Фимела

    Фиме́ла
  •          (греч. θυμέλη), первоначально название жертвенника вообще, а в истории древнего аттического театра этим словом обозначался жертвенник, около которого в праздники Диониса дифирамбические хоры устраивали свои пляски и пели песни. Этот жертвенник не следует путать со столом, который помещался возле Ф. и служил местом для заклания и разрезания на нем жертвенных животных. Впоследствии, когда к торжественным песням стали присоединять шутливые речи и песни, на этот стол становился рассказчик (кто-либо из хора).
  •          Кода в Афинах был построен каменный театр, который предназначался не только для драматических представлений, но и для всех торжеств в честь Диониса, тогда и Ф. получила свое место в орхестре — части театра, предназначавшейся для хора, и около нее киклические хоры исполняли свои пляски и песни. Для драматических хоров, начиная от Ф., стоявшей посреди конистры, и до самой сцены возводились деревянные подмостки, на которых стояли и плясали комические и трагические хоры; после окончания представлений эти подмостки убирали (см. Театр). Таким образом, Ф. не имела никакого значения для этих хоров. Постепенно первоначальное значение Ф. сглаживалось, и этим названием впоследствии стала обозначаться вся орхестра вообще, а все лица, находившиеся в орхестре (хористы, флейтисты и др.), назывались фимеликами (thymelici), в противоположность актерам и действующим лицам.
  •          В римском театре не было Ф. в смысле жертвенника, хотя римляне знали и употребляли это слово, обозначая им ту часть сцены, где стояли флейтисты и все музыканты, занимавшие у греков орхестру или конистру. Впоследствии даже сцена стала называться Ф., а все актеры без различия звались фимеликами.