Сократ

    Сокра́т
  •          (греч. Σωκράτης).
  •        1. Греческий философ из Афин. Его родителями называют камнереза Софрониска и повивальную бабку Фенарету; родился он в 469/70 г. до н. э. В юности, как говорят, он занимался ремеслом своего отца и изготовил статую «Одетые хариты» в Акрополе; последнее очень сомнительно. О его учителях существуют различные рассказы, из которых можно с точностью заключить только то, что он старался учиться у образованных и рассудительных мужей, не пренебрегал сочинениями философов и поэтов, а в геометрии обладал необыкновенными познаниями. В более поздние годы своей жизни С. является образцом набожности, самообладания, выносливости, постоянства в дружбе и убеждениях, любви к отечеству и твердости характера. Эти внутренние достоинства заставили его современников совершенно забыть о его некрасивой, даже безобразной внешности, к которой он сам относился с большим юмором. Жил он бедно, но ни в чем не нуждался; вспыльчивость своей жены, Ксантиппы (сварливость которой вошла в поговорку), он умел переносить с величайшим равнодушием, хотя и сам, по рассказам, не всегда был нежным супругом. Он вовсе не чувствовал призвания к политической деятельности, но, несмотря на это, вдохновлял других посвящать себя государственным занятиям, восставал против самолюбивого космополитизма, и сам как гражданин отечества исполнял свой долг на войне и в мире. Он сражался при Потидее, Делии, Амфиполе, боролся один против неправды в аргинусском процессе, а также против Тридцати тиранов. Но своей главной задачей он считал нравственное воспитание людей и их просвещение. При этом он был в высшей степени бескорыстен и ни с кого не брал платы за обучение. Он был умерен, не будучи аскетом; его обхождение с юношами — в нравственном отношении запятнанное только позднейшей клеветой — имеет на себе отпечаток греческой формы любви к мальчикам, и его суждение о более вольных отношениях полов вполне совпадает с воззрениями эллинов. С. видел высшую нравственность только в подчинении государственным законам и почитал при этом народных богов. Своеобразно было его верование в демоний (δαιμόναον) — внутренний голос, который удерживал его от несправедливости и побуждал к добру. Свое учение и мнения С. не излагал письменно, и мы знаем их только из сочинений Платона, Ксенофонта и частично Аристотеля. Основным принципом философии С. есть стремление к основанному на непосредственном понимании знанию или основное правило, что всякое суждение должно опираться на логически составленное понятие о предмете. Содержание его философии ограничивается этикой, а естественной философией и теологическими исследованиями С. занимался настолько, насколько они находятся в связи с этикой. В этой последней есть лишь несколько основных положений, которые он определяет философски; его самое общее основное положение есть то, что вся добродетель заключается в знании и нравственное невежество есть величайший порок. Очевидно, С. неоднократно вызывал неудовольствие современников не только результатами, но еще более методом своего учения, рвением, с которым он посвящал себя испытанию людей и раскрывал ложность мнимого познания. То, как он навлек на себя недоверие весьма значительной враждебной партии, показывают «Облака» Аристофана, которые были поставлены в первый раз в 424 г. 24 года спустя С. пал жертвой ненависти противников. Обвиненный поэтом Мелетом, как главным обвинителем, государственным деятелем Анитом и оратором Ликоном в отречении от государственной религии и введении новых богов, а также в совращении юношества к неповиновению родителям и государственным законам, он был осужден на смерть (399 г.) и, отказавшись воспользоваться возможностью бегства, выпил яд с беспримерным присутствием духа и невозмутимостью, которые так прекрасно и трогательно описали Платон и Ксенофонт. Причины его осуждения следует искать в ненависти и преследованиях со стороны как софистов, так и демократов, которые должны были бояться его, как самого опасного противника своих нередко неразумных стремлений, хотя главный пункт обвинения был направлен против него как учителя юношества, опасного для религии и нравственности. Степень его вины долгое время была предметом полемики исследователей, хотя неоспоримых результатов они так и не добились. Несомненно лишь то, что С., следуя внутреннему призванию, стал выше своего времени и далеко опередил своих современников. Благородство его души и чистота его стремлений остаются неприкосновенными, а его основные принципы оказались непреложными и впоследствии.
  •        2. С., сын Антигона, один из начальников афинского морского флота во время Пелопоннесской войны.
  •        3. С., родом из Ахеи, один из военачальников Кира ок. 400 г. до н. э.
  •        4. С. или Сосикрат, аргивянин, автор «Поездки по Аргосу» («Περιήγησις Ἄργούς») и сочинения, которое трактует о мифических предметах («Προς Εἰδόθεων»).
  •        5. С. из Коса, автор сочинения «Ἐπικλήσεις θεῶν» («Взывание к богам»), как минимум в 12 книгах. Годы его жизни неизвестны.
  •        6. С. из Родоса, написавший историю римских междоусобных войн.