Экклесия

    Экклеси́я
  •          (греч. ἐκκλησία), народное собрание, выполнявшее в греческих республиках функции верховной власти. В разных государствах Э. состояла из различных элементов и имела различные полномочия.
  •     I. Афинская Э., собрание всего народа, в котором участвовали граждане начиная с 20 лет (агоры были собраниями фил и демов). В каждой притании было по 4 очередных собрания, первое из которых называлось «курия» (в прежние времена, вероятно, единственное в притании); иногда и все 4 называются куриями. В особых случаях, которые требовали немедленных действий, на чрезвычайное собрание созывались и граждане из деревень. Для каждого из очередных собраний был назначен особый род занятий, напр.: для первого — эпихиротония (см. сл.) должностных лиц, обвинения против государственных преступников, объявление о конфискованных имуществах и о заявленных в суд притязаниях на наследства; для второго — прошения к народу и предложения о помиловании; для третьего — переговоры с иностранными государствами; для четвертого — религиозные и общественные дела вообще. Кроме того, по правилам, председательствующий должен был заранее объявить посредством плакатов о предметах собрания. Невозможно сказать, в какие дни притании оно происходило и бывало ли во всех прятаниях в один и тот же день.
  •          Созывал собрание председатель пританов (эпистат), позже — председатель проэдров (см. Буле); иногда, особенно в военные времена, их созывали стратеги. Приглашение через герольдов было необходимо только при катаклесиях (закрытых заседаниях). Обычным местом собрания в прежние времена была площадь, потом Пникс, еще позже театр, а в особых случаях также театр в Пирее. При входе каждый получал табличку, возвращая которую, он получал плату (экклесиастикон), состоявшую из 1, позже из 3 оболов. О недопущении не имевших на то право заботились 6 лексиархов и их помощники. Опоздавший не получал платы.
  •          Перед открытием собрания совершались жертвоприношение и молитва. Затем председатель, созвавший собрание (см. подробности в ст. Буле), предлагал на обсуждение определенный предмет. Прежде всего происходило голосование относительно того, желает ли народ присоединиться к сопровождавшему обычно предложение постановлению совета. Голосование об этом называлось «прохиротония». В следовавших за этим дебатах (если большинство высказывалось за дальнейшее обсуждение вопроса) мог принимать участие всякий, кто не подлежал атимии. Докимасия ораторов ограничивалась исключительно расследованием того, обладает ли оратор всеми гражданскими правами (см. Докимасия). Официальных ораторов не существовало и господствовала полная исегория — равное для всех граждан право говорить или подавать голос. Естественно, что во все времена отдельные личности, выделявшиеся государственной мудростью и талантом, а часто и любимые народом за красноречие и лесть демагоги занимались ораторством как главным делом жизни. При этом народное собрание было единственным поприщем для государственных деятелей. На время речи оратор надевал венок в знак своей неприкосновенности. Если он уклонялся от предмета речи или пренебрегал существующими обычаями или законами, то председатель имел право удалить его с кафедры и оштрафовать на 50 драхм. При более тяжких проступках он мог быть передан для наказания совету или ближайшему народному собранию. Впрочем, в позднейшие времена, когда всему задавали тон демагоги, эти постановления уже не выполнялись с прежней строгостью. Так как собрание не было связано решением совета, то всякому оратору была предоставлена возможность внести собственное предложение, которое могло быть прямо противоположно постановлению совета. Такое предложение во время собрания вручалось председателям, которые решали, может ли оно быть представлено народу для голосования. При этом даже один из председателей, по крайней мере эпистат, мог, вопреки решению остальных и с опасностью навлечь на себя обвинение, воспрепятствовать голосованию, если предложение не соответствовало законам (как Сократ в «процессе стратегов»). Мало того, любой участник собрания мог выступить против оратора, причем он с клятвой заявлял, что хочет привлечь к суду сделавшего предложение за противозаконность оного.
  •          Разрешение голосовать по поводу противозаконного предложения могло в определенных случаях повлечь за собой атимию. Голосование происходило посредством поднятия рук (хиротония), а в личных вопросах, как в суде, посредством табличек или камешков. Постановление собрания называлось «псефисма» (см. Псефисма). Оно вносилось в архив и часто вырезалось на меди или на камне. Формулу постановлений можно видеть из надписей: «Сделал предложение» и т. д. Иногда точно определяется время постановления, благодаря прибавлению имени архонта, названия притании и ее дня; указание на день притании, даже на день месяца, постоянно практиковалось в позднейшие времена.
  •          Начиная с ол. 100, 3, эпистат выбирался не из пританов, но из пританейских фил. По окончании дел председатель распускал собрание через глашатая. Собрание отсрочивалось в том случае, если дела не были окончены или если гром, молния и другие небесные знамения мешали продолжению совещания.
  •          Делавший предложение, даже в случае его принятия, отвечал за него в течение года и мог быть подвергнут обвинению.
  •          На народное собрание возлагались следующие обязанности:
  •        1. Содействие при законодательстве. На первом народном собрании в начале года председатели предлагали вопрос о том, все ли законы должны быть оставлены без изменения или же необходимы перемены. Для большей наглядности фесмофеты должны были собрать противоречивые законы и устаревшие, но еще не уничтоженные официальные постановления и представить их народу. Кроме того, каждый мог вносить предложения. Вновь предложенные законы (всякий отменяемый закон должен был заменяться новым) выставлялись публично для всеобщего сведения. Народ избирал защитников старых законов (синегоров, синдиков), а на третьем народном собрании назначал номофетов из числа гелиастов текущего года, перед которыми проходил формальный процесс между старым и новым законами. Первый защищали синегоры, второй — тот, кто его предложил. Решение принадлежало номофетам под председательством фесмофетов, но решение это, если оно было в пользу нового закона, так же, как и псефисма, могло подлежать обвинению, и утверждение его, равно как и отклонение, зависело от приговора судей. В позднейшие времена народ часто обходил эту строгую форму и заменял законы своими постановлениями.
  •        2. Избрание должностных лиц, поскольку оно происходило посредством хиротонии, а не по жребию, в соответствии с демократическими законами Клисфена. Выбор сохранился для тех лиц, должности которых требовали особых способностей и гарантии относительно состояния, а также для военных, финансовых и некоторых других должностей. Выборные собрания, время которых не может быть точно определено, называются «архаресии» (ἀρχαιρεσίαι). Председательство в них имели 9 архонтов. Кандидаты назывались спудархами (σπουδάρχαι), а домогательство должности — спудархией. Должностные лица могли быть смещены, поэтому в первом собрании каждой притании архонты ставили вопрос, должны ли быть служащие оставлены в своих должностях или же заменены.
  •        3. Постановления против отдельных лиц (остракизмы). На изгнание через остракизм нельзя смотреть как на наказание, и, действительно, оно не имело никаких пагубных последствий ни для чести, ни для имущества изгнанного. На собрании перед началом седьмой притании задавался вопрос, существует ли необходимость в применении этой меры к отдельным личностям (по политическим причинам). Если давался утвердительный ответ, то каждый, желавший чьего-либо изгнания, должен был во время собрания на агоре написать его имя. Тот, кто набирал 6 тыс. голосов, должен был оставить город на 10, позже — на 5 лет, но мог быть возвращен по решению народа. Последним из изгнанных через остракизм был Гипербол (417 г.).
  •        4. Судейские обязанности народ исполнял лишь в чрезвычайных случаях относительно тех лиц, которые преследовались по обвинению, хотя и здесь последнее решение обычно принадлежало суду (см. Эйсангелия). При публичном ходатайстве (см. Пробола) приговор народа имел лишь предварительное значение и по закону не должен был влиять на приговор суда; обвинения против должностных лиц вносились в народное собрание посредством проболы, но решение принимали судьи.
  •        5. При установленном законом содействии совета народу принадлежало верховное решение во всех государственных делах: о войне и мире, о союзах и договорах. Полномочия послов исходили от народа. Возвращавшихся послов, как и послов иностранных государств, принимали на народном собрании после их предварительного появления в Буле (совете). Распределение расходов общественных денег, изменение размера податей и пошлин зависели от решения народа. Равным образом народом обсуждались дела, касавшиеся религии, напр. принятие новых культов и т. п. Далее, наряду с другими корпорациями, народ раздавал почести и права отдельным лицам, напр., венки, стол в Пританее и т. д. Народу также принадлежало право даровать иностранцам право гражданства.
  •     II. Э. в Спарте (дорич. ἁλία) состояла из всех полноправных граждан в том смысле слова, какой оно имело до того, как в самом господствующем дорическом населении стали проводиться различия, т. е. из всех спартиатов старше 30 лет, которые исполнили все свои гражданские обязанности и не были под атимией. Мало вероятно, что и периэки принимали участие в собраниях. Народное собрание имело весьма ограниченный круг деятельности, однако, пока вся политическая власть сосредоточивалась в герусии (см. сл.), было верховной властью в Спарте. Оно отвергало или одобряло предложения герусии или царей, но не могло изменять их своей властью. Все добавления такого рода могли быть объявлены царем или советом недействительными. Прений обычно не бывало, так как право говорить на собрании зависело от особого разрешения властей. Голосование происходило довольно беспорядочно, посредством громкого крика; в том случае, если решение таким способом было сомнительно, оно осуществлялось посредством разделения на партии (secessio in partes). Место собрания, на котором стояли (в Афинах сидели) его участники, по предписанию Ликурга было устроено между Бабикой и Кнакием, т. е. внутри черты города (см. карту к ст. Лаконика), позже — в т. н. скиасии (σκιάς), павильоне при агоре. В IV в. до н. э. первоначальное имущественное равенство, основанное на т. н. законах Ликурга, значительно изменилось. Это произошло в результате уменьшения количества граждан и особенно вследствие закона Опитадея, который позволял дарить при жизни и оставлять после смерти недвижимое имущество. Граждане разделились, таким образом, на два разряда: богатых, или равных (гомои, ὅμοιοι), и меньших (гимомеоны, ὑμομείονες). Тогда же наряду с собранием всех спартиатов было учреждено собрание гомоев, которые в этом качестве назывались экклетами (ἔκκλητοι). Точное разграничение обязанностей этих собраний нам неизвестно.
  •          Решению народного собрания подлежали следующие вопросы: выбор некоторых властей и членов совета, решения о престолонаследии в сомнительных случаях, отпущение на свободу илотов, законодательство, решение о договорах, о войне и мире (см. прения о войне и мире у Фукидида, 678 г. до н. э.).
  •          В других дорических государствах, напр. в критских городах, обязанности народного собрания были ограничены так же, как в Спарте.
  •          Ахейский союз ежегодно собирал по 2 очередных народных собрания в Эгине, где голосование происходило по городам.