Эпиграмма

    Эпигра́мма
  •          (греч. ἐπίγραμμα, надпись), в буквальном смысле и по своему происхождению — поэтическая надпись на подарке, гробнице, художественном произведении. Э. поясняла внутренний, духовный смысл данного предмета указанием на того, кто этот предмет посвящает, подносит, или того, кто его приготовил, произвел, а также обозначением цели предмета. Главное достоинство маленького стихотворения этого рода заключалось в его простоте, безыскусственности, соединенной с остроумием и законченностью мысли и выражения. Уже древнейшие поэты Архилох, Сафо и др. занимались сочинением Э., но истинным родоначальником эпиграмматической поэзии был Симонид Кеосский. Его Э., большая часть которых написана для памятников в честь участников Персидских войн, представляют вполне законченные образцы поэтического творчества и отличаются остроумием и высокохудожественной простотой. Э. служила не только конкретной надписью, но составлялась и фиктивно в форме таковой, напр., для надгробных памятников поэтам, философам и на известные произведения искусства. Сюжетом для Э. брали характерное происшествие из жизни и возводили его внутренний смысл до общей сентенции или делали из него маленькую художественную картинку. Таким образом, слово «Э.» приобрело тот смысл, который мы придаем ему теперь. Более всего этот род Э. развился у александрийских поэтов, т. е. в то время, когда греческая поэзия уже не в силах была создавать более крупные произведения. Но в этих маленьких произведениях греческое творчество обнаруживало еще большую прелесть и изящество, разносторонность и мастерство. Сюжет обычно брался из области литературы и искусства, а также из частной жизни. Эпиграмматическое стихотворство, бывшее в таком ходу у александрийцев, процветало до времен Римской и Византийской империи, часто далеко уже не с таким талантом, но все еще с некоторым мастерством. Об отдельных греческих эпиграмматистах см. Греческая антология.
  •          У римлян Э. нашла такое же разнообразное приложение, как и у греков. Начиная с Энния, нам известен целый ряд эпиграмматистов, и число их растет в VII столетии Республики и в Августов век. При Домициане выступает Марциал, потом Авзоний. О сборниках см. Латинская антология.
  •          Наиболее часто встречающийся стихотворный размер Э. — дистих; но иногда употреблялись и другие. Диалект греческой Э. обычно ионийский, но в зависимости от местности делались и отступления от него.