Фукидид

    Фукиди́д
  •          (греч. Θουκυδίδης).
  •        1. Афинский государственный деятель V в. до н. э., сын Мелесия из Алонекского дема. Ф. происходил из хорошего семейства и отличался благородством характера. Будучи более государственным деятелем и оратором, нежели полководцем, он после смерти своего тестя Кимона взял на себя руководство аристократической партией (калакагатов) и, желая сделать ее могущественной, сгруппировал вокруг себя всех ее членов. Был побежден Периклом и изгнан в 443 г. до н. э., но, возможно, вскоре возвращен, так как в 440 г. в числе полководцев упоминается некий Ф.
  •        2. Афинский историк из Галимунтского дема, сын фракийца Олора, сделавшегося афинским гражданином. Ф. родился в 460 г. (по утверждению Памфилы — в 471 г.) и по отцу состоял в родстве с домом Мильтиада. По своему происхождению, а по некоторым сведениям, и по браку он имел отношения с Фракией, где обладал значительными золотыми рудниками при Скапте Гиле. Первые 40 лет своей жизни Ф. провел то в Афинах, то в своем имении во Фракии, принимая живое участие в правлении Перикла. В то же время неизвестно, занимал ли он какие-либо государственные должности до 8 года Пелопоннесской войны, когда во время вторжения Брасида во Фракию Ф. был поставлен во главе афинского флота при Фасосе. Успев отстоять Эион, он опоздал подать помощь Амфиполю в 424 г., за что был обвинен в измене, но уклонился от суда, отправившись в добровольное изгнание. После этого Ф. провел 20 лет за пределами Афин, то путешествуя и собирая материал о войне, то проживая в Скапте Гиле. Лишь в 404 г. Ф. возвратился в Афины на основании одобренного народом предложения Энобия. В 396 г. он умер насильственной смертью в Афинах или во Фракии и был похоронен в склепах Кил она.
  •          Образование Ф. получил под влиянием философских учений и риторических школ, которые тогда распространились в Афинах. Ф. в самом начале борьбы между афинянами и спартанцами понял, что война будет иметь большое значение, и потому тотчас же начал писать «Историю Пелопоннесской войны»; сначала, однако, он составлял только отдельные заметки о событиях. Пребывание в Скапте Гиле давало ему время и возможность собирать материал для своего сочинения, которое он начал писать только после возвращения в Афины. Это доказывается его ссылками на окончание войны; возможно также и то, что эти ссылки были вставлены Ф. позже в написанную во время изгнания первую часть сочинения. Окончить сочинение Ф. помешала смерть; он успел довести его только до 411 г., причем последняя книга обработана менее тщательно, нежели предыдущие. Существует предание, что сочинение было издано Ксенофонтом только после смерти Ф. Его последователи Ксенофонт, Теопомп и Кратипп начали писать историю с того времени, до которого она доведена у Ф. Принятое разделение сочинений Ф. на книги принадлежит не ему, а, скорее всего, александрийским грамматикам. Ф.. описывая Пелопоннесскую войну, стремился составить поучение для государственных деятелей на случай возникновения подобных обстоятельств. Достижению этой цели немало способствовала объективность Ф., отодвигающая его личность и мнение на задний план, а также его правдивость и беспристрастие, не допускавшие его, несмотря на его нерасположение к тогдашней демократии, быть несправедливым к отечеству даже после своего изгнания, и, наконец, его проницательность, с которой он определяет взаимную связь и причину событий, не прибегая при этом к рассуждениям, но делая их ясными посредством точного изложения обстоятельств. В отличие от Геродота, Ф. излагает события не по месту (τόποι) или времени (χρόνοι), но группирует их по временам года, лету и зиме, что наилучшим образом соответствовало тогдашнему способу ведения войны. О благочестии он упоминает, говоря про Никия и других, и указывает на него лишь как на черту характера, а не как на нечто необходимое. Ф. доказывает естественную связь событий (продигий) и утверждает, что изречения оракулов прилажены к действительности. Ф. проявляет решительное отвращение и большое недоверие ко всему мифическому, за что его даже называли атеистом (ἄθεος, безбожник). Главнейшее значение он придает политическому могуществу, особенно его главным опорам — деньгам и флоту. Ф. соединял богатое мыслями красноречие Перикла с древним строгим художественным слогом Антифонта; язык его, вполне соответствуя выражаемым мыслям, меток и сжат, прост и естественен, поэтически возвышен в местах описания особенно важных событий; периоды просты и ясны и вообще вся его речь (в древнеаттическом диалекте) заключает в себе что-то сильное, резко отрывистое. Древние писатели считали его мастером слога; Дионисий Галикарнасский называет его способ изложения недостижимым верхом искусства. И действительно, сочинение Ф. и со стороны формы является произведением в высшей степени законченным. До нас дошло жизнеописание Ф., составленное неким Марцеллином (предположительно римским историком Аммианом Марцеллином), но оно заключает в себе много ошибок и неточностей.