ГЛАВА ВТОРАЯ

(Обращение суждений)
Всякое суждение есть или суждение о том, что присуще, или о том, что необходимо присуще, или о том, что возможно присуще [1]; и из этих суждений, в зависимости от того, приписывается ли (что-либо в них) или не приписывается, одни бывают утвердительными, другие- отрицательными; и далее, одни утвердительные и отрицательные бывают общими, другие - частными, третьи - неопределенными. Суждение о присущем, если оно общеотрицательное, необходимо допускает обращение в отношении своих терминов, например: если никакое удовольствие не есть благо, то и никакое благо не есть удовольствие. (Обще)утвердительное же суждение тоже необходимо допускает обращение, однако не в общее, а в частное, например: если всякое удовольствие есть благо, то какое-нибудь благо есть удовольствие; из частных суждений утвердительное необходимо допускает обращение его в частное же (ибо если какое-нибудь удовольствие есть благо, то и какое-нибудь благо будет удовольствием); обращение же (частно) отрицательного (суждения) не необходимо, ибо если некоторым живым существам не присуще быть людьми, то (отсюда) не следует, что некоторым людям не присуще быть живыми существами.
Возьмем сперва в качестве общеотрицательного суждения АБ. Если А не присуще ни одному Б, то и Б не будет присуще ни одному А. Ибо если бы оно было присуще чему-нибудь [2], например В, то было бы неправильно (заключить), что А не присуще ни одному Б, так как В есть (также) часть Б [3]. Если же А присуще всему Б, то Б будет присуще некоторым А [4], ибо если бы (Б) не было присуще ни одному (А), то и А не было бы присуще ни одному Б; но (ведь) было предположено, что (А) присуще всем (Б). Точно так же (обстоит дело с обращением и в том случае), если суждение частное. Ибо если А присуще некоторым Б, то и Б необходимо будет присуще некоторым А [5]. Если же (Б) не было бы присуще ни одному (А), то и А не было бы присуще ни одному Б. Но если А некоторым Б не присуще, то не необходимо, чтобы и Б не было присуще некоторым А [6], как, например, (в том случае), если Б есть живое существо, а А - человек; ибо не всем живым существам присуще быть людьми, однако всем людям присуще быть живыми существами.


[1] Ассерторическое, проблематическое и аподиктическое суждения.
[2] Какой-нибудь части А.
[3] Если ни одно Б не есть А, то и ни одно А не есть Б. Ибо если некоторая часть А, например В, была бы Б, то А и Б имели бы нечто общее (В), и о Б, поскольку оно В, можно было бы сказать, что оно есть и А.
Пример: ни один камень (Б) не есть живое существо (А), следовательно, ни одно живое существо (А) не есть камень (Б). Ибо если камень (Б) был бы лошадью (В), то неправильно было бы первоначальное утверждение, что ни один камень (Б) не есть живое существо (А).
[4] Каждый человек (Б) есть живое существо (А) – некоторые живые существа (А) суть люди (Б).
[5] Некоторые живые существа (Б) белы (А) – некоторые белые предметы (А) суть живые существа (Б).
[6] Если некоторые живые существа (Б) не суть люди (А), то отнюдь не верно, что некоторые люди (А) не суть живые существа (Б).