Тир

    Тир
  •          (греч. Τύρος, лат. Tyrus, от финикийск. Sur, морская скала), ныне Сур, важнейший и знаменитейший город Финикии, стоявший на морском берегу, южнее Сидона, бывший колонией последнего и вскоре превзошедший его могуществом и богатством. По преданию, Сидон и Тир были основаны побратимами Мелъкартом (он же Бильгамос, он же Фойник, он же Геракл) и Сидом (он же Иолай), пришедшими из г. Орхи (Урук) в послепотопные времена (ок. 3200—3100 гг. до н. э.). На Тирском взморье была похищена сестра Фойника, Килика и Кадма, прекрасная Европа, отсюда же братья выступили на поиски ее. Сюда же Фойник вернулся после долгих скитаний по морям и временного проживания у озера Тритонида. Когда Александр напал на Персию, он пошел на Т., расположенный на острове и имевший 22 стадия в окружности, и, несмотря на сильные укрепления, взял его после 7-месячной осады в июле 332 г. до н. э. Т. был разграблен и сожжен, 8 тыс. жителей перебиты, 30 тыс. проданы в рабство. Александр пощадил только царя Аземилка, сенаторов и карфагенских теоров,. укрывшихся в храме Геракла. От этой и других осад, напр. Антигона, Т. сильно пострадал, но все-таки остался значительным торговым городом как под сирийской, так и под римской властью, хотя и уступил свое первенство в торговле Александрии. В 275 г. был основан новый Т., от этой даты начался отсчет «эры народа Тира». Новый Т. начал чеканить дидрахм и тетрадрахм, которые имели хождение и в соседней Иудее. В 120 г. до н. э. Т. получил статус полной независимости и начал отсчет новой эры (Эра Элевтерии Т.). В 83—69 гг. Т. попал под власть армянского царя Тиграна. В 64 г. до н. э. Помпей включил город в состав провинции Сирия, сохранив ему автономию. Т. получил земельные владения на материке, население его подверглось сильнейшей эллинизации, в повседневном общении говорили на арамейском, а языком образования и культуры стал греческий. Т. славился своими пурпуровыми красильными мастерскими. Главным божеством тирийцев считался Медкарт (финикийский Геракл), которому был посвящен в Т. великолепный храм. Т. имел значительную риторическую, философскую и юридическую школы в римский (64 г. до н. э. — 330 г. н. э.) и восточно-римский (330—630 гг. н. э.) периоды, был родиной писателей, историков, риторов, философов, а позднее и христианских деятелей.