Кадмейцы

Смерть Телефассы и пророчество для Кадма
(3.4.1) Кадм же, похоронил умершую Телефассу и, радушно принятый фракийцами, пошел в Дельфы, чтобы разузнать об Эвропе. Бог же ответил ему, чтобы он не заботился об Эвропе, а воспользовался бы путеводной телицей и основал город там, где эта телица, утомленная, падет (на землю).

Кадм следует за путеводной телицей
(3.4.1) Получив это предсказание, Кадм выступил через страну фокейцев, встретив там телицу, которая паслась среди стад Пелагонта, последовал вслед за ней. Проходя через Бойотию, телица прилегла там, где теперь расположен город Фивы. Кадм, пожелав принести эту корову в жертву Афине, послал одного из тех, кто его сопровождал, за водой на источник Арея.

Убийство Кадмом змея и посев змеиных зубов
(3.4.1) Но змей, стерегущий этот источник (некоторые говорят, что этот змей был рожден Ареем), растерзал многих из посланных (Кадмом). Разгневанный Кадм убил змея и по указанию Афины засеял (землю) его зубами. Из этих посеянных (зубов) стали подниматься из земли мужи в полном вооружении, которых и назвали спартами. Они перебили друг друга, одни из них вступили в схватку умышленно, другие же по недоразумению. Ферекид же говорит, что Кадм, увидев, как из земли вырастают мужи в полном вооружении, стал бросать в них камнями. А они, подумав, что это они сами бросают камни друг в друга, вступили между собой в сражение. Спаслось из них всего пятеро - Эхион, Удай, Хтоний, Гиперенор и Пелор.

Наказание Кадма за убийство
(3.4.2) Кадм же за то, что он убил (змея), целый год находился в услужении у Арея. В те времена год равнялся восьми нынешним годам.

Свадьба Кадма и Армонии
(3.4.2) После этого служения Афина уготовала ему царство, а Зевс дал в жены Армонию, дочь Афродиты и Арея. Все боги, покинув небеса, воспевали в гимнах свадьбу, пируя в Кадмее. Кадм подарил ей пеплос и изготовленное Гефестом ожерелье. Некоторые же говорят, что это ожерелье подарил Кадму сам Гефест. Ферекид же сообщает, что его подарила Кадму Эвропа, взявшая его у Дия.

Потомки Кадма и Армонии - Кадмейцы
(3.4.2) У Кадма родились дочери Автоноя, Ино, Семела и Агава и сын Полидор. На Ино женился Атамант, на Автоное - Аристай, на Агаве - Эхион.

Актайон
(3.4.4) У Автонои и Аристая родился сын Актайон, который воспитанный Хироном, был обучен охоте. Позднее, однако, он был растерзан собственными псами на Китайроне и погиб таким образом. Как говорит Акусилай, (это случилось) изза гнева Дия, вызванного сватовством Актайона к Семеле. Или же, как говорит большинство (писателей), изза того, что он увидел Артемиду купающейся. Рассказывают также, что богиня мгновенно преобразила его в оленя и вселила ярость в сопровождавших его пятьдесят псов, которые, не узнав, растерзали его. После того как Актайон погиб, псы с громким лаем бросились искать своего хозяина. В поисках его они прибежали к пещере Хирона, который изваял образ Актайона, и утешил псов.

Имена гончих псов Актайона
[Имена гончих псов Актайона из стихов...
"Так ныне окружив прекрасное тело, как зверя,
мощные псы затравили, и первою впилась Аркена...
а после - ее могучий выводок, Линкей и
крепконогий Балий, за ним Амаринтос.
- Всех их по имени он перечислил..., как по порядку
... затем Актайон погиб по желанию Дия.
Ибо первыми испили досыта черной крови своего хозяина
Спарт, и Омарг, и Борес (он мгновенно мог зверя настигнуть).
Они же, отведав крови Актая, вкусили и плоти.
За ними вослед накинулись все другие, жадно кусая.
- людям от тяжких страданий то служит средством"]

Чудесное рождение Диониса
(3.4.3) Зевс же, влюбившись в Семелу, разделил с ней ложе втайне от Геры. Когда Зевс пообещал ей сделать все, о чем бы только она его не попросила, Семела, обманутая Герой, попросила его прийти к ней таким, каким он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный покой на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела же, упав от страха замертво, родила шестимесячное дитя, а он извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма распространили молву, будто Семела разделила ложе с какимто смертным и оболгала Дия. За это она и была поражена перуном. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермею.

Приемные родители Диониса
(3.4.3) (Гермес) отнес новорожденного к Ино и Атаманту и убедил их воспитывать его, как девочку. Разгневанная этим Гера поразила Атаманта и Ино безумием, и Атамант убил своего старшего сына Леарха, охотясь на него, как на оленя. Ино же погрузила Меликерта в сосуд с кипящей водой и затем, выхватив его, низринулась в морскую пучину вместе с мертвым ребенком. И зовется она (с тех пор) Левкотеей, а ребенок - Палаймоном, получив эти имена от мореплавателей. Ибо они оказывают помощь, когда поднималась буря. В честь Меликерта Сисифом были учреждены Истмийские игры.

Воспитание Диониса нимфами в Нисе Асийской
(3.4.3) Диониса же Зевс изменил в козленка, чтобы скрыть его от гнева Геры. Гермес, взяв его (на руки), отнес к нимфам, обитавшим в Нисе, что в Асии. Позднее Зевс, поместив их (нимф) среди звезд, назвал Гиадами.

Блуждания Диониса по Египту, Сирии, Фригии и Фракии.
(3.5.1) Дионис же, став первооткрывателем виноградной лозы после того, как Гера наслала на него ярость, скитался по Египту и Сирии. Вначале ему оказал гостеприимство Протей, царь египтян, затем он пришел к Кюбеле во Фригию. Там исцеленный Реей, постигнув таинства и получив от нее (Реи) столу, он направился через Фракию к индам (синтам?).

Ликург и Дрюант Эдонские
(3.5.1) Ликург же, сын Дрюанта, царствовавший над эдонами, жившими у реки Стримона, первым нечестиво изгнал (Диониса). Дионис нашел прибежище в море у Фетиды, дочери Нерея, вакханты и вакханки же стали пленниками вместе со следовавшей за Дионисом толпой Сатиров. Но затем вакханки были внезапно освобождены, в Ликурга же Дионис вселил безумие. Став безумным, он убил, ударив топором, своего сына Дрюанта, полагая при этом, что подрезает виноградную лозу. После того как Ликург обрубил конечности убитого сына, к нему вернулся рассудок. Так как земля стала бесплодной, бог возвестил, что она лишь тогда станет плодоносной, когда будет умерщвлен Ликург. Выслушав это предсказание, эдоны отвели его на гору Пангай и там связали. По желанию Диониса он погиб, растерзанный лошадьми.

Дионис в Кадмее
(3.5.2) Пройдя через Фракию [и всю Индику и установив там стелы] (Дионис) пришел в Кадмею. Там он вынудил женщин покинуть свои жилища и предаться вакхованию на Китайроне. Пентей же, рожденный Агавой от Эхиона, и унаследовавший царство от Кадма, препятствовал проведению (вакхических таинств). И, отправившись на Китайрон, чтобы наблюдать за вакханками, был растерзан на части собственной матерью Агавой в состоянии безумия (она приняла его за зверя).

Дионис в Аргосе
(3.5.2) Доказав кадмейцам, что он действительно бог, Дионис пришел в Аргос. Так как там его тоже не стали почитать, он поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их плоть.

Плавание Диониса из Икарии на Наксос
(3.5.3) Желая переправиться из Икарии (что в Аттике) на (остров) Наксос, Дионис нанял триеру тирренских морских разбойников. Они взяли его на борт, но проплыли мимо Наксоса и взяли курс на Асию, желая продать его там в рабство. Он же превратил мачту и весла в змей, наполнив корабль ветвями плюща и пением флейт. Морские разбойники, утратив разум, попрыгали все в море и превратились в дельфинов.

Дионис и дочери Ания
(Э 3.10) Дочери Ания, сына Аполлона, Элаида, Спермо и Ойно были прозваны Ойнотрофами. Дионис одарил их способностью творить из земли масло, злаки и вино.

Апофеоз Диониса и Семелы (Тюоны)
(3.5.3) Так люди признали в Дионисе бога и стали его почитать. Дионис же, выведя из царства Аида свою мать и назвав ее Тюоной, вместе с ней взошел на небеса.

Кадм и Армония в стране энхелейцев
(3.5.4) Кадм же вместе с Армонией, оставив Кадмею, отправился к энхелейцам. С ними вели войну иллирийцы, и бог предсказал (энхелейцам), что они победят иллирийцев, если будут иметь предводителями Кадма и Армонию. Вняв пророчеству, они сделали их своими вождями в войне с иллирийцами и одержали победу. Кадм воцарился в стране иллирийцев, и у него родился сын Иллирий. Затем же вместе с Армонией они превратились в змеев и были отправлены Дием на равнину Элисий.

Династия Кадмидов
(3.5.5) Полидор, став царем Кадмеи, женился на Нюктеиде, дочери Нюктея, сына Хтония, и породил Лабдака. Этот (Лабдак) погиб после Пентея, имея подобный же образ мыслей (относительно дионисийских вакхований). Так как Лабдак оставил годовалого сына Лаия, власть захватил Люк, брат Нюктея, на то время, пока Лаий был юным. Оба они (Люк и Нюктей) были беглецами-изгнанниками после того, как убили Флегюя, сына Арея и Дотиды (уроженки Бойотии), поселились в Гюрии и... Будучи в ближайшем окружении Пентея, они стали гражданами (Кадмеи).

Люк воцаряется в Кадмее
(3.5.5) Избранный фиванцами на должность военачальника (полемарха), Люк установил наследственное правление (династию) и царствовал двадцать лет. Но затем он был убит Зетом и Амфионом, и погиб он вот по какой причине.
У Нюктея была дочь Антиопа, с которой сошелся Зевс. Когда она забеременела, отец стал ей угрожать наказанием. Тогда Антиопа бежала в Сикюон к Эпопею и вышла за него замуж. Нюктей, охваченный тоской (по дочери), покончил с собой, поручив перед смертью Люку воздать по справедливости и Антиопе и Эпопею. Люк же, выступив в поход, покорил Сикюон. Эпопея он убил, а Антиопу увел в плен. Ведомая (в Кадмею), Антиопа родила двух сыновей в Элевтерах, в Бойотии. Найдя этих подброшенных (младенцев), волопас воспитал их и назвал одного Зетом, другого Амфионом. В то время как Зет посвятил себя скотоводству, Амфион же упражнялся в игре на китаре (а лиру ему подарил сам Гермес).

Бегство Антиопы из плена и воцарение Зета и Амфиона
(3.5.5) Между тем Люк и его жена Дирка держали Антиопу в заточении, обращаясь с ней жестоко. Освободившись однажды неожиданно от уз, которые пали сами собой, она тайно пришла к подворью, где жили ее сыновья, желая найти у них убежище. Те же, признав в ней мать, убили Люка. Дирку же, привязав к быку, они бросили мертвую в источник, который по ее имени называется Диркой. Захватив наследственную власть, они изгнали Лаия и окружили город стенами (при этом камни сами двигались под звуки лиры Амфиона).

Юность Лаия у Пелопа
(3.5.5) (Лаий) же отправился на Пелопоннес, где ему оказал гостеприимство Пелоп. Когда Лаий учил сына Пелопа Хрисиппа езде на колеснице, он влюбился в юношу и похитил его.
(Э 2.3) Пелоп, после того как его заклали и сварили на пиршестве богов, вернувшись к жизни, стал еще более красивым. Отличаясь такой красотой, он стал любимцем Посейдона. Посейдон подарил ему крылатую колесницу. Морская влага не касалась ее осей, когда она мчалась по поверхности моря.

Зет и Теба
(3.5.6) Зет женился на Тебе, по имени которой и сам город стал называться Фивами (Тебами).

О детях Амфиона и Ниобы
(3.5.6) Его брат Амфион женился на Ниобе, дочери Тантала, которая родила ему семь сыновей - Сипюла, Эвпинюта, Исмена, Дамасихтона, Агенора, Файдима и Тантала и столько же дочерей - Этодаию (другие называют ее Неайрой), Клеодоксу, Астюоху, Фтию, Пелопию, Астюкратею и Огюгию.
Гесиод же говорит о десяти сыновьях и десяти дочерях, а Эродор - о двух детях мужского и трех женского пола. Гомер же сообщает, что у них родились шесть сыновей и шесть дочерей.
Будучи многодетной матерью, Ниоба стала говорить, что она плодовитее Лето. Лето же, воспылав гневом, направила Аполлона и Артемиду против них (детей Ниобы). Артемида выстрелами из лука умертвила всех девочек в доме (Ниобы), юношей же, которые вели совместную загонную охоту на Китайроне, убил Аполлон. Из юношей спасся только Амфион, а из девушек - старшая Хлорида, которая потом сожительствовала с Нелеем. Но, согласно Телесилле, спаслись Амюкл и Мелибоя. Был расстрелян из лука и сам Амфион.
Сама же Ниоба, оставив Фивы, пришла к своему отцу Танталу в Сипюл. Там, взмолившись Дию, она превратилась в камень. Этот камень льет слезы днем и ночью.

Пророчество царю Лаию и рождение Ойдипода
(3.5.7) После кончины Амфиона царская власть перешла к Лаию. Он женился на дочери Менойкея, которую одни называют Иокастой, другие Эпикастой. Несмотря на то, что бог в пророчестве запретил Лаию иметь детей (ибо родившийся у него сын станет отцеубийцей), он все же сошелся с женой, напившись вина. Когда появился новорожденный, он отдал его пастуху, чтобы тот выбросил его, предварительно проколов ему лодыжки пряжкой. Но тот оставил (ребенка) на Китайроне, а волопасы Полюба, царя коринфян, подобрали младенца и принесли его к жене (царя) Перибое. Та, приняв (ребенка), вылечила ему лодыжки и назвала Ойдиподом, дав ему это имя изза распухших ног. Когда мальчик подрос, он выделялся среди сверстников своей силой и получил прозвище подкидыша из зависти (сверстников). Тогда он стал расспрашивать Перибою, но ничего не смог от нее узнать. Придя же в Дельфы, он вопросил (бога) о своих подлинных родителях. Бог же ответил ему, чтобы он не возвращался в свое отечество, ибо он убьет своего отца и женится на своей матери. Услышав это и считая (своими родителями) тех, от которых он, как говорили, родился, он оставил Коринф.

Ойдипод убивает Лаия и Полюфонта
(3.5.7) Проезжая на колеснице через Фокиду, он встретился на узком проходе с ехавшим на колеснице Лаием. После того, как Полюфонт (он был глашатаем у Лаия) приказал Ойдиподу уступить ему дорогу, и заколол одного из его коней изза неповиновения и промедления (Ойдипода), разгневанный Ойдипод убил и Полюфонта, и Лаия. Затем он явился в Фивы. (3.5.8) Лаия же предал погребению царь платаейцев Дамасистрат, а царская власть перешла к Креонту, сыну Менойкея.

Появление Сфинги в Фивах
(3.5.8) Во время его (Креонта) царствования Фивы охватило немалое бедствие. Ибо Гера наслала на город Сфингу, матерью которой была Эхидна, а отцом - Тифон. Она имела личину женщины, грудь, лапы и хвост льва, а крылья птицы. Выведав особую загадку у Муз, Сфинга уселась на горе Фикий и стала задавать ее фиванцам. Загадка же эта была такова: "Что есть один и тот же голос имеющее, которое становится то четвероногим, то двуногим, то трехногим?". После того как фиванцы получили пророчество, что они только тогда избавятся от Сфинги, когда разгадают загадку, многие приходили к этой горе, пытаясь разгадать смысл загадки. Однако когда они не находили (ответа), Сфинга, схватив одного из них, пожирала. После того как многие погибли, и последним - Аймон Креонтов, Креонт возвестил, что он передаст царство и вдову Лаия в жены разгадавшему эту загадку.

Ойдипод разгадал загадку Сфинги
(3.5.8) Прослышав об этом, Ойдипод дал (правильный) ответ, сказав, что в загадке Сфинги говориться о человеке. Ибо в младенчестве он четвероногий, ползая на четырех конечностях, достигнув зрелости - двуногий, состарившись же, он берет в качестве третьей опоры палку. Сфинга низринулась с верхнего города.

Ойдипод - царь в Фивах
(3.5.8) Ойдипод же принял царство, женился по незнанию на своей матери и породил с нею сыновей Полюника и Этеоклея, а также и дочерей Исмену и Антигону. Но есть и такие, которые говорят, что эти дети родились у Ойдипода от Эврюганеи, дочери Гиперфанта. (3.5.9) Когда же позднее тайное стало явным, Иокаста повесилась в удавке, а Ойдипод, ослепивший сам себя и лишившийся зрения, ушел из Фив. Он наложил проклятие на своих сыновей, которые видели, как его изгоняют из города, но не оказали ему никакой помощи.

Колонос, смерть Ойдипода
(3.5.9) Прибыв со своей дочерью Антигоной в Колонос, что в Аттике (там находится священный участок Эвменид), он сел просителем убежища у алтаря, был радушно принят Тесеем и спустя недолгое время умер.

Правление Этеоклея и Полюника в Фивах
(3.6.1) Этеоклей и Полюник заключили друг с другом соглашение относительно царской власти. Согласно ему следовало, что каждый из них начальствовал (по очереди) один год. Одни сообщают, что первым начальствовал Полюник и через год передал царство Этеоклею, другие же говорят, что первым начальствовал Этеоклей и не пожелал передать царство.

Полюник в Аргосе
(3.6.1) Полюник, изгнанный из Фив, прибыл в Аргос, имея с собой (лишь) ожерелье и просторную длинную одежду (пеплос). В Аргосе же царствовал Адраст, сын Талая. Полюник ночью подошел к его царским покоям и затеял сражение с Тюдеем, сыном Ойнея, бежавшим в Аргос из Калюдона. Когда внезапно поднялся крик, появившийся Адраст разнял их. Так как некий прорицатель предсказал ему, чтобы он выдал своих (двух) дочерей замуж за льва и вепря, (Адраст) избрал их обоих женихами. Ибо на щите одного из них была изображена голова вепря, а на щите другого - (голова) льва. Тюдей женился на Деипюле, а Полюник - на Аргее. Адраст пообещал обоих вернуть в отчизны. Вначале он стал готовить поход против Фив и стал созывать лучших воителей.

Амфиарай и суждение Эрифюлы
(3.6.2) Амфиарай, сын Оиклея, будучи прорицателем и провидя, что всем участникам похода суждено погибнуть, за исключением Адpаста, он и сам не осмеливался принять участие в походе, и других стал отговаривать. Тогда Полюник пришел к Ифию, сыну Алектора, и попросил его научить, как заставить Амфиарая выступить в поход. Тот ответил, что (этого можно достигнуть), если Эрифюла возьмет ожерелье. Амфиарай запретил Эрифюле брать дары от Полюника, но тот все же подарил ей ожерелье и стал просить ее, чтобы она убедила Амфиарая принять участие в походе. Ибо это было в ее власти. Когда она оказалась перед Адрастом, разняв (их с Амфиараем), он поклялся после примирения, что в случае разногласия с Адрастом, он согласится на суд Эрифюлы. И вот тогда, когда нужно было воевать с Фивами, Адраст стал звать его, а Амфиарай отказываться, Эрифюла, приняв в дар ожерелье, убедила его выступить в поход вместе с Адрастом. Амфиарай же, вынужденный воевать, дал наказ своим сыновьям, чтобы они, войдя в пору зрелости, убили свою мать и сами пошли на Фивы походом.

Семь вождей аргивян
(3.6.3) Адраст же собрал войско и с семью вождями поспешил выступить в поход на Фивы. А вожди эти были таковы: Адраст, сын Талая, Амфиарай, сын Оиклея, Капаней, сын Иппоноя, Иппомедонт, сын Аристомаха (другие же сообщают, что он был сыном Талая) - были из Аргоса, Полюник же, сын Ойдипода, был из Фив, Тюдей, сын Ойнея, айтолиец, а Партенопай, сын Меланиона, аркадец. Некоторые не причисляют к ним Тюдея и Полюника, но вместе с ними перечисляют Этеокла, сына Ифия, и Мекистея.

Учреждение Немейских игр
(3.6.4) Прибыв в Немею, которой правил царь Ликург, они стали искать воду. Дорогу к источнику им показала Ипсипила, оставив маленького Офельта, сына Эвридики и Ликурга, которого она воспитывала. Ибо лемнийки, узнав впоследствии о спасении Тоанта, убили его, а Ипсипилу продали в рабство на чужбину. Вот почему она и стала рабыней Ликурга. Пока она показывала (дорогу) к источнику, оставленный ею младенец погиб от укуса змея. Змея того убили появившиеся спутники Адраста, а младенца предали погребению. Амфиарай же сказал им, что это знамение предвещает будущие события. А того мальчика они назвали Архемором. Они же учредили в его память состязания, во время которых Адраст победил в конных ристаниях, в беге победил Этеокл, в кулачном бою - Тюдей, в прыжках и метании диска - Амфиарай, в метании копья - Лаодок, в борьбе - Полюник, в стрельбе из лука - Партенопай.

Подвиги Тюдея в Фивах
(3.6.5) Когда они подошли к Китайрону, они выслали вперед Тюдея, чтобы тот предъявил Этеоклею требование передать царство Полюнику, согласно их договору. Когда Этеоклей отказался, Тюдей, испытывая фиванцев, стал вызывать их на поединок по одному и одолел всех. Фиванцы же устроили на него засаду в пятьдесят тяжеловооруженных воинов, когда он уходил (обратно в стан). Но он перебил их всех, за исключением Майона, и после этого пришел в стан своего войска.

Осада семивратних Фив аргивянами
(3.6.6) Аргивяне же в полном вооружении подступили к стенам (города), имевшего семь ворот. Адраст встал у Омолоидских, Капаней - у Огюгийских, Амфиарай - у Проитидских, Иппомедонт - у Онкаидских, Полюник - у Высочайших, Партенопай - у Электр, Тюдей - у Кренидских. Этеоклей также вооружил фиванцев, назначил вождей, равных (по силе нападавшим) и стал вопрошать прорицателя, как они смогут одержать победу над врагами.

Прорицатель Тиресий
(3.6.7) У фиванцев был лишенный зрения прорицатель Тиресий, сын Эвера и нимфы Харикло, из рода спарта Удая.

Боги лишили его зрения
(3.6.7) Передают разные рассказы о его слепоте и его даре прорицания. Одни говорят, что он был ослеплен богами за то, что открывал то, что боги желали утаить от людей.

Афина лишила его зрения и даровала провидение
(3.6.7) Ферекюд же сообщает, что его ослепила Афина. Ибо Харикло была подругой Афины...... он увидел ее вовсе обнаженной. Тогда она извлекла его очи руками и сделала незрячим. Когда Харикло стала молить о возвращении зрения, та, не будучи в силах сделать это, так изощрила его слух, что сделала ему понятным язык птиц. Ему был также дарован кизиловый жезл, неся который, он шествовал подобно зрячим.

Спор Дия и Геры о мере наслаждения в соитии и суждение Тиресия
(3.6.7) Гесиод же сообщает, что он превратился из мужчины в женщину, созерцая спаривающихся змей у (горы) Киллены и поранив их. Выследив тех же самых спаривающихся змей, он вновь стал мужчиной.
В возникшем между Дием и Герой разногласии изза того, женщины или мужчины большее наслаждаются во время соития, они избрали его судьей. Он же изрек, что если соитие имеет десять мер (наслаждения), мужчинам присуща лишь одна мера наслаждения, а женщинам - (остальные) девять. Вот изречение Тиресия для Дия и Геры (в гексаметере):

"Муж наслаждается лишь одну меру из десяти мер,
Жена же услаждает свою душу до исполнения десяти (мер)"

За это Гера и ослепила его, а Зевс одарил способностью прорицания. Он, к тому же, стал долгожителем.

Пророчество Тиресия
(3.6.7) Вот этотто (Тиресий) и сказал запросившим его пророчества фиванцам, что они победят, если Менойкей, сын Креонта, предаст себя на заклание (в жертву) Арею. Услышав это, сын Креонта Менойкей заколол себя перед городскими воротами.

Сражения кадмейцев с аргивянами
(3.6.7) В состоявшемся сражении кадмейцев преследовали до самых городских стен. Капаней, схватив приставную лестницу, чтобы по ней взобраться на городские стены, но Зевс поразил его перуном. (3.6.8) Когда это случилось, аргивяне обратились вспять.

Гибель Этеоклея и Полюника в поединке
(3.6.8) Так как многие (воины) уже пали (в сражении), то согласно мнению обоих воинств Этеоклей и Полюник сразились в поединке за царскую власть, и убили друг друга.

Гибель Иппомедонта, Этеокла, Пертенопая
(3.6.8) Во вновь разгоревшейся жестокой битве особенно отличились сыновья Астака: Исмар убил Иппомедонта, Леад - Этеокла, Амфидик - Партенопая. Но, как говорит Эврипид, Партенопая убил Периклюмен, сын Посейдона.

Гибель Тюдея
(3.6.8) Меланипп, последний из сыновей Астака, ранил Тюдея в живот. После того как Тюдей полумертвым пал на землю, Афина испросила у Дия волшебное средство, посредством которого она намеревалась сделать его бессмертным. Узнав об этом, Амфиарай (который ненавидел Тюдея за то, что тот убедил аргивян вопреки его мнению выступить в поход на Фивы) отсек Меланиппу голову и дал ее Тюдею. [Тюдей убил ранившего его Меланиппа]. Тюдей, получив голову Меланиппа, извлек мозг и выпил его. Когда это увидела Афина, она возненавидела его, исполнившись величайшим отвращением и оставив свое благое намерение.

Гибель Амфиарая
(3.6.8) В Амфиарая же, бежавшего вдоль реки Исмена, прежде чем Периклимен ранил в спину, Зевс метнул перун и разверз землю. Амфиарай вместе с колесницей и возничим Батоном (как говорят другие - Элатоном) скрылся (под землей). Зевс сделал его бессмертным.

Спасение Адраста
(3.6.8) Спасся только Адраст благодаря своему коню Арейону. Этого коня родила от Посейдона Деметра, приняв облик Эриннии при соитии.

Приказ царя Креонта и Антигона
(3.7.1) Креонт, принявший царскую власть над фиванцами, бросил тела аргивян не погребенными, и, объявив запрет на их погребение, поставил стражу. Антигона же, одна из дочерей Ойдипода, похитила тело Полюника и тайно погребла его. Уличенная в воровстве Креонтом, она была похоронена заживо в той же могиле.

Погребение павших героев
(3.7.1) Адраст же, придя в Афины, припал к алтарю Милосердия и, положив на него ветвь молящего о защите, стал просить о погребении мертвых. Тогда афиняне во главе с Тесеем выступили в поход, взяли Фивы и передали трупы домочадцам для погребения.
В запылавший погребальный костер Капанея, кинулась его жена Эвадна, дочь Ифия, и сгорела.

Поход Эпигонов на Фивы
(3.7.2) Через десять лет сыновья погибших, прозванные Эпигонами, предприняли поход на Фивы, желая отомстить за смерть отцов. Когда они вопросили оракул, бог предрек им победу, если Алкмайон будет полководцем. Алкмайон, не желая предводительствовать войском пока не отомстит матери, все же выступил в поход. Ибо Эрифюла, получив в подарок от сына Полюника Терсандра пеплос, убедила отправиться в поход и своих сыновей. Итак, Эпигоны, выбрав предводителем Алкмайона, напали на Фивы. Участвовали в походе следующие воины: Алкмайон и Амфилох, сыновья Амфиарая; Айгиалей, сын Адраста; Диомед, сын Тюдея; Промах, сын Партенопая; Стенел, сын Капанея; Терсандр, сын Полюника; Эврюал, сын Мекистея.
(3.7.3) Вначале они опустошали деревни, расположенные вокруг (Фив), но затем, когда фиванцы выступили против них во главе с вождем Лаодамантом, сыном Этеоклея, они стали отважно сражаться. Лаодамант убил Айгиалея, а Лаодаманта - Алкмайон.

Фиванцы тайно покинули город
(3.7.3) После смерти Лаодаманта фиванцы укрылись за стенами города. Так как Тиресий убедил фиванцев послать к аргивянам глашатая для переговоров о мире, а самим бежать, фиванцы отправили к врагам вестника, сами же, посадив детей и жен на повозки, бежали из города. Когда они ночью прибыли к так называемому источнику Тильфусса, Тиресий, выпив воды из него, тут же умер. А фиванцы после долгих странствий основали город Гестиаю (на Эвбее) и там поселились.

Добыча аргивян
(3.7.4) Узнав позднее о бегстве фиванцев, Аргивяне вошли в город, собрали добычу и срыли стены. Они отправили Аполлону в Дельфы часть добычи вместе с дочерью Тиресия Манто, ибо давали обет (Аполлону), что после взятия Фив, посвятят ему лучшую часть добычи.
(3.7.5) После взятия Фив Алкмайон, узнавший о том, что Эрифюла и против него приняла подарок, еще больше разгневался. К тому же, было пророчество Аполлона, что он убьет свою мать. Одни говорят, что они вместе с братом Амфилохом убили Эрифюлу, другие же - что он один. Но Алкмайона стала преследовать Эриния матереубийства, и он, обезумев, бежал вначале в Аркадию к Оиклею, а оттуда в Псофиду к Фегею. Последний очистил Алкмайона от скверны убийства, и он женился на его Арсиное. В качестве свадебного подарка он подарил ей (те самые злополучные) пеплос и ожерелье.
Позднее, однако, когда изза него земля стала бесплодной, оракул бога повелел ему уйти к Ахелою и у того вновь получить очищение от скверны. Вначале Алкмайон прибыл в Калюдон к Ойнею и был им радушно принят, затем он пришел в страну теспротов, но был оттуда изгнан. Наконец, он пришел к истокам Ахелоя и был им очищен от убийства. Алкмайон взял в жены дочь Ахелоя Каллирою, он основал поселение в месте, которое намыл Ахелой, и в нем обосновался. Позднее Каллироя захотела получить пеплос и ожерелье, заявляя, что не будет с ним жить, если не получит их. Алкмайон отправился за ними в Псофиду. Там он заявил Фегею, что ему суждено избавиться от безумия лишь тогда, когда он отнесет ожерелье и пеплос в Дельфы и посвятит (эти предметы Аполлону). Поверив, Фегей отдал их Алкмайону. Позднее, однако, раб донес, что он отдал эти предметы Каллирое, и тогда сыновья Фегея по приказу отца убили Алкмеона из засады. Когда Арсиноя стала укорять (своих братьев), сыновья Фегея посадили ее в ларь, отнесли в Тегею и отдали в рабство Агапенору, солгав, будто бы это она убила Алкмайона.
(3.7.6) Каллироя же, узнав о гибели Алкмайона, упросила Дия в минуту близости с ним сделать рожденных ею от Алкмайона сыновей взрослыми, чтобы они отомстили за убийство своего отца. Они же, внезапно став взрослыми, выступили совершить возмездие за своего отца.
В то же самое время сыновья Фегея Проной и Агенор, неся ожерелье и пеплос в Дельфы, чтобы посвятить их Аполлону, свернули с дороги и зашли (в дом) Агапенора. Туда же вошли сыновья Алкмайона Амфотер и Акарнан. Они умертвили убийц своего отца и направились в Псофиду. Войдя в царский дворец, они убили Фегея и его жену. Преследуемые (сыновья Алкмайона) бежали до самой Тегеи. Жители Тегеи и некоторые из аргивян пришли к ним на помощь, обратив псофидян в бегство, и они спаслись.
(3.7.7) Поведав об этом матери, сыновья Алкмайона отправились в Дельфы и посвятили по приказу Ахелоя ожерелье и пеплос (Аполлону). Оттуда они перешли в Эпир, собрали переселенцев и основали (царство) Акарнанию.
Эврипид же сообщает, что в то время, когда Алкмайон впал в безумие, дочь Тиресия Манто родила от него двух детей, сына Амфилоха и дочь Тисифону. Принеся младенцев в Коринф, (Алкмайон) отдал их на воспитание царю Коринфа Креонту. Выдававшаяся своей красотой Тисифона была продана в рабство женой Креонта, которая опасалась, как бы ее супруг не захотел сделать эту (девушку) своей женой. Ее купил Алкмайон и содержал ее как рабыню, не зная, что она его собственная дочь. Придя в Коринф, чтобы потребовать обратно своих детей, Алкмайон взял и своего сына. Амфилох согласно пророчеству Аполлона заселил Амфилохийский Аргос.