Сенат

    Сена́т
  •          (лат. senatus, совет старцев, senes).
  •     I. С. при царях и во времена Республики.
  •          Ромул выбрал в С. 100 глав семейств из рода Рамнов (Ramnes), которые делились на 10 декурий, по 10 сенаторов в каждой. Затем из каждой декурии в свою очередь выбирался один сенатор (decern primi), и этим был предоставлен первый голос. После принятия в число граждан сабинян в С. вступили другие 100 членов из рода Титиев (Titles). Затем число сенаторов увеличилось еще на 100 человек из рода Луцеров (Luceres), которых ввел туда, вероятно, Тарквиний Приск, и это число 300 оставалось незыблемым в продолжение долгого времени. Так, напр., это число было восстановлено первым консулом после упадка С., причиной которого был последний римский царь. Только младший Гракх увеличил число сенаторов до 600 своим законом (lex Sempronia), с помощью которого он ввел в сенат еще 300 всадников. Сулла, который ввел 300 новых сенаторов, не превысил общего числа сенаторов более 600 чел.; при Цицероне их число вряд ли было больше 500. Однако Цезарь увеличил это число до 900, Антоний даже до 1000, но Август сократил его до 600.
  •          Выбор сенаторов (lectio senatus) сначала производился посредством совместной деятельности курий и царя; во времена Республики их выбирали сановные лица, а именно консулы, действовавшие по собственному усмотрению, затем — консульские трибуны и, наконец, цензоры, на основании закона Овиния (lex Ovinia). Для принятия в С. во времена первых четырех царей требовалось патрицианское происхождение; однако Сервий Туллий и первые консулы принимали в число сенаторов также и достойных плебеев, особенно всадников, которые получили название конскрипты (conscripti, внесенные в список сенаторов) и адлекты (adlecti, доизбранные сенаторы); общее же название сенаторов было patres (et) conscripti. Для принятия в С. не требовалось ценза выше всаднического, а для тех, которые вступали в число сенаторов вследствие занимаемых ими должностей, ценз не имел никакого значения. Только Август определил особый сенаторский ценз, состоявший в 800 тыс. сестерциев, а позднее — миллионе (или еще больше). Определенный возраст впервые требовался только по возрастному закону Виллия (lex Villia annalis), и должен был быть aetas quaestoria, или не младше 27 лет. Малодушие, бесчестие (инфамия) и т. п. лишали права на сенаторство.
  •          От собственно сенаторов нужно отличать quibus in senatu sententiam dicere licet, т. е. должностных лиц текущего года и курульных магистратов, окончивших свое служение, которые могли оставаться в сенате до ближайших сенатских выборов (lectio senatus), в то время как не курульные тотчас после окончания их служебного года теряли право на участие в заседаниях С. Только Сулла разрешил последним доступ в С. до ближайшей ревизии (lustrum). Всадники, которые были выбраны в С. без исполнения какой-либо должности, назывались педариями (pedarii) и уступали в значении другим. Первый в С., при царях первый из decern primi (первых десяти) или принципов (principes), называвшийся princeps senatus, впоследствии назначался цензором (см. Принципы).
  •          Право созывать С. (vocare, convocare, cogere) предоставлялось царям, затем консулам или консульским трибунам, а во время их отсутствия — преторам, позднее также народным трибунам и экстраординарным магистратам, напр., диктатору, начальнику всадников (magisterequitum), регентам (interreges), начальнику города (praefectus urbi) и децемвирам (decemviri). Приглашение на заседания совершалось через глашатая (рrаесо) или посредством объявлений (edictum). Каждый сенатор должен был являться на заседания, но это не всегда исполнялось в точности. Во время решения важных дел ни один из сенаторов не смел отлучаться из Рима; для того чтобы оставить пределы Италии, нужен был особый отпуск. Местом собрания служило templum, т. е. место, освященное авгурами; в древнейшие времена для этой цели обычно использовалась курия Гостилия, впоследствии курия Юлия, и ряд храмов, напр. храм богини Согласия, Кастора, Юпитера и др. Если был повод к тому, чтобы С. собрался вне помериума (Pomoerium), напр., когда нужно было выслушивать иностранных послов, которым не хотели разрешить доступ в город, или при переговорах с полководцами, которые еще имели военную власть, то собирались в храме Аполлона или Беллоны на Марсовом поле (Campus Martius). Для заседаний С. обычно выбирали дни календ, нон, ид и праздничные дни. Совещания открывали жертвоприношениями и гаданиями. Законное решение нельзя было выносить ни до восхода, ни после заката; однако в случаях, не терпящих отлагательства, собирали и ночные заседания (usque ad nocteus). Заседания были открытыми, т. е. проходили при открытых дверях, так что все происходившее на них становилось известным народу, собравшемуся перед курией. В позднейшие времена (перед 2-й Пунической войной) сенаторы брали с собой на заседания С. сыновей, которым было больше 12 лет. Этот обычай впоследствии был возобновлен Августом. На заседаниях непременно присутствовали необходимые помощники, такие, как scribae (секретари), lictores (ликторы), viatores (посыльные).
  •          Главноприсутствующий (консул, претор, трибун) открывал заседание речью, в которой излагал причину настоящего заседания (reffere ad senatum), причем он или совершенно объективно докладывал дело, или же излагал и собственный взгляд. После реляции (relatio, доклад) следовала рогация — внесение предложений (rogatio, sententiam rogarе, senatum consulere), и имевшие право голоса вызывались в строгом порядке (quid censes?). Спрашиваемый поднимался и высказывал свое мнение (sententiam dicere), причем он, по желанию, мог уклониться от обсуждаемого предмета и предложить другой вопрос (egregi relationem); иногда такая свобода служила для того, чтобы отсрочить решение (dicendo rem eximere или consumere). Спрашиваемый мог также вкратце объяснить, что он не подает особого мнения, но присоединяется ко мнению другого сенатора. В особо важных случаях сенаторы должны были свои мнения при рогации подавать под клятвой (jurati), во избежание всякой пристрастности. Это правило имело силу и во времена императоров. После рогации председатель группировал отдельные vota (мнения) и ставил их по очереди на голосование (disscessionem facere), после чего сенаторы поднимались и переходили на сторону того лица, мнению которого они сочувствовали (pedibus in sententiam ire). Во времена Империи голосование производилось и через поднятие руки. В сомнительных случаях производилась нумерация (numeratio, подсчет). После окончательного решения главноприсутствующий распускал собрание С. со словами: «Nihil vos moramur, patres conscripti».
  •          Во времена царей власть С. была ограничена. После смерти царя в качестве междуцарей (interreges) ведение дела попеременно принимали на себя децемпримы (decemprimi) декурий, вплоть до избрания преемника; сам выбор они производили вместе с С. После прекращения царской власти С. был душой и средоточием всего государства (princeps salutis mentisque publicae), однако верховная власть (majestas) оставалась у народа. К концу этого времени авторитет С. упал, как вследствие вмешательства Гракхов и других народных трибунов, так и вследствие собственной вины сенаторов, большая часть которых не осталась в стороне от возрастающей всеобщей испорченности нравов.
  •        1. В делах правления в широком смысле С. осуществлял надзор:
  •          1) за всеми религиозными отправлениями (за сохранением религиозного культа, устройством игр, праздников, назначением dies religiosi и т. п., освящением новых храмов и жертвенников);
  •          2) за всеми финансами. Расходование государственных денег полностью зависело от сената; он, напр., открывал кредит на постройки, которые должны были производиться цензорами, на военные дела, на игры и т. п.;
  •          3) за устройством и ведением дел, касавшихся провинций, напр., снабжение всем необходимым наместников, едущих в провинцию (ornare provinciam), расследование жалоб из провинций и т. п.;
  •          4) над всеми магистратами, которые должны были повиноваться С. и приводить в исполнение все его решения. К этому присоединились
  •        2. Заведование иностранными делами:
  •          1) относительно ведения войны (влияние С. было существенным при объявлении войны, назначении полководцев, продлении власти полководца (imperium), определении набора войск и военных налогов, вознаграждении полководцев, заключении мира);
  •          2) в отношении к другим городам. Все дипломатические сношения, а также пожалования отличиями (напр. титул вроде amici и socii) чужестранных государей и пр., находились в руках С.
  •        3. Судебно-уголовная власть С. проявлялась в наказании должностных лиц, союзников (socii) и иностранцев, равно как римских граждан, но последних только в том случае, когда они были обвинены в заговоре и отравлении ядом. Здесь также нужно принять во внимание, что все judices (судьи) вообще до закона Семпрония (lex Sempronia, см. сл.) принадлежали к сословию сенаторов. IV. Законодательство собственно не зависело от С., но он имел на него значительное влияние. Ничто не могло быть предложено комициям без согласия (auctoritas) сената, и точно так же утверждение решения, принятого комициям и, было необходимо для его законной силы (см. Комиции). Исполнительная власть не принадлежала С; только во время большой опасности он мог облекать консула неограниченной властью с формулой: videant consules, ne quid res publica detrimenti capiat (см. Консул).
  •          Уважение к С. и к отдельным сенаторам было велико и за пределами Италии. В древние времена сенаторы имели следующие знаки достоинства: золотое кольцо (см. Кольца), широкую пурпурную полосу (lаtus clavus) на тунике, особые башмаки с lunula (см. Одежда и Лунула) и почетное место в театре (senatoria subsellia).
  •     II. С. во времена императоров.
  •          Количество сенаторов (600 чел.) оставалось неизменным, и избрание их зависело исключительно от воли императоров, которые относились к этому то с большей, то с меньшей добросовестностью. Princeps senatus (первым сенатором) обычно был император. Он назначал заседания, которые были очередными (senatus legitimus) или экстренными (senatus indictimus), и наказывал нерадивых. На очередных заседаниях председательствовал консул, в экстренных — тот сановник, который созывал собрание. Председатель выступал с докладом (relatio), однако император мог на каждом заседании делать один, а позднее и несколько докладов (relationes). Император делал доклад устно или приказывал квестору зачитать вслух свое предложение (oratio, epistula principis). За relatio следовала, как и прежде, rogatio и под конец — дисцессия (discessio, голосование без прений, в порядке перехода сенаторов на ту или иную сторону). С началом Империи могуществу С. был нанесен сильный удар. Император представлял средоточие всей власти, и от него лично зависело, спросить ли мнения С. и принять ли во внимание его советы. Даже во время правления хороших императоров С. сохранял свою самостоятельность только для вида, а при деспотических правителях он был рабским орудием в руках тирании. Введение императорской консистории и scrinia (см. Скриний) не могло не повредить С; однако самое вредное влияние оказала бюрократия, организованная Диоклетианом и Константином. За С. оставалось наблюдение над религиозными отправлениями; заведование финансовой частью простиралось только на государственную казну и совсем прекратилось после того, как государственная казна была соединена с частной императорский кассой (fiscus). В отношении управления провинциями С. имел право отдавать свои провинции (см. Провинция); в иностранной политике С. должен был отказаться от своего влияния в пользу императора. Уголовное судопроизводство за всевозможные оскорбления величия и вымогательства было предоставлено С., но постепенно оно перешло к начальнику города (praefectus urbi) и императорским судам. Важнее была власть С. в законодательстве, которое от комиций со временем перешло к С; последний возводил в степень законов предложения, высказанные в царском рескрипте (oratio). Выбор высших сановников со времен Тиберия также находился в руках С., конечно, с большей или меньшей зависимостью от императора. Наконец, С. имел право назначать императора в том случае, если таковой умирал, не выбрав себе преемника. Однако в этом деле видную роль играло войско. Новый император постоянно утверждался С. (см. Царские законы). За С. оставалось право назначать почести и давать знаки отличия, напр., обожествление (апофеоз), статуи, триумфальные знаки и т. п.
  •          Константин учредил в Константинополе второй С., который имел так же мало политического значения, как и римский. Деятельность его делалась все более ничтожной, и под конец у сенаторов сохранилась только их особая одежда как единственное вознаграждение за утрату прежнего величия.