Филон

    Фило́н
  •          (греч. Φίλων).
  •        1. Афинянин, который во время правления Тридцати тиранов вынужден был оставить Афины. Он поселился в Оропе в качестве метека и оттуда осуществлял грабительские вылазки в Аттику. Когда Ф. позднее должен был сделаться членом совета в Афинах, Лисий написал против него речь (31-ю).
  •        2. Ф. из Амфиполя, изгнанный из родного города Филиппом Македонским, завоевавшим город в 358 г. до н. э.
  •        3. Сын Филодема, шурин оратора Эсхина, участник посольства, отправленного к Филиппу Македонскому в 347 г. до н. э.
  •        4. Литейщик, изваявший для Александра Великого статую Гефестиона.
  •        5. Архитектор, живший ок. 300 г. и основавший в Пирее арсенал, вмещавший 1 тыс. кораблей. Он был не только искусным архитектором-практиком, но и писателем в области своего искусства.
  •        6. Ф. из Византии, ученик Ктесибия, живший в сер. III в. до н. э., автор сочинения о механике, из которого сохранились только 4-я книга (о постройке орудий) и отрывки 7-й и 8-й книг (об осадной войне).
  •        7. Ф. из Лариссы (Фессалия), философ-академик, ученик и последователь Клитомаха. Во время войны с Митридатом он в 88 г. до н. э. бежал в Рим, где встретил радушный прием, благодаря своему утонченному образованию и благородству характера; особенно к нему привязался Цицерон. Заслуга Ф. заключается в том, что он точнее разграничил отдельные отрасли философии и дал методические определения; Ф. старался также доказать в отдельных пунктах сходство древней и новой Академий. Часто его называют основателем так называемого четвертого отделения Академии.
  •        8. Ф. из Александрии (Philon Judaeus), ученый еврейский писатель, род. ок. 20 г. до н. э. и получил образование в своем родном городе. Он изучал сочинения различных философских школ, но в качестве главного образца взял учение Платона, а в этике особенно одобрял учение стоиков. В религиозном отношении Ф. придерживался воззрений своего народа; иудейская секта ессеев, или терапевтов, произвела на него сильное впечатление, но не заставила его примкнуть к ним. Сохранившиеся сочинения Ф. делятся на 4 вида: относящиеся к разным частям библейской истории, сочинения эпического содержания (особенно толкование 10 заповедей), историко-политические и аллегорически-экзегетические сочинения. Большую часть своих трудов он, по-видимому; написал в позднейший период своей жизни. Ф. неоднократно принимал деятельное участие в делах своего народа, особенно под конец жизни. В 39 г. н. э. он вместе с четырьмя другими александрийскими евреями был послан в Рим к императору Калигуле; последнему они должны были жаловаться на притеснения, которые им пришлось претерпеть за отказ выставить в синагоге статую обоготворенного императора, но послы с презрением были отвергнуты. Умер Ф. ок. 40 г. н. э. Его оправдательное послание, прочитанное после смерти императора в сенате, свидетельствует о его практическом уме и большой учености.
  •        9. Геренний Ф. (Herennius Philon), грамматик из Библа в Финикии, живший во времена Нерона и Веспасиана. Ф. написал историю царствования последнего; кроме того, ему принадлежат эпиграммы и перевод «Финикийской истории» Санхуниатона. Последний труд является прозаическим переводом с обширными добавлениями некой финикийской теогонической поэмы, восходящей к VIII—VII вв. до н. э., когда в ходу были аналогичные произведения. К финикийской традиции восходит и антропогония от Санхуниатона.