Поэтому у тех, которые не одноцветны, волосы на брюхе-всегда белее, так как они теплее; и все белые имеют, так сказать, более сладкое мясо по той же причине: ведь сладость производит варение, а варение - теплота. Та же самая причина и одноцветности черных или белых животных, ибо каждая часть имеет собственную теплоту. Далее, и языки отличаются у животных простой окраски и пестрых, и у имеющих различную простую окраску, например, у белых и черных. Причиной является сказанное раньше, именно кожа у пестрых - пестрая, у беловолосых и черноволосых - соответственно белая или черная; язык же надо рассматривать как одну из наружных частей, не как скрытую во рту, а как руку или ногу; поэтому, если у пестрых (кожа не одноцветна, то же относится и к коже языка. Меняют окраску также некоторые птицы и дикие четвероногие. Причина та, что изменения, связанные у людей с возрастом, у них связаны с временами года; различия в этом отношении у них сильнее, чем смена возрастов. {786b} Животные всеядные, говоря о большинстве, пестрее: например, пчелы более одноцветны, чем антрены и осы; раз пища является причиной изменения, то, естественно, разнообразная пища произведет более разнообразные движения и пищевые излишки, из которых возникают волосы, перья и кожа. Так следует рассуждать об окраске кожи и волос.
7
Относительно голоса следует рассмотреть, в силу каких причин одни животные имеют низкий голос, другие - высокий, третьи - благозвучный и равно отстоящий от обеих крайностей; далее, у одних голос - сильный, у других - слабый; а также их различия друг от друга в отношении гладкости и шероховатости, легкой или трудной подвижности. И вот причиной высоты и низкости голоса следует считать ту же самую, которая производит переход из молодого,возраста в старший, ибо у всех животных молодые кричат более высоким голосом; только у быков телята - более низким. То же различие существует между самцами и самками: во всех прочих родах самки издают более высокие звуки, чем самцы, и больше всего это различие заметно у людей (эту способность природа дала им в высшей степени потому, что они одни из всех животных обладают речью, а голос - есть материя речи); только у быков - наоборот: коровы мычат ниже. Ради чего животные имеют голос и что такое голос и вообще звук - об этом сказано в книгах "Об ощущении" и "О душе". Так как низкое звучание состоит в медленности движения,- а высокое - в его скорости, то может возникнуть некоторое сомнение, что именно служит причиной медленности и скорости: движущее или движимое. Некоторые говорят, что "многие" движения - медленнее, а "немногие" - быстрее и это считают причиной, с одной стороны, низкого голоса, с другой - высокого; до известной степени это правильно, в целом же - неправильно. В отношении рода правильным кажется утверждение, что низкое звучание связано с известной величиной движимого. Но, если это так, то нелегко издавать звук малый и низкий, а также большой и высокий, и низкий голос окажется более {787а} благородным по природе, и в мелодиях низкий тон окажется лучше совместных тонов, так как лучшее заключается в превосходстве, а низкость тона есть известного рода превосходство. Но, так как низкий и высокий голос - не то, что большой и малый (ведь есть животные с высоким и большим голосом, другие - с малым и низким; то же относится и к средним между ними), то чем же другим будут, различаться они (я разумею большой и малый голос), как не большей или меньшей величиной движимого? Следовательно, если различие между высоким и низким будет такое, какое указано выше, то выйдет, что низкий голос и большой будет одно и то же, так же, как высокий и малый, - а это ложно. Причина заключается в том, что "большое" и "малое" и большое количество и небольшое говорится один раз просто, другой - относительно. Большой голос значит просто, что движимое находится в большом количестве, малый - в небольшом, а низкий и высокий имеют то же различие, но по отношению друг к другу.
Итак, если движимое превышает силу двигателя, то юно необходимо должно двигаться медленно; если же наоборот, - скоро. Обладающее значительной силой иногда, двигая своей силой большое количество, сообщает ему медленное движение; другой раз, вследствие превосходства, - скорое. Соответственно этому, одни слабые двигатели, приводя в движение количество, превышающее их силу, сообщают ему медленное движение; другие своей слабой силой сообщают небольшому количеству скорое движение. Таковы причины указанных противоположностей, а именно: не все молодые животные, не все животные старшего возраста, так же как не все самцы и самки имеют или высокий или низкий голос; далее, высокие голоса бывают и у больных, и у здоровых, и кроме того, под старость голос становится более высоким, хотя возраст этот противоположен молодости. Большинство более молодых животных и самки вследствие отсутствие силы приводят в движение небольшое количество воздуха, а потому - высокоголосы, так как немного воздуха быстро переносится, а для голоса скорое есть высокое. Телята же и коровы, одни - вследствие возраста, другие - по женской природе, имеют ту часть, которой приводят в движение воздух, не особенно сильную и, сообщая движение большому количеству, издают {787b} низкие звуки: ведь низкое есть медленно несущееся, а. много воздуха переносится медленно. Одни приводят в движение много воздуха, тогда как другие - немного, вследствие того, что сосуд, из которого несется дыхание, у одних имеет большие размеры и принужден поэтому двигать большое количество воздуха, у других же умеренной величины. С возрастом часть, производящая движение, у каждого из них становится сильнее, так что происходит перемена в обратную сторону, и высокоголосые получают более низкий голос, а низкоголосые - более высокий; поэтому у быков - более высокий голос, чем у телят и коров. У всех сила заключается в нервах, - поэтому животные в расцвете - сильнее, так как молодые менее расчленены и имеют меньше нервов; кроме того, у молодых упругость еще не достаточна, а у старых она уже ослабела: поэтому и те, и другие - слабы и неспособны к сильному движению. Наибольшим количеством нервов обладают быки и, в частности, их сердце, - поэтому они имеют часть, приводящую в движение дыхание, упругую, как натянутая струна. Что у быков природа сердца такова, доказывает: возникновение кости в некоторых сердцах, а кость близка по природе к нервам. Все оскопленные изменяют свою природу в женскую и, вследствие ослабления нервной силы в начальной части, издают звуки, подобные женским. Ослабление же происходит так же, как и в струне, которую делают натянутой путем привешивания тяжести, как поступают ткущие на станках: ведь и они натягивают основу, прикрепляя камушки, которые называют "левыми".
Таким же образом яички подвешены к семенным протокам, а они от вены, берущей начало в сердце, идут к той самой части, которая производит голос. Поэтому,, при изменении семенных протоков в том возрасте, когда они становятся способными выделять семя, меняется вместе и эта часть, а при ее изменении изменяется и голос; в большей степени это происходит у самцов, менее заметно - у самок, и появляется то,{788a} что некоторые называют козлогласием, когда ломаемся голос; затем уже, в последующем возрасте, устанавливается низкий или высокий голос. Когда же удаляются яички, ослабляется натяжение протоков, так же как струны и основы после удаления тяжести, а при таком ослаблении в той же пропорции ослабляется и начала движения голоса. По этой именно причине у оскопленных и голос, и весь вид переходит в женский, и именно потому, что начало, из которого исходит напряжение всего тела, ослабляется, а отнюдь не потому, что яички - как предполагают некоторые - представляют собой узел многих начал. Малые изменения становятся причинами больших не сами по себе, а когда вместе с ними происходит изменение начала: ведь начала, будучи малыми по величине, велики по силе, ибо быть началом значит быть самому причиной многого и другой высшей причины не иметь. Природному устройству, по которому одни животные имеют низкие, другие - высокие голоса, содействует теплый или холодный климат местности, ибо теплое дыхание вследствие густоты производит низкий звук, а холодное вследствие тонкости - наоборот. Это заметно и при игре на флейте: те, которые пользуются более теплым дыханием и испускают его, как бы стеная,[162] сообщают флейте более низкий звук. Причина хриплости голоса, как и гладкости и вообще всякой неровности, сводится к тому, что та часть и тот инструмент, через который идет голос, - или шероховат, или гладок и вообще ровен, или неровен. Это становится ясным, когда в дыхательном горле содержится какая-нибудь влажность или от какого-нибудь страдания появляется шероховатость: тогда голос становится неровным. А гибкость голоса зависит от инструмента, его мягкости и твердости: мягкий инструмент может издавать и малый, и большой звук, а следовательно, и высокий, и низкий; так как он легко Делается большим и малым, то легко управляется дыханием; твердый же инструмент не поддается управлению. Итак, то, что не было определено в прежних' книгах: "Об ощущении" и "О душе", - теперь {788b} сказано.
8
Относительно зубов, что они существуют не ради чего-нибудь одного и что не все животные имеют зубы ради одного и того же, но одни - для питания, другие - для защиты, или для речи, об этом сказано прежде.[163] Но почему резцы появляются раньше, а коренные зубы - позднее и почему последние не выпадают, а первые выпадают и снова вырастают, - причины этих явлений следует считать близко касающимися рассуждений о возникновении. О них говорит и Демокрит, но говорит неправильно, так как он приводит общую причину, - принимая во внимание не все явления, Он утверждает, что зубы выпадают вследствие того, что появляются у животных раньше времени, ибо согласно природе им следовало бы вырастать, так сказать, в пору расцвета, а причину преждевременного появления он усматривает в сосании. Однако, свинья сосет и не меняет зубов; кроме того, сосут все, имеющие острые зубы, и некоторые из них не сменяют зубов, кроме клыков, например, львы. Итак, он погрешил в том, что, устанавливая общее положение, не рассмотрел того, что происходит у всех, а это-то как раз и нужно; необходимо, ведь, высказывая что-нибудь вообще, сказать о всех. Поскольку мы предполагаем на основании всего зримого нами, что природа ничего не пропускает и ничего не делает лишнего из того, что возможно сделать для каждого, то необходимо тем, кто должен принимать пищу после выкармливания молоком, иметь и инструменты для обработки пищи. Если бы это происходило, как говорит Демокрит, ко времени созревания, природа упустила бы сделать возможное для нее, и дело, согласное с природой, обратилось бы в противоприродное. Ведь, насильственное противно природе, а Демокрит говорит, что возникновение зубов происходит насильственно. Что это неправильно, ясно из этих и других подобных соображений. Резцы появляются прежде других зубов, во-первых, потому, что работа их требуется раньше (ведь разделение пищи предшествует растиранию, между тем, те служат для растирания, эти же - для разделения), затем потому, что меньшее по природе возникает скорее большего, даже если толчок к развитию их был дан одновременно; резцы же по величине меньше коренных, потому уже, что кость челюсти в {789a} том месте широкая, а у рта - узкая, а из большей части пища необходимо должна притекать в большем количестве, из меньшей же - в более скудном. Что касается сосания груди, то само оно для зубов ничего не дает, а теплота молока лишь заставляет зубы вырастать скорее. Доказательством служит то, что из числа сосущих детей прорезывание зубов идет скорее у тех, которые пользуются более теплым молоком. Выпадение некоторых зубов происходит ради лучшего, потому что острота резцов легко притупляется, и необходимо, следовательно, для работы заменить их другими; а у широких притупления не бывает, только от трения они с течением времени сглаживаются. По необходимости же они выпадают оттого, что у коренных корни помещаются в широкой и крепкой части челюсти, а у резцов - в тонкой, поэтому они слабы и легко подвижны. Снова вырастают они потому, что выпадение их происходит, когда кость еще растет, и времени для образования зубов имеется достаточно. На это указывает и то, что коренные зубы растут долгое время, так как последние из них прорезываются к двадцати годам; у некоторых крайние зубы вполне образуются даже под старость, так как в широком пространстве челюсти имеется достаточно питания. Передняя же часть заканчивает свое развитие скорее, {789b} и в ней не остается излишка, но вся пища расходуется на собственный рост. Демокрит же, ничего не говоря о цели, сводит все средства, которыми пользуется природа, к необходимости; они действительно таковы, однако существуют ради определенной цели и ради того, чтобы каждое было лучше. Ничто, следовательно, не препятствует зубам возникать и выпадать таким именно образом, но не ради этого, а ради известной цели, а все эти явления служат причиной движущей, инструментальной и материальной, ибо и пневмой можно производить многое, как инструментом: подобно тому, как в искусствах некоторые инструменты пригодны для многих целей, например, в кузнечном - молоток и наковальня, так и в произведениях природы - пневма. Выводить причины из необходимости похоже на то, как если бы кто-нибудь стал думать, что вода выпускается у водяночных только по причине ножа, а не здоровья, ради которого нож произвел разрез. Итак, относительно зубов, почему одни выпадают и вырастают снова, другие не выпадают, и вообще по какой причине они возникают, - сказано. Сказано также и относительно прочих свойств и состояний частей, поскольку они возникают не ради чего-нибудь, а в силу необходимости и движущей причины.


[150] В книге «О сне и бодрствовании», из серии малых естественно-научных сочинений, так называемых Parva naturalia.
[151] Точно передать греческие слова, служащие для обозначения различных цветов и оттенков, трудно: γλαυκός обозначает и голубой и серый цвет; χαροπός, переданный здесь словом «карий», обозначает вообще более светлый оттенок различных цветов; μέλας обозначает собственно черный, но часто темный, а в применении к вину — красный. «С козлиными глазами» (αΐγωψ; коза как самое обыкновенное животное постоянно служит для сравнения) — обозначает, очевидно, глаза желтые с искорками. О цветах имеется особое сочинение Аристотеля.
[152] По Аристотелю, свет есть движение прозрачной среды (διαφανής) и восприятие его производится прозрачной средой глаза. То же воззрение встречаем мы в «Гиппократовом сборнике»: световые ощущения происходят в прозрачном (διαφανής) месте глаза (книга «О мясе», глава 17).
[153] Глаукомой (γλαύκωμα) назывались у греков все помутнения в области зрачка голубоватого или зеленоватого цвета, чаще всего катаракта. В настоящее время глаукомой называют особую болезнь глаза, при которой происходит повышение внутриглазного давления и в зависимости от этого изменение цвета. Никталопия (νοκταλωπία) буквально — ночное зрение, т. е. дневная слепота, или светобоязнь; она несколько раз упоминается в «Гиппократовом сборнике».
[154] Здесь дело идет не о разнице цветов как таковых, а о раздельном восприятии предметов, так как, по Аристотелю, предметы для глаза различаются по окраске их поверхности.
[155] В основе этого лежит правильное наблюдение: у близоруких глаза более выпуклы, у дальнозорких — уплощены; но причина этого заключается не в положении глаз, а в том, что у миопов передне-задний диаметр (ось) глаза длиннее, у гиперметропов короче.
[156] II, 14, именно «ради защиты».
[157] Старость — γήρας (герас), землистое вещество — γεηρόν (геерон) от τή (ге)—земля. Аристотель нередко занимается словопроизводством, введенным в моду софистами, которое больше похоже на игру слов.
[158] Белая болезнь (λευκόν άλγος у Гиппократа), vitiligo, выражается в появлении на коже, главным образом лица и рук, белых, лишенных пигмента пятен; это трофический невроз вследствие заболевания центральной нервной системы. Белые пятна появляются также при проказе.
[159] Книга под этим названием не сохранилась или не была написана.
[160] «Илиада», VIII, 83.
[161] Трасса (θρίσσα) значит фракиянка. Эта рыба упоминается Аристотелем только здесь, и современное название ее не известно.
[162] Буквально — «издавая «ай».
[163] «Q частях животных», III, I.