Расторжение брака

    Расторже́ние бра́ка
  •          В римском праве существовало несколько форм Р. б.
  •        1. Divortium, от disvertere (расходиться), расторжение брака по обоюдному согласию. В Риме с древнейших времен господствовала полная свобода относительно расторжения браков (со стороны мужа), за исключением заключенных по обряду конфарреации патрицианских браков, которые считались нерасторжимыми, пока и для них не была введена форма развода через диффарреацию (diffarreatio) в случае преступления жены. Только браки жрецов, заключенные через конфарреацию, остались навсегда ненарушимыми. Однако, несмотря на то, что разводы допускались, на брак вообще смотрели как на столь священное учреждение, что он расторгался только в случаях крайней необходимости. Существовали законные основания для расторжения брака, и их расследование подлежало семейному суду. Кто пренебрегал этим судом и легкомысленно разводился с женой, того постигала nota censoris (взыскание, налагаемое цензором). В XII таблицах уже говорилось о расторжении браков, но постановления их на этот счет нам неизвестны. Несмотря на это, многие писатели утверждают, что первый развод в Риме случился лишь в 234 г. до н. э., а это по многим причинам невозможно. Это было скорее первое расторжение брака, последовавшее без вины жены, из чего впоследствии ошибочно заключили, что это был вообще первый пример развода. С тех пор произвол заменил древнюю строгость нравов. Разлюбить жену или пожелать вступить в новый брак считалось достаточным поводом к расторжению супружеских уз. Сулла был женат пять раз, Цезарь — четыре раза, Помпей — пять раз, Антоний, не считая его сожительства с Клеопатрой, четыре раза, а дочь Цицерона была замужем три раза. Цицерон развелся с двумя женами без особенного к тому повода. Во времена Империи было еще хуже. Жены с таким же легкомыслием, как и мужья, пользовались признанным и за ними правом развода, который, впрочем, для виновной стороны был сопряжен с известными убытками относительно имущественных прав. При христианских императорах стали относиться к этому делу построже, и древняя свобода в расторжении браков была ограничена.
  •          Формы, в которых совершался развод, за исключением диффарреации, не были предписаны законом. Муж обращался к жене со словами: «Res tuas tibi habeto» («Твое тебе остается») или «Agito, foras exi» («Уходи из дома прочь») и т.п. Отказывались также от брака устно, через вестника. Этот способ Августом был возведен в законную форму, и требовалось, чтобы такой отказ происходил в присутствии семи свидетелей. Наконец, формула развода пересылалась письменно (libellus divortii).
  •          Ремансипация есть лишь уничтожение так называемой manus (см. сл.).
  •        2. Repudium (лат. отказ), односторонний разрыв помолвки или брака, в противоположность divortium, которое происходило по желанию обеих сторон. Первоначально односторонне расторгать брак мог только муж, впоследствии это право получила и жена.