Сенека

    Се́не́ка
  •          (лат. Seneca).
  •        1. С. Анней (Annaeus) Старший (его личное имя (praenomen) неизвестно) из г. Кордова (Испания), жил приблизительно с 54 г. до н. э. по 40 г. н. э. Был ритором, вместе со своим другом Порцием Латроном слушал в Риме знаменитейших ораторов и жил еще при Тиберий в Испании, где и умер. Восторгаясь Цицероном, он сохранял при этом трезвость суждений, которая удерживала его от преувеличенных восхвалений риторов его времени. Кроме одного утерянного исторического сочинения, он написал позже «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» («Oratorum et rhetorum sententiae, divisiones, colores») в 11 книгах, где приводит примеры судебных казусов (controversiae, прения) и обсуждений (suasoriae, увещания). Там же он дает обзор находившихся в обращении школьных тем, сохранившихся только в отрывках, которые очень важны для истории римской риторики.
  •        2. Его сын, С. Луций Анней Младший, родился ок. 4 г. н. э. в г. Кордуба (Испания), откуда в ранней молодости приехал в Рим и с трудом избежал смерти, которую ему готовил Калигула. После усердных занятий, особенно философией и риторикой, он вступил на поприще общественной деятельности в должности претора, но в первые годы правления Клавдия Мессалина впутала его в какой-то процесс; вследствие этого он был вынужден отправиться в ссылку на Корсику, откуда 8 лет спустя был отозван назад в Рим. Агриппина поручила С. воспитание своего сына Нерона, вследствие чего он снова достиг видных почестей и уже в 57 г. стал консулом. Между тем прежнее доверие наследника постепенно переросло в отвращение и ненависть. Обвиненный за участие в заговоре Пизона, он был осужден на смерть и в 65 г. н. э. покончил с собой: С. вскрыл вены и истек кровью, так как выбор способа самоубийства был предоставлен на его усмотрение. Его вторая жена, Помпея Паулина, хотела умереть вместе с ним и просила и ей вскрыть вены; она умерла несколькими годами позднее. В своих философских взглядах С. в основном следовал учению стоиков, с которым пытался соединять эпикурейские взгляды. Его учение часто сравнивают с христианством и приписывают С. вымышленную переписку с апостолом Павлом, хотя здесь скорее наблюдается противоположность, чем родство. Он написал (не считая многих подложных сочинений) 3 книги «De ira» («О проявлениях гнева»), 3 различных утешительных письма («De consolatione») к своей матери Гельвии, к Полибию и к Марции, далее «De providentia» («О провидении»), «De соnstantia sapientis» («О стойких людях»), «De dementia ad Neronem Caesarem libri» («О снисхождении к Нерону»), «De brevitate vitae ad Paulinum» («Краткое жизнеописание Паулины»), «De vita beata ad Gallionem» («О выдающейся жизни Галлиона»), «De otio aut secessu sapientis» («Досуг с замечательными людьми»), 7 книг «De beneficiis» («О почестях»), 124 письма («Epistulae ad Lucilium»), содержащих легкие беседы о разного рода философских предметах, в которых ярче всего проявляется его неповторимый стиль. Кроме того, С. написал злую сатиру на императора Клавдия в форме пародированного апофеоза «Отыквление божественного Клавдия» («Apocolocyntosis s. ludus de morte Caesaris»), в которой речь идет об обожествлении судом грибов, так как Клавдий умер, отравившись грибами. Книга сохранилась в отрывках, и ее принадлежность С. многократно (хотя несправедливо) отвергали. Кроме того, ему принадлежат посвященные молодому Луцилию «Естественнонаучные вопросы» («Quaestionum naturalium») в 7 книгах — единственное дошедшее до нас произведение из области римской физики, без сомнения, первое в римской литературе, по крайней мере, в таком объеме. В этом сочинении автор обнаруживает более знания дела и сообразительности, чем позднее Плиний Старший.
  •          Из стихотворений С. сохранились:
  •          1) 9 эпиграмм (из которых, вероятно, подлинны только 1, 2 и 7), относящиеся ко времени его ссылки;
  •          2) 10 трагедий: «Hercules furens» («Неистовый Геркулес»), «Thyestes» («Тиест»), «Федра», «Эдип», «Troades» («Троада», или «Гекуба»), «Медея», «Агамемнон», «Hercules Oetaeus» («Геркулес Этейский»), а также 2 сцены из «Фиваиды» («Thebais»): первая из «Эдипа в Колоне», вторая из «Финикиянок». Кроме 9-го произведения «Октавия», представляющего собой претексту (fab. praetexta) и, без сомнения, принадлежащего позднейшему времени, в подлинности остальных 8 трагедий сомневаться нельзя. Они являются подражанием греческим образцам и свидетельствуют о незаурядном умении придавать произведению хорошую форму, плодовитости и жизненности фантазии, а также об остроте философского наблюдения.