Эсхин

    Эсхи́н
  •          (греч. Αἰσχίνης).
  •        1. Э. Socraticus (ученик Сократа), автор семи диалогов, написанных в духе сократовой философии, из которых до нас дошло несколько отрывков. Сын бедных родителей, он постоянно жил в гнетущей бедности, но всегда оставался верен своей любви к учителю (Сократу) и своей науке. После смерти Сократа Э. жил в Сиракузах при дворе Дионисия; после низвержения последнего он возвратился в Афины, где учил за деньги и писал речи для подсудимых.
  •        2. Греч. оратор и политик, род. в Афинах в 389 г. до н. э. в бедной и незнатной семье учителя Атромета и Главкофеи. Он выступал на трагической сцене, где играл по найму роли тритагониста, но не имел успеха, несмотря на свой прекрасный голос. Некоторое время Э. служил писцом у известного тогда оратора и государственного деятеля Аристофонта, а затем у Эвбула, политических мнений которого впоследствии он придерживался. На службе писца Э. основательно ознакомился с законами и ходом государственных дел. По обязанности гражданина он нес военную службу, был в походах и храбро сражался при Мантинее (362 г.), а позже при Таминах (348 г.). В год этой последней битвы богато одаренный природой Э. впервые выступил на поприще политического оратора, на котором затем до конца оставался постоянным соперником и противником Демосфена. В древности говорили о трех грациях и 9 музах Э., т. е. о его 3 речах и 9 письмах. До нас дошло 12 писем, но все они подложны. В 347 г. вместе с Демосфеном Э. участвовал в переговорах о мире с Филиппом Македонским, причем хитрое, ласковое обращение Филиппа привлекло его на сторону македонских интересов. Участвуя в новом посольстве, перед которым Филипп должен был подтвердить мирный договор клятвой, Э. намеренной медлительностью оказал содействие замыслам македонского царя во вред Афинам. По этому поводу Демосфен и Тимарх выступили против Э. с обвинением в государственной измене, от которого тот увернулся, представив (345 г.) встречное обвинение против самого Тимарха, как человека, опозорившего себя безнравственной жизнью.
  •          Речь против Тимарха, в которой разоблачаются глубокие нравственные язвы того времени, принесла Э. блистательную победу, но в 343 г. Демосфен снова возбудил прежнее обвинение. На этот раз Э. защищался речью о недобросовестно выполненном посольстве (реn раrаpresbeias) и был оправдан весьма незначительным большинством голосов. Он неизменно оставался приверженцем Македонии и, будучи пилагором со стороны Афин в Дельфах, способствовал объявлению в 339 г. второй Священной войны против амфисских локров; ее последствием была Херонейская битва, решившая судьбу Греции. В 336 г. Э. представил обвинение против Ктесифонта, предложившего дать Демосфену золотой венок за его заслуги перед отечеством. Однако когда 6 лет спустя, при совершенно изменившейся политической обстановке, дело наконец поступило на рассмотрение суда, Э. был побежден, несмотря на замечательные достоинства сказанной им при этом речи против Ктесифонта. По форме его обвинение было направлено против Ктесифонта, а по существу — против Демосфена, но знаменитая речь последнего «О венке» произвела такое впечатление на судей, что в пользу Э. не набралось и пятой доли голосов. Вследствие этого поражения вечный противник Демосфена добровольно удалился в изгнание (330 г.) на Родос и там (или на Самосе) умер на 75-м году от рождения. Нельзя не признать в последней речи Э. ясности, определенности, богатства мыслей, легкости и прелести изложения; зато логическая последовательность доказательств в части, обращенной против Демосфена, очень слаба.
  •        3. Э. Академик, родился в Неаполе, ученик Мелантия Родосского и Карнеада, учил в Афинах в конце II в. до н. э.