Салии

    Са́лии
  •     I.
  •          (лат. salii, плясуны, прыгуны).
  •        1. Коллегия жрецов Марса Градива у римлян. Она разделялась на две группы, по 12 человек каждая. Более древние С., которые, по преданию, были учреждены Нумой Помтгилием (см. Анкил). назывались Палатины (Palatini), так как они приносили жертвы на Палатинском холме. Позднейшие С., учрежденные Туллом Гостилием, назывались Агоналы (Agonales), или Коллины (Collini), потому что место, где они приносили жертвы, находилось на Квиринале, близ porta Соllinа. Во главе коллегии стоял магистр, за ним по достоинству следовали praesul (передовой плясун) и vates или praecensor (запевала). С. избирались только из патрициев и пользовались большим почетом. Они носили вышитую тунику и сверху медный панцирь, toga praetexta была у них подобрана по-габински, на голове они имели апекс (см. Апекс) и, кроме того, носили меч, копье, в правой руке медную палочку, которой при своих шествиях по городу, сопровождаемых пением и пляской, ударяли в анкил, находившийся у них в левой руке. Эти шествия с анкилами, совершаемые в честь бога войны, покровителя города (см. Марс), происходили в марте месяце. Первого марта Великий понтифик приносил жертву Марсу в регии (rеgia), где находились священные копья и анкилы, а на следующий день начиналось шествие, проходившее чрез Форум, комиции и другие общественные места до Капитолия. С. обходили все жертвенники и храмы, вознося молитвы к богам — покровителям города, на местах их почитания, и приносили им жертвы. Каждый день праздника заканчивался богатым пиршеством. 14-го или 15-го марта праздновались так называемые Мамуралии в честь Мамурия, который, по преданию, изготовил анкилы. Его имя родственно с именем Марса, с Маппаг и со словом Mamertinus (сын Марса). В этот день его изображение носили во главе процессии и ударяли в него большими палками, самого же Мамурия прославляли в песнях. 19 марта, вдень feriae fortis Deae (Минервы или Нериены), на Комиции с песнями и танцами праздновалась борьба этой богини с Марсом. В песнях (axamenta), которые пелись при процессиях, молились, главным образом, Марсу и прославляли его, равно как и Януса, Юпитера, Луцеция, Аполлона, Юнону, Минерву, Геркулеса, Манию и др. Эти песни были сложены в сатурнийском размере и распевались старшими С., между тем как младшие исполняли танцы. Вследствие своей древности эти песни уже во времена Цицерона были непонятны, поэтому их стали объяснять многие писатели, напр. Элий Стилон.
  •          Так называемые virgines Saliae (жрицы Марса) не составляли отдельной коллегии, но привлекались к участию во многих священнодействиях С. и были только conductitiae (занятые по найму).
  •        2. Ветвь племени франков, которую в первый раз встречаем на Батавском острове при городе Токсандрии, где их разбил Юлиан. Позднее они появляются при Маасе у хамавов.
  •     II.
  •          (лат. Salyes, Salyi и Saleuvii), самое могущественное из Лигурийских племен. Они были перемешаны с кельтскими элементами и жили по всей стране между Роданом и Морскими Альпами, так что Массилия, Арелата и др. значительные города находились в их области. После продолжительной и кровопролитной войны этот народ, разделявшийся на разные племена (напр., коммонов, аватиков, десувиатов, альбиенсов и пр.), в 123 г. до н. э. был побежден Гаем Секстием и покорен римлянами, которые потом основали там город Аква Секстия (Aquae Sextiae).
  •          

    Салии со священными щитами (ancilia), которые носили во время шествий. С римского изображения.