Эдип

    Эди́п
  •          (греч. Οἰδίπους, опухшая нога), в греческой мифологии сын фиванского царя Лая и Иокасты (Эпикасты). Он убил своего отца и женился на матери, не зная их. Когда боги открыли это преступление, Иокаста повесилась, а Э. продолжал свое полное скорбей царствование в Фивах, мучимый эриниями своей матери. На его могиле фиванцы праздновали погребальные игры. Этот рассказ об Э., находящийся у Гомера, вероятно, разрабатывался еще прежними эпическими поэтами, а трагики значительно расширили и видоизменили его. У Софокла в трагедии «Царь Эдип» эта история представлена в таком виде: фиванский царь Лай, сын Лабдака (см. Амфион), внук Полидора, правнук Кадма, получил от Аполлона предсказание, что ему суждено умереть от руки собственного сына, который родится у него от его жены Иокасты (у Гомера — Эпикасты), дочери Менекея и сестры Креонта. Поэтому, когда у Иокасты родился сын, он тотчас после рождения приказал слуге отнести его на гору Киферон, посвященную эриниям (которые потом мучили Э. всю жизнь), предварительно связав его и проколов ему ноги. Но слуга, придя на Киферон, отдал ребенка одному коринфскому пастуху, который отнес его своему бездетному царю Полибу и его жене Меропе (или Медузе, Перибойе). Они дали ему за его опухшие ноги имя Э. и воспитывали как своего сына. Когда он был уже юношей, один коринфянин на пиру упрекнул его в том, что он подкидыш. Тогда он без ведома родителей отправился в Дельфы, чтобы спросить о своем происхождении. Аполлон сказал ему, что он женится на своей матери, будет отцом ужасного для людей поколения и убьет своего отца. Вследствие этого Э. решил не возвращаться к своим родителям в Коринф и отправился в Фивы. Там, где между Дельфами и Давлидой отделяется от главного пути дорога в Фивы, т. н. Схиста (см. сл.), он встретил колесницу, которой правил герольд. В этой колеснице ехал неизвестный ему его отец Лай, отправлявшийся к Дельфийскому оракулу. Когда герольд хотел силой столкнуть его с дороги, Э. ударил его, за что старик, сидевший в колеснице, нанес ему удар в голову, когда он проходил мимо. Разгневанный Э. убил Лая и его спутников, за исключением одного, который успел убежать. Недалеко от Фив он освободил город от Сфинкса (см. сл.), разгадав загадку этого чудовища, которое потом бросилось со скалы и разбилось. В благодарность за это благодеяние правитель Креонт и город вручили ему царство над Фивами и руку вдовствующей царицы, его собственной матери. У нее от Э. родились Этеокл, Полиник, Антигона и Йемена. (Древнее эпическое сказание не знает потомства от этого брака; в нем названные дети родились у Э. и Эвригании, дочери Гиперфа, на которой он женился после Эпикасты.) После многих лет благополучия счастье Э. было нарушено наступившим неурожаем и страшной моровой язвой. Спрошенный по этому поводу оракул Аполлона объявил, что город будет избавлен от бедствия, если будет изгнан или убит живущий в государстве убийца Лая. Э., заботясь о благе государства, старательно разыскивал преступника, и результатом этих розысков было ужасное открытие, что он сам убийца своего отца Лая и муж своей матери. Иокаста в отчаянии повесилась, а Э. ослепил сам себя. Этим оканчивается драма Софокла.
  •          По другим рассказам, Э. был найден на Кифероне пастухами, которые и воспитали его; по иной версии, он вырос в Сикионе, главном месте культа эриний. Тот узкий проход, в котором, по преданию, он убил своего отца, находится близ Потний, где также почитались эринии.
  •          Относительно дальнейшей судьбы Э. сказания расходятся. По древнейшим преданиям, он после открытия своего ужасного преступления продолжал царствовать в Фивах, где и умер; похоронен он или в Фивах, или в Этеоне, в храме Деметры (эриния). У трагиков же рассказывается, что он тотчас был изгнан сыновьями и Креонтом, который вновь принял бразды правления, а Антигона сопутствовала ему в изгнании; по другим версиям он был заключен сыновьями в темницу, чтобы скрыть позор своего дома. Э. проклял их за это, и вследствие этого проклятия они вступили в пагубный спор за царство и убили друг друга (см. Адраст). В циклических фиванских сказаниях это отцовское проклятие мотивировано тем, что Полиник поставил перед отцом серебряный стол Кадма и золотой кубок, коснувшись таким образом заветных вещей, которые напоминали Э. об отцеубийстве. Раздражительный старик и в другой раз проклинает сыновей за то, что они во время семейного жертвоприношения вместо лучшего куска жертвенного мяса прислали ему самый худший. В трагедии Софокла «Эдип в Колоне» Э., изгнанный после открытия его преступления из Фив, приходит в сопровождении Антигоны в Аттику в рощу Колон, где, примиренный с эриниями, умирает в их храме. Перенесенные им ужасные бедствия сделали его святым, и могила его считалась священным местом, покровительствующим Аттике. В самих Афинах, между ареопагом и акрополем, находилась гробница Э. в храме эвменид.