Сирены

    Сире́ны
  •          (греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes), в греч. мифологии девы, обитавшие на острове Западного моря, находящемся между островом Кирки и Сциллой. Своим приятным пением они заманивали проезжавшие мимо корабли мореходов и обрекали их на погибель. Они сидят на усеянном цветами лугу, и вокруг них лежат груды тлеющих до костей мужских трупов, кожа которых стягивается и лопается. Главная опасность заключается в их пении, так как оно привлекает моряков к гибельному берегу. В них видели то соблазнительных муз моря, то действующих при помощи магической силы пения волшебниц или же простую сказку моряков, или нравственный принцип, или чарующие божества, или, наконец, демонов разложения. Имя их подходит к слову Σείριος (Sinus), «приносящий жару»; оба слова сводятся к одному понятию, а именно к понятию света и горения; они — божества жгучести, засухи. Но это не возвращающийся ежегодно жар, который обозначает Сириус, но утомляющий, убивающий все живое и считающийся бичом земли горячий ветер хной (сирокко). Действия их — тишина ветра, гниение кож. Культ С. существовал вблизи Суррента, в Этолии (где их отцом называется Ахелой); они были спутницами Персефоны до ее похищения в Сицилии. С древних времен С. изображались в виде больших неуклюжих птиц с женскими головами, откуда и происходит их пение и знание. Уже у Алкмана они представлены поющими существами. Печальный и жалобный характер их пения наводил на мысль сравнивать его с плачем об умерших на могилах (θρήνος). Платон связывает их с гармонией сфер. Со времен александрийских ученых отцом С. постоянно является Ахелой, а у более древних писателей — Форк. У Гомера упоминается только о двух С. Позднейшие писатели обычно говорят о трех С: Парфенопе, Левкосии и Лигее (или Фельксиепее, Мольне, Аглаофеме).
  •          У римлян с ними было связано понятие обольщения и соблазна (Improba Siren desidia). Когда Одиссей проезжал мимо них, то он залепил воском уши своих товарищей, а себя самого приказал с незалепленными ушами привязать к мачте. Когда аргонавты проезжали мимо С., то Орфей запел ответную песнь. Так как они, согласно предсказанию, могли жить лишь до тех пор, пока кто-нибудь не проедет мимо них не прельстившись, то они бросились из-за Орфея или из-за Одиссея в море и превратились в утесы. Позднейшее предание представляло их существами, верхняя половина тела которых была женской, а нижняя — птичьей. Они получили облик птиц для того, чтобы искать Персефону. Позднее их местопребывание переместили на Пелорский мыс или так называемые Сиренусские острова (Сиренусы), расположенные при входе в Посейдонов залив или на Капри. Храм С. был при Сурренте, а гробницы С. Парфенопы показывали под Неаполем; у последней ежегодно устраивался бег с факелами.
  •          В произведениях искусства С. первоначально изображали птицами с женской головой, затем женщинами с птичьими ногами и, наконец, женщинами в длинных одеждах. На гробницах найдено много изображений С. в форме рельефов или статуй. Их представляют в виде вдохновенных существ с лирой и флейтой.
  •          

    Одиссей и Сирены. С барельефа на гробнице.