Понтифики

    Понти́фики
  •          (лат. pontifices). П. составляли у римлян жреческую коллегию, которой был поручен надзор и управление всем религиозным культом, общественным и частным богослужением. Имя производили от pons (мост) и facere (производить), поскольку П. якобы построили и содержали Pons sublicium (мост на сваях, sublicae), для того чтобы на обоих берегах Тибра приносить жертвы, а на самом мосту совершать священнодействия (см. Аргеи). По другим предположениям, название возникло от posse (мочь) и fasere (sacrificare, приносить жертву). Нума впервые выбрал четырех П. из Рамнов (Ramnes) и Титиев (Tities), к которым присоединился пятый, Великий П. (p. maximus). По предписанию закона Огульния (lex Ogulnia) в 300 г. до н. э. к ним прибавились еще 4 плебейских П. Сулла увеличил эту коллегию до 15 членов; во времена императоров их число не было постоянным, потому что император, как Великий П., увеличивал и уменьшал их число по собственному усмотрению. Вначале они выбирались через кооптацию (cooptatio) и на всю жизнь; со времени закона Домиция (lex Domitia) от 104 г. до н. э. выбор был возложен на трибутные комиции. Сулла восстановил кооптацию, но закон Ация (lex Atia) в 63 г. до н. э. вновь отменил ее по настоянию Цезаря. В древнейшее время для избрания был необходим зрелый возраст и свобода от других должностей; впрочем, П. мог занимать и другие жреческие места, но без отправления обрядов. Младшие П. (p. minores) были помощниками коллегии и служили как секретари (scribae). Впоследствии их число увеличилось, и они образовали коллегию из трех членов, которая принимала участие в совещаниях и функциях целой коллегии. Старший по вступлении назывался maximus, а младший — minimus. П. осуществляли надзор за всеми религиозными обрядами, заботясь о том, чтобы они не прекращались и совершались по единому установленному образцу и в определенное время. Они наблюдали за всеми жрецами и их служителями, имели право назначать денежный штраф и даже приговаривать к смерти, но в этом случае обвиняемый мог обращаться с апелляционной жалобой к суверенному народу и получить освобождение от наказания. П. заботились о приведении в порядок календаря и следили за тем, чтобы священнодействия (sacra) всегда исполнялись в назначенные дни и чтобы праздничные дни не нарушались исполнением мирских занятий. Это право имело большое влияние на суд, так же как и право решения и подачи мнения (decreta) обо всех делах, касающихся сакрального права, напр., об удовлетворительности принесенных жертв, об умилостивлении богов по случаю появления продигий (procuratio рrоdigiorum, см. Дивинация), об освящении храма, о брачных делах, о наследствах и т. д.
  •          При некоторых отправлениях государственной и частной жизни присутствие П. было необходимо, напр., на собраниях для избрания царей или жрецов (comitiis calatis), при освящении храмов, жертвенников и т. д., при обетах, молитвах и при добровольном обречении себя на смерть кого-либо из граждан, причем П. провозглашал известную формулу (praeire verba), а также при конфарреации (confarreatio) и диффареации (diffareatio). При определенных священнодействиях П. должны были совершать жертвоприношения и богослужения, часто они замещали фламина (flamen), если тот не мог присутствовать по случаю болезни или какого-либо общественного дела. Главный надзор за П. отчасти принадлежал сенату, но в основном был доверен суверенному народу, который мог, напр., отменить наложенное на П. наказание. Предпринятое народным трибуном Катоном принуждение в 56 г. до н. э. было насилием. О знаках отличия и доходах П. см. Жрецы. В муниципиях и колониях были свои П. Это слово в более широком смысле употребляется вместо названия жреца (sacerdos) какого-либо бога.