Тибулл

    Тибу́лл
  •          А́льбий (лат. Tibullus, Albius), римский элегический поэт, выходец из почтенного семейства всадников, которое, вероятно, во времена междоусобиц лишилось большей части своего имущества и владений. Он родился ок. 54 (50) г. до н. э. и, по-видимому, в 42 г. впервые участвовал в походе, где пробыл 10 лет, до 32 г. В это время он завязал дружбу с Марком Валерием Мессалой Корвином, который в следующем году пожелал взять его с собой на войну с Антонием. Однако Т. был увлечен Планией, которую он воспевал под именем Делии, и удовольствия сельской жизни влекли его на родину, где он надеялся поселиться в своем урезанном при раздаче земель имении близ Педа. Поэтому вначале Т. отклонил предложение влиятельного покровителя, но потом, под конец года, все-таки решился сопровождать его в Аквитанию. В 30 г. Т. даже последовал за Корвином в поход на восток, но в пути заболел, что заставило его остаться на Керкире. Возвратившись после выздоровления в Рим, Т. застал свою возлюбленную больной; когда же она выздоровела, обнаружилась ее неверность, вскоре подтвержденная выходом замуж за более богатого жениха. Когда Мессала Корвин по возвращении с востока торжествовал победу над аквитанцами, Т. воспел в благодарственной песне его день рождения. Приблизительно год спустя (26 г.) вышла в свет первая книга элегий, единственная, которую суждено было увидеть при жизни самому поэту. Вторая книга рассказывает главным образом о любви поэта к воспетой им в нескольких элегиях Немезиде (может быть, тождественной с встречающейся у Горация Гликерой), любовь к которой не остыла к тому времени, когда в 19 или 17 г. до н. э. поэта унесла слишком ранняя смерть (немного позже Вергилия). Третья книга элегий, существующая под его именем, расходится по характеру с первыми двумя книгами. В ней объективно воспевается любовь Лигдама и Нееры.
  •          Из стихотворений четвертой книги 2—7, 13 и 14, по-видимому, принадлежат Т., 8—12 написаны римлянкой по имени Сульпиция, а так называемый «Панегирик Мессале» («Panaegyricus in Messalam») представляет собой школьное упражнение очень позднего времени.
  •          Стихотворения Т. исполнены похвалы сельской жизни и ее занятиям, общественным и религиозным празднествам.