Эол

    Эо́л
  •          (греч. Αἴολος).
  •        1. Старший сын Геллена и нимфы Орсеиды, внук Девкалиона или Зевса, брат Дора и Ксуфа, властитель фессалийской Магнесии, родоначальник эолийского племени и потому один из прародителей эллинского народа. Эолийцы занимали наибольшую территорию из всех греческих племен, а именно большую часть северной и западной Греции, южную и западную стороны Пелопоннеса. Отсюда и сказание о множестве детей Э., которые считались государями-основателями различных поселений, что привело к большой путанице в генеалогии. Э., как старший сын Геллена, получил отцовское наследие между реками Асоп и Энипей, тогда как его братья отправились в чужие земли; он — представитель древнегреческого элемента. Жена Э., Энарета, родила ему 7 сыновей: Кретея, Сизифа, Атаманта, Салмонея, Деиона, Магнета, Периера, и 5 дочерей: Канаку, Алкиону, Пейсидику, Калику, Перимеду.
  •          Кретей основал Иолк и имел от Тиры сыновей: Айсона (царь города Иолк, отец Ясона), Ферета (основатель Фер, отец Адмета и Ликурга) и Амифаона (основатель Пилоса, отец Бианта и Мелампа). Сизиф построил город Эфира (Коринф) и имел сына Главка, отца Беллерофонта.
  •          Атамант (см. Атамант) царствовал в Орхомене. Салмоней, отец Тиры, построил Салмону в Элиде. Деион был царем Фокиды, отцом Астеропайи, Айнета, Актора, Филака, Кефала. Магнет был отцом Диктия и Полидекта, заселивших остров Сериф. Периер сделался царем Мессены и был отцом Афарея и Левкиппа.
  •        2. Э. Гиппотад, т. е. «сын Гиппота» (всадника), повелитель ветров, демон ветров, живущий в дальнем западном море на острове, окруженном медными стенами и высокими скалами. Здесь он, любимец богов, счастливо живет в своем богатом доме с женой, 6 сыновьями и 6 дочерьми, которых он переженил между собой. Э. радушно принял Одиссея и дал ему в кожаном мешке встречные ветры, а попутному ветру велел дуть в паруса Одиссея. Однако товарищи последнего, находясь уже близко к родным берегам, во время сна Одиссея развязали мешок; ветры, вырвались и погнали корабль опять к Эолову острову; но Э. отказался принять Одиссея и его спутников, так как узнал, что они ненавистны богам. В «Илиаде» и у Гесиода об Э. не упоминается, и нигде в Греции ему не приносили жертв и не молились; не изображаемый и у Гомера как бог в полном смысле слова, Э. и позднее оставался чисто поэтическим образом. Иначе он представляется у Вергилия, где Юнона обращается к нему с просьбой; позднейшие поэты помещают его на Липаре или Стронгиле, одном из Эоловых островов, и называют его царем ветров (rex ventorum). Со скипетром в руке Э. сидит на вершине скалистой горы и держит в повиновении заключенные в пещере ветры.
  •          С родоначальником эолийцев этот Э. первоначально не имел ничего общего, но позднее писатели часто отождествляли их или связывали друг с другом. Предполагали, что существовали Э. I, сын Геллена, Э. II, сын Гиппота, царь Эолиды в Этолии, и Э. III (внук Э. II, правнук Гиппота, поэтому Гиппотад), который вместе со своей матерью Арной и братом Бойотом жил в Метапонтии, убил там свою приемную мать Автолику и бежал на названные по его имени Эоловы острова на Тирренском море, где будто бы основал город Липара.