Туллии

    Ту́ллии
  •          (лат. Tullii), римский плебейский род. Наиболее известны:
  •        1. Марк Т., по приказанию Тарквиния Гордого был утоплен за то, что выдал тайну.
  •        2. Марк Т. Лонг (Longus), был консулом в 500 г. до н. э., вел войну против Фиден. Умер по возвращении в Рим, упав с колесницы во время благодарственного праздника, устроенного по случаю наказания заговорщиков — сторонников Тарквиния.
  •        3. Марк Т. Цицерон (Cicero, от cicer, «горох», так как он занимался разведением гороха), дед оратора. В образе жизни он, по-видимому, придерживался древней строгости нравов и умер уже после рождения своего знаменитого внука, в 106 г. до н. э.
  •        4. Марк Т. Цицерон, отец оратора; жил то в Риме, то в Арпине, где занимался науками и воспитанием своих сыновей.
  •        5. Его брат, Марк Т. Цицерон, был в Азии с оратором Антонием, вместе с которым в 103 г. до н. э. слушал в Риме и на Родосе самых знаменитых преподавателей.
  •        6. Луций Т. Цицерон, сын предыдущего, занимался науками в Афинах, потом жил в Сиракузах и умер в 68 г. до н. э.
  •        7. Марк Т. Цицерон, знаменитый оратор, родился 3 января 106 г. до н. э. в имении своего отца близ Арпина (Самний). Семья его принадлежала к сословию всадников, но ни один из ее членов до оратора не занимал курульных должностей. Отец Цицерона переселился вместе с ним и со своим младшим сыном Квинтом в Рим, где оба мальчика учились у греческих учителей под наблюдением оратора Луция Красса. Серьезное влияние на Марка оказал поэт Архий, руководивший первыми поэтическими опытами Цицерона и всем ходом его занятий. Богатые дарования Цицерона обнаружились рано. Способность и склонность к ораторскому искусству пробудилась и развивалась в нем под влиянием речей знаменитейших ораторов того времени: Красса, Антония, Сульпиция, Котты и др., которых доводилось слушать Цицерону. В 90 г., получив тогу зрелости (toga viriles), он, не прерывая риторических занятий, служивших основательной подготовкой к ораторскому поприщу, с величайшим рвением предался изучению права под практическим руководством известных знатоков права — обоих Муциев Сцевол (авгура и понтифика, см. Муции, 7 и 8). Не менее прилежно изучал он и философию. Его первым учителем философии был эпикуреец Федр: но вскоре Цицерон оставил его и стал слушать Филона Ларисского, бывшего главой Новой академии и недавно бежавшего из Афин в Рим. Учителем Цицерона был и стоик Диодот, который посвятил его в тайны диалектики. Военная служба под начальством Помпея Страбона в Марсийскую войну (89 г.) лишь на короткое время заставила Цицерона прервать его неутомимые занятия. Достигнув зрелого возраста во времена диктатуры Суллы, Цицерон вступил на поприще оратора. Он глубоко проникся идеей справедливости и законного порядка, что доказал своим первым публичным процессом (causa publica) в 80 г., когда защишал Гая Росция Америнекого против Хрисогона — вольноотпущенника и любимца Суллы. Вскоре после защиты Росция забота о расстроенном здоровье, а отнюдь не страх перед Суллой побудила Цицерона на некоторое время прекратить общественную деятельность и оставить Рим. Во время своего двухлетнего (79—77 гг.) отсутствия он сначала жил в Афинах, где слушал академика Антиоха Аскалонского, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Здесь же завязались дружеские отношения между Цицероном и Аттиком, которые остались неизменными до самой смерти Цицерона. Потом он путешествовал по Азии, особенно долго жил на Родосе, где посещал стоика Посейдония и пользовался наставлениями оратора Молона, с которым еще раньше познакомился в Риме. Укрепив свое здоровье и расширив познания, Цицерон возвратился в Рим, восстановил и упрочил за собой славу отличного оратора и в 76 г. был единогласно выбран в квесторы. Он безупречно исполнял обязанности по этой должности в Лилибее и оказал важные услуги римлянам, отправляя в Рим хлеб во время дороговизны. Сделавшись сенатором, Цицерон всецело отдался партии сената и вскоре сделался главной ее опорой. Беспрестанной деятельностью на форуме он умел постоянно привлекать к себе всеобщее внимание, благодаря чему опередил остальных соискателей и был выбран в курульные эдилы на 69 год. В 70 г. сицилийцы, помня доброту и честность Цицерона, бывшего у них квестором, и опираясь на данное им при отъезде из Сицилии обещание, поручили ему вести обвинение против Верреса. Цицерон, несмотря на все затруднения и интриги, добился того, что Веррес уже в начале процесса признал свое дело проигранным и покинул Рим. Собранный для дела богатый материал был впоследствии обработан Цицероном в 5 книгах, т. н. «Actio II in Verrem» («Процесс по делу Верреса»). Будучи эдилом, Цицерон не старался блистать излишней щедростью. В том же 69 г. он защищал Фонтея (см. Фонтеи, 4) и Цецину (см. Цецины), а в следующем году — актера Росция. Будучи претором в 66 г., он принял на себя quaestionem repetundarum (следствие о вымогательствах) и осудил Лициния Макра. В том же году Цицерон, рассчитывая на поддержку Помпея при выборах в консулы, явился ревностным ходатаем в пользу планов Помпея и в своей первой государственной речи «De imperio Cn. Pompei» рекомендовал римлянам закон Манилия (lex Manilla); тогда же в своей защите Клуенция он выказал больше адвокатской изворотливости, чем уважения к истине.
  •          Несмотря на бесстыдные подкупы, к которым прибегли соперники Цицерона, ему удалось достичь избрания в консулы на 63 год.
  •          Ввиду опасности, которую представляли для государства мятежные замыслы Катилины, нобилитет, забыв свою родовую спесь, собрался вокруг Цицерона, этого homo novus. Уступив доставшуюся ему провинцию Македонию своему товарищу по консульству, Антонию, Цицерон привлек последнего на свою сторону и обнаружил немалую бдительность при раскрытии заговора Каталины (см. Сервии, 8). Это была самая блестящая пора жизни Цицерона. За спасение государства его называли отцом отечества. Но вскоре, когда в последний день своего консульства он хотел в торжественной речи восхвалить свои заслуги, народный трибун Квинт Метелл остановил его и позволил произнести только обычную клятву консулов, отслуживших свой срок. В последующие годы, когда Цицерон защищал Публия Суллу и поэта Архия, на него продолжались нападки сторонников Каталины. Цицерон нажил нового непримиримого врага в лице Клодия; положение оратора сделалось еще опаснее, когда Помпей покинул аристократическую сенатскую партию и примкнул к Цезарю и Крассу. Усилия Цицерона, надеявшегося своим влиянием на Помпея примирить враждующие партии, были так же тщетны, как и старания триумвиров привлечь на свою сторону влиятельного оратора. Они отдали Цицерона в добычу Клодию. На Цицерона, как виновника казни сообщников Каталины, распространили действие изданного уже после этого события Закона Клодия. Цицерон уклонился от ожидаемого обвинения, добровольно удалившись в изгнание в апреле 58 г. Он нашел пристанище у Гнея Планция в Македонии и жил в Диррахии в надежде на скорое возвращение. Между тем он был заочно приговорен к изгнанию; имущество его было отдано на разграбление, дом разрушен. Но уже в следующем году Цицерон был возвращен на основании предложения консула Лентула Спинтера, которого поддерживало большинство народных трибунов, в особенности Анний Милон, а также сам Помпей. В сентябре 57 г., при вступлении Цицерона в город, народ приветствовал его с восторгом. Однако страх перед Клодием и сознание бессилия сената заставили его искать защиты у триумвиров: из благодарности к Помпею он доставил ему praefecruram annonae на 5 лет, но старался при каждом удобном случае снискать расположение Цезаря. Тем неутомимее была в следующие годы его ораторская деятельность. В это же время Цицерон стал заниматься литературой и даже достиг военной славы: будучи наместником Киликии (с июля 51 г. до июля 50 г.), он предпринял экспедицию против разбойнических племен Амана и получил от своего войска почетный титул императора. Возвратившись в Рим, он понял, что свобода народа погибла и что судьба борющихся партий может быть решена только мечом. После долгих колебаний он примкнул к Помпею, последовал за ним в Грецию, но по болезни не участвовал в сражении при Фарсале. Затем он отклонил сделанное ему предложение стать во главе войска и возвратился в Италию. Встретив там оскорбительный прием со стороны Антония, он был прощен возвратившимся через год в Брундизий Цезарем (окт. 47 г.), который отнесся к нему дружелюбно и с уважением. С этого времени Цицерон удалился от общественных дел и жил вдали от Рима в своих имениях. Он предался занятиям философией; лишь обязанности оратора и желание выпросить помилование некоторым из своих прежних единомышленников временами отвлекали Цицерона от этих занятий. Но после того как 15 марта 44 г. Цезарь пал от кинжалов заговорщиков (в замыслы которых Цицерон не был посвящен), он уверовал в возвращение лучших времен, и любовь к отечеству побудила его снова принять участие в государственных делах. По его предложению была объявлена всеобщая амнистия, но вскоре занятое Антонием положение и угрозы приверженцев Цезаря заставили Цицерона снова покинуть Рим. Постоянно колеблясь в своих решениях, он возвратился через 5 месяцев (сент.) и еще раз напряг все силы своего красноречия, чтобы создать филиппики, которые он с сентября 44 г. до апреля 43 г. произносил против Антония. Наконец, решено было начать войну. Цицерон примкнул к Октавиану, надеясь найти в нем твердую опору свободы; вскоре Октавиан обнаружил свои истинные намерения, когда после сражения при Мутине заставил объявить себя консулом, а потом объединился с Антонием и Лепидом (окт. 43 г.). Тотчас же при заключении триумвирата Цицерон попал в опалу вместе с 16 другими наиболее уважаемыми республиканцами. Преданные ему люди почти насильно заставили Цицерона искать спасения в бегстве, но близ Кайеты бежавших нагнал военный трибун Попилий Лена. Цицерон, завидев погоню, высунул голову из носилок и в этом положении был убит центурионом Гереннием (7 дек. 43 г.). Голова и правая рука оратора были отданы его заклятому врагу Антонию и выставлены на ораторской трибуне в Риме.
  •          Цицерон не унаследовал от отца значительного имущества, но в течение своей общественной деятельности приобрел большие богатства, не прибегая к противозаконным средствам; тем не менее, будучи большим любителем построек и покупок, он часто нуждался в деньгах. Кроме обширного дворца в Риме, купленного у Красса, он владел поместьями (Tusculanum, Formianum и др.) и небольшими имениями в различных частях Италии. С 77 г. он был женат на Теренций и имел от нее двоих детей, но из-за ее надменного и вспыльчивого характера уже в преклонных летах (в 46 лет) решился на развод. Новый брак с молодой Публилией не принес ему семейного счастья и тоже был расторгнут. Сын Цицерона, Марк (род. в 65 г.), хотя и получил приличное воспитание, но огорчал отца распутной жизнью. После смерти Цицерона-отца Октавиан возвратил Марку гражданские права и поручал ему важные государственные должности (см. Туллии, 9). Цицерон был очень привязан к своей дочери Туллии (род. в 76 г.), бывшей сначала замужем за Пизоном Фруги, потом за Долабеллой. Ее смерть в 45 г. сильно опечалила отца.
  •          Главными источниками сведений о жизни Цицерона являются труды Плутарха и письма Цицерона, особенно к Аттику (ad Atticum).
  •          Основные произведения Цицерона:
  •          а) Речи. 56 из них дошли до нас почти в полном виде, от 18—20 сохранились фрагменты, 35 речей известны только по заглавиям. Некоторые речи были написаны после того, как были произнесены (in Catil. 1), другие позже переделаны (pro Milone), третьи предназначались не для произнесения, а только для распространения в публике письменным путем (In Verrem act. II. Phil. II). Среди его речей одни политические, другие судебные, причем последние почти все защитительные; редко и почти всегда против воли Цицерон являлся обвинителем. Соревнуясь с Коттой и Гортензием, он развил и усовершенствовал римское ораторское искусство, начало которому положили Красс и Антоний.
  •          б) Многим обязана Цицерону теория риторики. Подвергнув свободной, самостоятельной переработке правила греческих риторов, он водворил науку риторики на римской почве.
  •          Риторические сочинения Цицерона сохранились полностью.
  •          1) «Риторика» («Rhetorica») в 2 книгах, юношеское произведение оратора, начатое ок. 83 г. Оно представляет собой обработку одной из частей риторической теории, а именно учение об ораторском изобретении («De inventione»), и во многом схоже с «Rhetorica ad Неrennium».
  •          2) «Об ораторе» («De oratore»), 3 книги, написанные в 55 г. Это сочинение представляет собой богатую сокровищницу поучительных наблюдений из практики оратора и является образцом стилистического мастерства. Первая книга посвящена подготовке к ораторскому поприщу, вторая — обработке материала, третья — форме и произнесению речей.
  •          3) «Брут» («Brutus s. de Claris oratoribus liber»), 46 г., история римского красноречия, со многими заметками о ходе образования самого Цицерона.
  •          4) « Orator», изображение идеального оратора, лучшее из риторических сочинений Цицерона.
  •          5) «Partitiones oratoriae» («Разделение риторики»), нечто вроде риторического катехизиса, в котором Цицерон в форме вопросов и ответов дает изложение важнейших статей риторики.
  •          6) «Топика для Требатия» («Topica ad Trebatium»), 44 г., объяснения топики Аристотеля, краткий учебник диалектики с примерами из судебной практики.
  •          7) «De Optimo genere оrаtorum» («О лучших ораторах»), предисловие к утраченному переводу речей Эсхила и Демосфена за и против Ктесифонта.
  •          в) Цицерон-философ был эклектиком, считавшим философию собранием исследований по различным вопросам; при этом он не придерживался первоначальных источников (Платона и Аристотеля), а избирал себе руководителями преимущественно позднейших представителей академии (Филон Ларисский, Антиох Аскалонский и др.). Свои философские сочинения Цицерон писал во времена т. н. первого триумвирата, приведшего римское общество в тревожное движение, а затем во времена полновластия Цезаря, прокладывавшего дорогу для монархии. В философии Цицерон стремился быть только толкователем греческих философов, перенося их учения на римскую почву и вовсе не претендуя на оригинальность. Сочинения Цицерона имеют довольно важное значение, так как он первым изложил на латинском языке философские предметы в доступной и изящной форме и положил основание философскому языку римлян.
  •          Из философских сочинений Цицерона сохранились:
  •          1) «О государстве» («De republica»), составленное ок. 53 г., в 6 книгах, из которых сначала была известна только часть 6-й книги («Somnium Scipionis»). В сочинении изображается идеальное государство, причем особое внимание уделяется римскому государственному устройству в эпоху его процветания.
  •          2) «О законах» («De legibus»), 51г., оставшееся неоконченным; содержание 1-й книги представляет нечто вроде изложения естественного права, во 2-й говорится о составлении законов и о священном праве (jus sacrum), в 3-й — о государственных должностях с постоянным указанием на существующие порядки. Последующие сочинения были написаны одно за другим в краткий промежуток времени после 46 г.:
  •          3) «De fmibus bonorum et malorum» («О пределах Добра и Зла»), в 6 кн., самое остроумное и по методичности изложения лучшее из философских сочинений Цицерона. Оно заключает в себе учение о высшем благе и о цели жизни человека, дает опровержение взглядов эпикурейцев и доказывает единомыслие по этим вопросам стоиков, академиков и перипатетиков.
  •          4) «Academica», составленное первоначально в 45 г. в 2 кн. — «Катулл» и «Лукулл», впоследствии было переделано в 4 книги и посвящено Марку Теренцию Варрону. Из первой редакции сохранилась 2-я книга, «Lucullus», в которой излагается учение о познании по Антиоху и Филону; из второй редакции, «Academica posteriora», мы имеем часть 1-й кн. и несколько отрывков. Сохранившийся раздел сочинения после общих рассуждений представляет историю философии от Сократа до Аркесилая.
  •          5) «Тускуланские беседы» («Tusculanae disputationes») в 5 кн., рассуждения об отдельных предметах из области практической философии.
  •          6) «О природе богов» («De natura deorum») в 3 кн., из которых 1-я излагает теологическое учение эпикурейцев, 2-я — учение стоиков, по Клеанфу и Хрисиппу, 3-я — учение академиков и дает его оценку; и здесь Цицерон больше пользуется второстепенными источниками (Посейдоний, Карнеад, Клейтомахи др.).
  •          7) «De divinatione» («О дивинации») в 2 кн., дополнение к предыдущему сочинению. В 1-й кн. Цицерон пользовался сочинением Хрисиппа «О предсказаниях» («Περί χρησμῶν») и Посейдония «О мантике», а во 2-й изложил учение академиков по Карнеаду и осветил также представления народа и политические учреждения, основанные на вере в гадания.
  •          8) «De fato» («О судьбе»), последнее из религиозно-философских сочинений; от него сохранились только отрывки.
  •          9) «Парадоксы» («Paradoxa»), риторико-философская обработка 6 положений стоиков.
  •          10) «Cato Major» («Катон Старший») или «О старости» («De senectute»); это сочинение посвящено Аттику и представляет апологию старости, вложенную в уста Катона.
  •          11) «Лелий» («Laelius») или «О дружбе» («De amicitia»), также посвящено Аттику; здесь Лелий, только что утративший своего друга Сципиона, беседует о дружбе; основным источником послужило одноименное сочинение Теофраста.
  •          12) «Об обязанностях» («De officiis»), 3 книги, написанные после смерти Цезаря и посвященные сыну Цицерона, Марку. В основание этого сочинения положено учение стоиков. Здесь Цицерон стремился изложить мораль обыденной жизни, причем изложение оживляется многочисленными примерами из римской истории.
  •          Особый род писательской деятельности Цицерона составляют
  •          г) его письма, всего 864 письма (включая 90, адресованных Цицерону) в 4 сборниках:
  •          1) «К друзьям» («Ad familiares», неправильно назв. «Ad diversos», «К далеким»), письма с 63 г. в 16 книгах, из которых 8-я содержит письма Целия к Цицерону;
  •          2) «Ad Atticum» («К Аттику»), 16-я книга, письма с 67 г. и почти до последних месяцев жизни Цицерона;
  •          3) «Ad Quintum fratrеm», с 60—54 гг.;
  •          4) переписка Цицерона и Брута. Уже в 44 г. Тирон (см. Туллии, 12) собрал 70 писем Цицерона, но дошедшее до нас собрание сделано только после смерти оратора, вероятно, Аттиком; порядок писем совершенно произвольный. Эти письма представляют неисчерпаемый источник истории того времени и дают полное изображение характера, жизни и деятельности Цицерона. Письма к Аттику составляют почти непрерывающийся дневник; письма к Квинту имеют более дидактический характер, в них много говорится о делах хозяйственных и частных; первое письмо в особенности может считаться самостоятельным рассуждением.
  •          Сохранившиеся сочинения составляют лишь часть того, что было написано Цицероном. Существуют отрывки многих его трудов: «De jure civili» («О гражданском праве»), «De auguriis» («Об авгурах»), «Consolatio» («Утешение»), «Hortensius» («Гортензий»), «Tlmaeus» («Тимей»), «De gloria» («О славе», которое было известно Петрарке).
  •          Поэзией Цицерон занимался сначала только в виде школьных упражнений; позже тщеславие побуждало его испытать свои силы и в этого рода литературной деятельности («De suo consulatu», «De temporibus meis», «Marius»), но далее легкой версификации он не пошел. Сохранились также значительные отрывки из его стихотворного перевода сочинений Арата.
  •          Цицерона называют творцом и мастером латинского слога; это особенно справедливо в применении к его ораторским произведениям. В своих речах он воспользовался всем богатством языка, стараясь оградить его от искажений, все чаще и чаще допускаемых новыми писателями. Кроме того, он старался расширить богатство языка, пользуясь словами, встречавшимися у поэтов и древних писателей, а также создавая новые слова по греческим аналогиям, и сделал римский язык пригодным для научного изложения, приспособив его введением новых обозначений к формам абстрактного мышления.
  •        8. Туллия, дочь Цицерона, нежно им любимая. Сначала она была замужем за Луцием Пизоном Фруги, потом за Долабеллой (см. Корнелии, 24)
  •        9. Марк Т. Цицерон, сын оратора, род. в 65 г., сопровождал отца в Киликии вместе со своим учителем Дионисием. В 50 г. он совершил обратный путь в Рим, посетив при этом Родос, Эфес и Афины. В 49 г. шестнадцатилетним юношей Марк отправился в лагерь Помпея, где выказал большую храбрость, командуя конным отрядом. В 47 г. он вместе с отцом был в Брундизии, откуда отправился в Афины, где слушал знаменитейших ораторов и философов, но вел небезупречную жизнь. Впоследствии служил под начальством Брута, командовал частью конницы, принудил к сдаче один неприятельский легион, в 43 г. разбил Луция Антония при Биллиде, за что попал в опалу у триумвиров, и после поражения при Филиппах присоединился к Помпею Младшему (42 г.). Позже он перешел на сторону Октавиана, в 30 г. был консулом и содействовал многим мероприятиям против заклятого врага своего отца — Антония. Под конец жизни он, говорят, предался пьянству. Год его смерти неизвестен.
  •        10. Квинт Т. Цицерон, младший брат оратора, род. ок. 102 г., воспитывался вместе с Марком, женился на сестре Аттика, Пом пони и, но в 44 г. развелся с ней. В 66 г. сделался эдилом, в 62 г. — претором и поддерживал брата в борьбе против заговора Каталины, хотя подал свой голос против казни заговорщиков. В 61 г. управлял Азией; введением справедливых законов и облегчением податей оказал важные заслуги этой провинции, однако брат часто укорял его за чрезмерную вспыльчивость. В 58 г. он возвратился в Рим, где принимал участие в борьбе брата с Клодием и вынес от последнего немало обид. Затем в 57 г. Квинт управлял Сардинией, в 56 г. проживал то в Риме, то в своих поместьях, живо интересуясь порученным брату восстановлением храма богини Теллуры. В 54 г. он отправился к Цезарю, которого сопровождал в Британию, отличился в борьбе с Амбиоригом, но в 53 г., сражаясь против сигамбров, потерпел значительное поражение, затем участвовал в осаде Алезии, а в 51 г. сопровождал брата в Киликию. где также сражался с успехом. В Рим оба брата возвратились вместе. Когда разгорелась междоусобная война, Квинт вместе с братом примкнул к Помпею; несмотря на это, Цезарь простил своего бывшего легата после поражения последнего. После смерти Цезаря его политическое положение ухудшилось и сделалось очень ненадежным. В 43 г. он подвергся опале наравне с братом и, не имея возможности бежать в Македонию, некоторое время скрывался в Риме, но был выдан своими же слугами и убит вместе со своим сыном. Квинт обладал большими дарованиями, любил заниматься историей и поэзией, особенно сочинением трагедий. До нас дошли 4 его письма и небольшое сочинение «De petitione consulatus» («О достижении консульства»), в котором говорится о средствах для достижения консульства и о претендентах на эту должность (своем брате и его соперниках).
  •        11. Квинт Т. Цицерон, его сын, род. в 66 г., воспитывался отчасти под надзором своего дяди и уже мальчиком выказывал большие способности. Но его пылкий и упрямый характер не получил надлежащего направления вследствие постоянного раздора родителей. Своего дядю он сопровождал в Киликию. Во время междоусобиц он склонялся на сторону Цезаря, которого старался задобрить в пользу своего отца наговорами на дядю. В 45 г. последовал за Цезарем в Испанию и в своих письмах обнаружил большое неуважение как к отцу, так и к дяде, с которыми, впрочем, он примирился после своего возвращения в Рим. Когда отец развелся с Помпонией, сын принял сторону матери. Впоследствии он примкнул к Антонию, которого, однако, вскоре покинул, обманувшись в своих надеждах, и потом преследовал непримиримой враждой. Во время проскрипций 43 г. он был убит вместе с отцом.
  •        12. Марк Т. Тирон, вольноотпущенник и друг Цицерона, которого он пережил на многие годы. Т. описал жизнь Цицерона и издал его речи и письма. Он особенно известен изобретением стенографических знаков, т. н. notae Tironianae (Тироновых значков), служивших для скоростной записи устной речи.
  •        13. Марк Т. Декула (Decula), в 81 г. до н. э. был консулом вместе с Гнеем Долабеллой, когда действительная власть находилась в руках Суллы, бывшего в то время диктатором.
  •        14. Марк Т., которого оратор защищал в одной из своих речей.
  •        15. Марк Т. Альбинован (Albinovanus), в 56 г. обвинявший Публия Сестия по внушению Клодия.
  •        16. Луций Т., друг Аттика, легат Цицерона в Киликии, участвовавший в происходивших там сражениях.
  •        17. Т. Валентин (Valentinus), предводитель тревиров, побудивший своих соотечественников к борьбе с римлянами. Был взят в плен и казнен по приказанию Домициана.