Полис

    По́лис
  •     I.
  •          (греч. Πόλις, город), местечко озольских локров, точное местоположение которого неизвестно.
  •     II.
  •          (греч. πόλις), город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная прежде всего для Древней Греции. В политической теории античности (Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель) П. представляет собой определенным образом организованную общность людей. В отличие от более примитивных форм человеческих сообществ (домохозяйство, деревня, племя), П. является конечным результатом их развития. Цель существования П. — обеспечение наивысшего блага, т. е. создание условий существования полита (человека в наивысшем значении этого слова), раскрытие его внутренних потенций. В П. могут быть объединены только люди, обладающие определенными качествами, такими, как свобода и калокагатия (присущие только эллинам, но не варварам). Греческие писатели исходили из определяющей посылки: П. — прежде всего гражданская община, коллектив граждан. Кардинальной особенностью античного П. являлось совпадение политического коллектива с коллективом земельных собственников и взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. При этом своеобразие античной гражданской общины заключалось в том, что ее собственность выступала в двуединой (но достаточно гармоничной) форме: государственной и частной одновременно. Взаимная связь права гражданства с собственностью находит свое выражение в принципе верховной собственности всего гражданского коллектива на землю. Верховное право собственности гражданского коллектива находило свое выражение не только в том, что существовали определенные категории земель, находившиеся в общественном владении и пользовании, но и в том, что в случае отсутствия законных наследников у гражданина наследником его земельного надела являлся сам П. Как коллектив собственников П. обладал правом контроля над земельным фондом, правом вмешиваться в отношения собственности. Сограждане П. в идеале являлись абсолютно равными соучастниками политической жизни, и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан, они же и земельные собственники. Именно этим объясняется общая тенденция полисного средиземноморского мира в сторону демократии и запрещения эндогенного рабства. Еще одна характерная черта античного П.: совпадение (более или менее полное) политической и военной организации. Гражданская община была образована прежде всего по-военному, как военная и войсковая организация, и такая организация являлась условием и гарантом собственности П. Характер военной организации как гаранта собственности и тем самым самого существования гражданской общины определял не только связь, но и тождественность военного ополчения граждан с их народным собранием, как основой политической организации П. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность собственности П. и тем самым своей личной собственности. В античном мире П. и его земельные владения (хора) являлись единым экономическим целым, хотя в теории греки допускали существование П. в чистом виде, просто как коллектива граждан, без принадлежащей ему территории, правда, только в исключительных случаях. П. характеризовался также тенденцией к экономической автаркии; автаркия же выступала в качестве экономической основы свободы. Для П. автаркия — это сумма автаркий отдельных домохозяйств. Экономическая автаркия была теснейшим образом связана с политической системой П. (стремление его отдельных граждан к имущественному и правовому равенству, а П. — к политической независимости в целом). Для добывания жизненных средств гражданин ставился П. в такие условия, чтобы целью его было не приобретение богатства, а самостоятельное обеспечение своего существования, воспроизводство себя как члена гражданской общины, как собственника земельного участка и в качестве такового как равноправного члена П. Предпосылкой дальнейшего существования П. как гражданской общины являлось сохранение равенства между образующими его свободными и самостоятельно обеспечивающими свое существование крестьянами-землевладельцами, а также собственный труд как условие дальнейшего существования их собственности. П. мог существовать как гражданская община только при сравнительно небольших размерах гражданского коллектива и территории. Платон в «Законах» указывал, что его идеальный П. должен включать 5040 полноправных граждан. В практике полисного строительства (к прим.. Херсонес Таврический) размеры гражданского коллектива зачастую были сопоставимы с размерами войсковой единицы (стратос в 2400 гоплитов). Аристотель полагал в «Политике», что как население, так и хора П. должны быть легко обозримы, ибо в П. возможна только прямая демократия. Население гражданского коллектива, превышающее одну мириаду гоплитов-граждан, представлялось Аристотелю плохо управляемым и неизбежно скатывающимся к беспорядкам и переворотам. Своеобразная черта полисной системы ценностей — концепция, согласно которой занятие сельским хозяйством, собственный труд на собственной земле является высшей ценностью и основой всех добродетелей гражданина. Занятие сельским хозяйством — это образ жизни, наиболее полно отвечающий природе, наиболее полно соответствующий той всеобщей гармонии, которая правит миром. Труд на земле — это для античных граждан не то занятие, целью которого являлось бы производство товаров для обмена и торговли. Труд должен служить только для удовлетворения жизненных потребностей, богатство и нажива не мыслились как цель производства. Поэтому земля рассматривалась в сакральном аспекте: богатство, обретенное от обработки своей земли, считалось богатством, полученным от божеств. Но П. как преходящей форме организации общества угрожали, с одной стороны, тенденция к товарному производству, ориентированному на внешнюю торговлю, а с другой — тенденция к великодержавию (эллинистическому, а позднее римскому). В Средиземноморье сообщества полисов постепенно были подчинены территориальными государствами (сначала эллинистическими державами, а позднее Римской империей), в составе которых многие П. влачили существование до конца античного периода.
  •          

    Рисунки на щитах греческих полисов: Спарта, Сикион, Мантинея в Аркадии (Ахейский союз); Мессена, Фивы и их союзники; государственная эмблема Лариссы Креметы в Фессалии; Фокида; афинские щиты с Медузой Горгоной, венком и чашей; щиты Македонии со звездами.