Тибия

    Ти́бия
  •          (греч. αὐλός, лат. tibia), духовой музыкальный инструмент греков и римлян, свирель, флейта. Первоначально Т. была простой конструкции, имела только одно отверстие и изготовлялась из камыша. Впоследствии ее стали делать из разного дерева: у фригийцев она была из самшита, у ливийцев и финикийцев из — лота, у египтян — из плюща; тирренцы первые стали изготовлять металлические флейты, реже для них брались кости и слоновая кость. Из простых видов замечательны были волынка (волынщик назывался «аскавл», utricularius) и дудка, похожая на совр. фагот, αὐλός πλάγιος или πλαγίαυλος. Ее мундштук (дульце) был приделан сбоку, саму Т. держали косо, так что ее верхний конец почти касался правого уха. Изобретателем Т. считается Мид; она была принадлежностью сатиров и спутников Вакха. Пану приписывали изобретение семиствольной пастушеской свирели (сиринга, fistula), 7 тонов которой фригиец Марсий (или Гиагн, или Олимп) перенес на две соединенные свирели, имевшие один мундштук, причем каждому отверстию на свирели соответствовал особый тон. Подобно Геродоту, который лидийские флейты делит на мужские и женские, римляне различали tibias dextras (правую) и sinistras (левую), смотря по тому, какой рукой на ней играли, и правой или левой стороной рта дули в нее. Этими выражениями обозначали разницу между высоким или низким тонами. Tibia dextra (бас) имела 3 или больше отверстий, sinistra (дискант) — по меньшей мере 4. Различали также tibias pares и impares (см. рис.); paribus tibiis canere означало играть на двух правых или на двух левых, imparibus — на одной правой и одной левой одновременно. Т. часто использовалась при отправлении культа богов (sacrificae), особенно в шумные праздники Кибелы, когда брали двойную свирель, а также на свадьбах, похоронах, пирах (ludicrae), на сцене, во время разных годичных праздников и т. д. Ею часто сопровождали пение и игру на лире, задавали такт гребцам на судах, подавали войскам сигнал к наступлению, чтецам и ораторам отмечали правильный тон голоса и т. д. Поэты в основном упоминают о лидийских, фригийских и берекинфских флейтах. Играли на них не только мужчины, но и женщины (авлетриды). см. Музыка.
  •          

    Tibia pares (а) и tibia impares (б). С римского барельефа.