Рабы

    Рабы́
  •          (греч. δοῦλοι, лат. servi).
  •     I. У греков состояние личной несвободы было разнообразно, как по своим причинам, так и по своим проявлениям. Так, во многих греческих государствах мы встречаем состояние неволи, соответствовавшее по своим проявлениям и правовым отношениям крепостному праву. Причиной такого положения можно считать покорение коренных жителей вторгшимися в страну победоносными пришельцами. На основании договора или вследствие безусловного подчинения и порабощения покоренные попадали в отношение зависимости от новых правителей; при этом существовали различные степени неволи. В отдельных странах они имели разные формы. Так, в Фессалии мы встречаем пенестов, а в Спарте илотов (см. Илоты).
  •          От таких крепостных отличаются настоящие Р. (δοῦλοι, впрочем, пенесты, илоты и другие крепостные иногда тоже обозначаются этим названием), которые попали в неволю через плен на войне или через продажу в рабство (напр., Эвриклеи, Эвмея). Статус таких Р. переходил по наследству к их потомкам. Поводом к возникновению такого рабства послужила необходимость поручать исполнение черной работы, непристойной свободному гражданину (πολίτης), людям, не имеющим гражданских прав. Первым государством, организовавшим у себя торговлю рабами, считается остров Хиос. Оправдание рабства греческими философами и политиками тесно связано с укоренившимся убеждением греков о естественной разнице между эллинами и варварами (см. Варвары): грек, благодаря своим врожденным свойствам, господствует над варварами. Такой взгляд не допускал сомнения о законности рабства. Однако считалось гуманным предоставлять пленным эллинам возможность выкупа. Поэтому первоначально все Р. были из варварских племен, преимущественно фригийцев, фракийцев и скифов. Главные рынки сбыта Р. находились на островах Делос и Хиос и в Византии; но торговля Р. происходила и в Афинах.
  •          При рассмотрении правовых отношений Р. нам приходится иметь в виду главным образом Афины. Р. был не только слугой, но и собственностью господина, вещью, предоставленной в его полное распоряжение. Жестокость такого положения, которое состояло в полном лишении всякого права, значительно смягчалась благодаря гуманности и образованности афинян. Умерщвление Р. преследовалось судом (такие дела судили эфеты в Палладии); за истязание рабов в некоторых случаях подвергали законному взысканию. Господин не имел права подвергнуть Р. смертной казни без приговора суда, хотя наказание господина, убившего своего Р., состояло в религиозном покаянии. От жестокого обращения господина Р. мог спасаться в убежище (ἄσυλον) в храме Тесея и, не выходя оттуда, просить, чтобы его продали другому хозяину. Неизвестно, был ли господин обязан исполнить это требование, и если да, то в каких именно случаях.
  •          В остальных отношениях права Р. ввиду того, что они составляли собственность господина, были весьма ограничены. Они не имели правоспособности и поэтому не могли обращаться с жалобой в суд. Таким правом обладал лишь хозяин, который владел ими и для которого оскорбление или увечье, нанесенное Р., приравнивалось к нарушению его права собственности. Иным было положение Р.-иностранцев, которые, проживая в Афинах, вели дела за своего господина или за определенный налог (ἀποφορά) промышляли самостоятельно; на них смотрели как на свободных людей и обращались с ними как со свободными. Р. не могли являться свидетелями на суде; однако их показаниям, всегда добывавшимся при помощи пыток, приписывали значение важного судебного доказательства.
  •          Жалобу на Р. могли подавать исключительно диэтетам и только в том случае, если Р. без соответствующего приказания своего господина совершил деяние, причинившее вред другому лицу. Но если деяние было совершено по приказанию господина, то жалоба, вероятно, и должна была быть направлена против него. К беглому Р. со стороны его господина (а также со стороны любого лица, имевшего интерес в признании его Р.) могла быть применена апагогия (см. сл.), т. е. можно было на улице или в доме (исключая места, за которыми признавалось право убежища) схватить его и отвести к себе домой. Если сам Р. или третье лицо, во власти которого он находился в то время, оказывали сопротивление, то арестовавший (ἄγων) мог представить иск архонту или полемарху. Последний допускался в том случае, если лицо, на которое предъявлялось право собственности, считалось свободным человеком из числа не граждан.
  •          Если истец мог доказать свои права собственности, то ответчик должен был компенсировать ему нанесенный убыток и, кроме того, уплатить штраф в пользу казны.
  •          Особое положение занимали в Афинах государственные Р. (демосии), которых использовали для низшего рода государственных нужд. Такими Р. были так называемые скифы или стрелки, составлявшие отряд — первоначально в 300, затем в 600 и, наконец, в 1200 чел.; по имени некого Спевсина, предложившего учреждение этого отряда, они также назывались спевсиниями. Они служили жандармами и полицейскими солдатами, и их главный караул сначала находился на рынке, а впоследствии на ареопаге. Кроме того, упоминаются еще 200 конных стрелков (гиппотоксоты).
  •          Служители государственных чиновников, рассыльные, писцы, сыщики, сторожа, тюремщики, палачи и т. п. большей частью (а палачи — всегда) были государственными Р.; такими же были и рабочие на монетном дворе. Все эти люди имели право на собственность, вели самостоятельное хозяйство и в праве вести тяжбы были приравнены к метекам. Из этого льготного положения следует, что их никогда не продавали в частные руки.
  •          Обращение с Р. в первую очередь зависело от характера хозяина. В целом нельзя отрицать, что афиняне обращались с ними довольно милостиво и что в Афинах, сравнительно с другими государствами, они пользовались большей свободой. Во многом это объяснялось гуманностью афинских нравов, а также многочисленностью Р., которая заставляла обходиться с ними поосторожнее из опасения вызвать бунт. Ксенофонт видит причину большей распущенности афинских Р. в том обстоятельстве, что «они одеждой не отличаются от народа и потому редко подвергаются оскорблению и ударам, так как всякий боится оскорбить гражданина, даже если думает, что имеет дело с Р.». Рабам не запрещалось посещение храмов и святилищ, а также участие в домашнем богослужении и общественных торжествах.
  •          Цены на Р. различались в зависимости от их способностей. В Афинах за Р. обычно платили от 1 до 10 мин, а иногда и гораздо дороже; Никий, напр., купил приказчика в свои рудники за 1 талант. Места продажи Р. назывались «киклы» (κύκλοι). Торговля Р. обычно происходила во время новолуния.
  •          От купленных Р. отличались Р., рожденные в доме господина (ойкотрибы, или амфидулы, если оба родителя были Р.). Число Р. в Аттике во времена расцвета государства доходило до 365 тыс., при 90 тыс. гражданских жителей; отношение, следовательно, почти равнялось 4:1.
  •          Положение Р. было различно, смотря по роду их обязанностей и качеству их службы. Они должны были выполнять домашние работы, сопровождать господина или госпожу при выходах из дому (считалось проявлением большой скромности, что жену Фокиона сопровождала всего одна рабыня), в качестве дядек (педагогов) заведовать воспитанием мальчиков, провожать их в гимнасии и училища и наблюдать за ними. Даже у бедных граждан был, по крайней мере, один Р. для выполнения хозяйственных работ; однако в каждом, даже скромном хозяйстве, требовалось большое число Р. для всевозможных дел. Кроме домашних Р., были другие, служившие вне дома ремесленниками и работниками в эргастериях и имевшие более свободное и независимое положение. Они работали на своего господина (пример такого рода представляет отец Демосфена, у которого в оружейной мастерской работало 302 или 303 Р., а в мастерской по изготовлению носилок — 20 Р.) или платили ему оброк из своих заработков. Так, напр., Р. отдавали внаем в рудники за определенную поденную плату господину; они за свой счет брали работы по подряду, а также обработку полей за определенную арендную плату господину.
  •          При поступлении в дом нового купленного Р. сыпали конфеты ради хорошего предзнаменования. Отпущение Р. на волю по разным поводам было обычным делом. Часто они сами выкупали себя за счет сделанных ими сбережений; однако господин мог и отказать им в своем согласии на выкуп. Случалось, что Р., отличившихся на морской военной службе (они служили гребцами), как это было в сражении при Аргинусских островах, поголовно отпускали на волю. После битвы при Херонее все Р., принимавшие в ней участие (уже в Марафонской битве Р. сражались в рядах граждан), были объявлены свободными. Отпускали их на волю и за содействие, оказанное при разоблачении тяжких преступлений. Нередки были и случаи отпущения на волю по духовному завещанию.
  •          Вольноотпущенники, апелевтеры (ἀπελεύθεροι), получали права метеков, не разрывая окончательно связи со своим прежним господином, который делался их заступником перед судом (простат). Неблагодарность со стороны вольноотпущенника давала его прежнему господину право на его обвинение в измене (апостасия); в случае осуждения виновный вновь обращался в рабство. В случае оправдания он освобождался от всех обязанностей по отношению к простату и полностью уравнивался в правах со свободнорожденными метеками (см. также Иностранцы).
  •     II. У римлян общее название Р. было servi; как слуги они назывались famuli (отсюда familia, принадлежавшая к конкретному дому), в домашней жизни — pueri; как движимое имущество — mancipium.
  •          Р. становились:
  •          1) вследствие рождения от рабыни;
  •          2) вследствие потери свободы:
  •          а) через взятие в плен на войне, потому что пленных продавали от казны sub hasta (с копьем) или sub corona (с венком на голове);
  •          б) через продажу уклонявшегося от ценза (см. Инценз) или воинской повинности;
  •          в) через продажу заимодавцем отданного ему по приговору суда должника (addictus);
  •          г) через приговор к смерти, потому что перед казнью любой свободный гражданин становился Р.
  •          Рабство прекращалось отпущением на волю (см. Манумиссия) по решению государственного суда, напр., в награду за донос о преступлении и т. п. Господин, которому принадлежал Р. по рождению или который приобретал такового куплей (от торговцев невольниками, mangones), имел над ним право собственности как над вещью (отсюда mancipium) и мог продать его, истязать и даже убить. Так продолжалось до тех пор, пока закон Петрония (см. сл.) и несколько законоположений Антонина Пия, а также некоторые постановления сената (SCons.) не ограничили произвола рабовладельца, который теперь за убийство Р. подлежал наказанию. Все то, что приобретал Р., принадлежало его господину, за исключением сбереженных денег (см. Пекулий). Проступки Р. первоначально судил господин: наказаниями служили ссылка в деревню в рабочий дом (ergastulum), работа на толчейных мельницах (pistrinum), удары розгами или ремнями, клеймение, распятие и жестокое истязание; позднее более важные проступки Р. судило исключительно правительство. Положение Р. было очень тяжелым, но в позднейшие времена оно стало легче благодаря смягчению нравов, и цензор наказывал тех хозяев, которые дурно обходились с рабами.
  •          Р. часто получали свое имя по месту рождения, напр., Фрикс (Фригиец), Каппадокс (Каппадокиец), Сир (Сириец), или от древних героев (как во времена работорговли в Америке), напр., Ахилл, Приам, Поллукс и т. п. Их часто называли именами растений и камней, напр. Амиант или Сардоникс. Некоторых Р. называли именами их владельцев, напр., Гайпор (Gaipor, т. е. Gai puer, «раб Гая»), Луципор (Lucipor, «раб Луция») и т. д. Большей частью Р. были галлами, испанцами, греками и азиатами; особенно дорожили эфиопами.
  •          В древние времена Р. ели вместе с господами, позднее они ежемесячно или ежедневно получали определенный паек хлеба, смокв, олив, вина и уксуса (demensum). Одежда их ничем не отличалась от одежды бедных граждан и состояла из грубой туники темного цвета. Старинная привязанность и верность, которая во многих семействах связывала Р. с их господами, во времена упадка нравов встречается все реже и реже. Р. были озлоблены против своих господ и поэтому часто поднимали восстания и мятежи. Если Р. убивал своего господина, то по древнему обычаю (или по консульскому решению) все Р., которые во время совершения убийства находились под одной кровлей с убийцей, наказывались смертью.
  •          Классы Р. В древние времена число Р. было невелико, но позднее знатные фамилии имели их целые толпы (greges ancillarum, legiones mancipiorum). P. разделяли на декурии, и, для того чтобы знать их всех поименно, господа обзаводились номенклаторами (см. сл.). По пребывании в городе или на виллах и в поместьях (латифундиях) Р. разделялись на городских и сельских (urbani и rustici), по положению и занятиям — на 3 класса:
  •        1. Ординарии (ordinarii) — облеченные доверием господина (honestiores) Р., которым поручался надзор за домашним хозяйством, казной и т. д. Они держали при себе викариев (vicarios), т. е. собственных Р., которые помогали им. Среди ординариев выше всех стоял прокуратор (управляющий имуществом, имениями), за ним следовал актор (то же самое, что виллик, смотритель и управляющий виллой), диспенсатор (казначей, см. Диспенсатор) и атриенсий, который в древности исполнял должность управляющего имуществом (прокуратора) и казначея (диспенсатора), см. Атриенсий. Сюда также принадлежали целларий (cellarius) или заведующий провиантом, негоциаторы (negotiatores), занимавшиеся торговыми делами господина в провинции, инсуларии (insularii), которые собирали деньги с домов, сдаваемых внаем (см. Инсула), а также Р. с научным или художественным образованием, которые заботились о постройке и украшении дома (fabri, tectores, pictores, caelatores, statuarii, pavimentarii, topiarii, viridarii, aquarii, sculptores и др.). Кроме того, были Р., которые заведовали библиотекой, художественными произведениями и корреспонденцией своего господина (a biblioteca, a statuis, literati, anagnostae, amanuenses, notaif, librarii, ab epistulis), воспитатели и дядьки детей (педагоги) и домашние врачи (medici). Р., предназначавшиеся для увеселений, были ниже первых. К ним относились музыканты (symphoniaci), гладиаторы, мимы, актеры, акробаты (petauristae, funambuli, schoenobatae) и уроды moriones и nani (см. Карлики).
  •        2. Вульгары (vulgares) исполняли черные работы как внутри дома, так и вне его. К ним относились привратники (janiator, ostiarius), докладывавшие о гостях кубикулярии (cubicularii), многочисленные рабы, которые следовали за господином при его выходах (pedisequi), напр., носильщики (anteambulones, lecticarii), скороходы (курсоры), форейторы во время поездок. Дома отвечали за стол и продукты повара (pistores, coqui), птицеводы (fartores), зеленщики (opsonatores), накрывающие на стол (structures), нарезающие кушанья (scissores), виночерпии (pocillatires). Гардероб господина, а также уход за его внешностью был поручен особым Р. — ткачам (textores), гардеробщикам (vestiarii). портным (vestifici, lanificae. a veste), охранникам (custodes auri), рабыням, отвечающим за туалет своей госпожи (ornatrices), парикмахерам (tonsores, ciniflones или cinerarii), Р., натиравшим мазями (unctores, unguentarii), и банщикам (balneatores). Медиастины (mediastini) были низшим разрядом вульгаров: они мели, чистили и исполняли самые грязные работы. К этой же категории могут быть отнесены поллинкторы (pollinctores, см. сл.), либитинарии (libitinarii) и банщики (balneatores) в общественных банях.
  •        3. Государственные P. (servi publici), т. е. принадлежавшие римскому государству или обществу (колонии, муниципальному городу) Р., которых купила община. Военнопленные, которых государство не продавало, но удерживало для общественной службы, становились государственными Р. По сравнению с положением Р. частных лиц положение государственных Р. было гораздо лучше, потому что последние почти всегда могли приобретать peculium (см. сл.). Пищу и помещение они получали от общины. Их обязанности были весьма разнообразны:
  •          а) некоторые помогали служителям высших сановников (акценцы и аппариторы) или даже замещали их;
  •          б) многие гос. Р. состояли служителями при храмах и помогали приносящим жертвы;
  •          в) некоторые исполняли разные работы для государства, напр. состояли при кассе (semis aerarius), при зданиях и при других учреждениях, напр. акварии (aquiarii). Положение Р., работавших на рудниках, каменоломнях и т. п. местах, было самым тяжелым. Нередко случалось, что servi publici получали свободу в вознаграждение за свои труды.