Посейдон

    Посейдо́н
  •          (греч. Ποσειδάων, Ποσειδῶν), в греч. мифологии сын Кроноса и Реи, брат Зевса (по Гесиоду — старший, по Гомеру — младший). Рея подменила новорожденного П. жеребенком, которого проглотил Крон, а П. она передала на воспитание тельхинам, населявшим остров Родос, где он вырос, возмужал, изобрел конную упряжку и колесничные бега, а также отмерил стадий. После победы над титанами при разделе господства над миром П. получил во владение море; он темнокудрый (Κυανοχαίτης), объемлющий и держащий землю (Γαιήοχος), властитель моря (Ἄναξ, Εύπυκρείων) и всех морских богов, имеющий свой дворец в глубине моря (при Эгах); сам Зевс признает его старейшим и мудрейшим из богов. Все морские явления происходят от него: он посылает бурю и успокаивает волны; если он на своих быстрых меднокопытных конях проезжает по морю, то оно успокаивается, а если он в гневе ударяет по воде своим страшным трезубцем, то поднимаются кипучие волны, поглощают корабли, затопляют страны и погребают в своих недрах города.
  •          Как колебатель земли (Ἐννοσίγαιος), Посейдон производит землетрясения и своим трезубцем рассекает скалы. В Фессалии, во время затопления страны разливом Пенея, он ударом трезубца открыл Темпейскую долину, чтобы дать выход реке; поэтому в Фессалии он называется Πετραίος, «Сокрушитель скал». Яростен гнев этого бога, так же, как и его стихия. П. беспощадно преследует тех, кто его оскорбляет. Так, Одиссея, который ослепил его сына, циклопа Полифема, он гоняет по всему морю и удаляет от родины до тех пор, пока Зевс, который долго снисходил к его гневу, не воспользовался его отсутствием и не решил вместе с прочими богами возвратить несчастного героя. На Трою П. обратил весь свой гнев с тех пор, как царь Лаомедонт, которому он вместе с Аполлоном построил стены Илиона, не заплатил ему условленной платы. В наказание он наслал на троянцев морское чудовище, которому они должны были отдать на съедение дочь Лаомедонта Гесиону, и всеми способами поддерживал греческих героев при осаде этого города. Даже Зевсу, который имеет верховную власть над ним и над всеми богами и которому П. как старшему брату обычно уступает и угождает, он иногда отваживается сопротивляться.
  •          В древнепеласгическое время П. был не только богом моря, но и богом всех вод, распространенных на земле и вокруг нее; он дает начало источникам, рекам и озерам. За это он также считался питателем и оплодотворителем растительного царства (Φυτάλμιος в Гермионе) и стоял близко к Деметре, матери Земли. Поэтому П. почитали во многих местах, не прилегавших к морю. С тех пор как П. сделался исключительно богом моря, его культ в этих местах постепенно исчез и был заменен почитанием других божеств. Отсюда возникли предания о многочисленных спорах из-за покровительства над разными местностями, которые П. вел с другими богами, и об обменах: с Афиной он спорил за обладание Аттикой (см. Кекроп) и Трезеном, с Герой — из-за Арголиды, а свою часть в Дельфах уступил Аполлону в обмен на Калаврию. П. также имел отношение к коню (П. Ἵππιος) вследствие своего первоначального значения бога всех вод. Именно он, по преданию, создал коня, который пасется на влажных, обильных травою лугах при ручьях и реках. П. научил людей управлять им, и потому на конских ристалищах его призывали как покровителя конских состязаний и умилостивляли жертвами и обетами. Этот П. Гиппий часто находится рядом с Афиной Гиппией, которая изобрела конскую узду.
  •          Супругой П. была Амфитрита; впрочем, Гомер еще не упоминает о ней как о его супруге, и только Гесиод повествует о рождении от этого брака Тритона. Со многими другими возлюбленными он произвел многочисленное потомство — героев и родоначальников тех племен и городов, которые его почитали. Поклонение П. было в Греции распространено повсюду, но в основном он почитался на побережьях и островах; особенно богат местами его культа был Пелопоннес. У Гомера главным местом поклонения П. является Пилос, город Нестора, который от него вел свой род. На Истме, близ Коринфа, через каждые три года в его честь праздновались Истмийские игры. Праздник в честь П. в Онхесте (Беотия) упоминается уже у Гомера. Ионийцы почитали П. как покровителя своего племени. Поклонение П., процветавшее в ионийских городах на северном берегу Пелопоннеса, особенно в Гелике и Эгах, сохранилось и после их переселения. Выселившись в Малую Азию, они перенесли с собой поклонение Геликонскому П. и в его честь основали на мысе Микале его главный храм, при котором ионийцы праздновали народный праздник Панионии. Геродот упоминает о поклонении П. в Ливии, но ошибочно утверждает, что этот бог отсюда пришел к грекам.
  •          П., кроме коня, был посвящен дельфин, а из деревьев — сосна, по причине ее темно-зеленого цвета, цвета моря, и потому, что из нее строятся корабли. В жертву ему приносили быков, особенно черных, а также кабанов и баранов; в Арголиде в его честь бросали в ручей Дейна взнузданных лошадей. П. часто изображался в группах с Амфитритой и другими морскими божествами и с дельфинами; он величествен и силен, но ему недостает спокойного величия Зевса, с которым П. имеет фамильное сходство. Соответственно его стихии в нем есть что-то неспокойное и сердитое, какое-то упрямство и недовольство. Тело его стройнее, чем у Зевса, с более рельефной мускулатурой; лицо имеет более угловатые формы, в чертах лица меньше ясности и спокойствия, волосы более взъерошены, и отдельные пряди разбросаны в беспорядке.
  •          Римляне отождествляли с греческим П. своего морского бога Нептуна (Neptunus). В древнейшие времена поклонение ему было незначительно, так как жизнь римлян мало была связана с морем. Когда впоследствии греческие представления были перенесены на Нептуна, то в них прежде всего выделялось отношение к коню и к конным состязаниям. Подобно П. Гиппию, он называется Neptunus equester (Нептун-всадник). Ему был поставлен жертвенник в цирке Фламиния и возведен храм неподалеку от него. В Великом цирке (Circus maximus), где П. тоже имел храм, в честь него, как Нептуна, обуздывающего лошадей (Coesus), ежегодно праздновались установленные Ромулом Консуалии (Consualia) с ристаниями. Имя Коне (Consus) объясняют как «Советчик», но более вероятно, что Коне первоначально был древнеиталииским божеством земли и земледелия.