Пифагор

    Пифаго́р
  •          (греч. Πυθαγόρας).
  •        1. Знаменитый греч. философ и математик. П., по всей вероятности, был уроженцем острова Самос, где он, по преданию, родился приблизительно в 568 г. до н. э. Его учителями считаются Фалес, Биант, Анаксимандр, а также Ферекид. Упоминается и о его путешествиях, особенно в Финикию, Египет, Вавилон, где он общался со жрецами Нейт, халдеем Зороастром (Заратой) и магом Гометом. Неоплатоники утверждали, что он заимствовал свою мудрость из культов и тайных учений Востока. На 50-м году своей жизни он удалился в Великую Грецию, в город Кротон, где и остался жить. Обладая обширными познаниями, особенно в математике и музыке, П. основал общество, которое еще при его жизни распространилось по всем значительным городам Великой Греции. Позднейшие рассказы неоплатоников содержат много фантастических сведений о его молодости, происхождении, общении с богами, воспоминаниях о своем существовании до рождения. Судя по этим сведениям, общество пифагорейцев было устроено наподобие тайного ордена, со строгим разделением членов, со многими посвящениями и обрядами. В члены его принимали после 2—5-летнего испытания молчанием; они разделялись на экзотериков или акусматиков и эзотериков или математиков, себастиков. У настоящих пифагорейцев было общее имущество; они придерживались строгих правил жизни, напр., воздерживались от употребления мяса и бобов, не позволяли хоронить себя в шерстяных одеждах и т. д. Можно утверждать, что это общество имело целью произвести нравственно-религиозную реформу греческой жизни и посредством политики, благосклонной к дорической аристократии, сумело приобрести влияние. О кончине П. существуют различные данные: по одним, он погиб в Кротоне с 300 приверженцами при восстании демократической партии; по другим, загодя уехал в Метапонт после 20 лет жизни в Кротоне и там умер 80 или 90 лет от роду. Учение и влияние П. после его смерти еще долго господствовали в городах Греции, а под конец при Архите в Таренте. Рассказы позднейших писателей о жене П., его ученице Феано, его дочери Дамо и сыне Телавге не заслуживают доверия. Замечательнейшими из пифагорейцев были Эмпедокл и Филолай, а также Клиний, Эврит и Архит, современники Платона. Единственными достоверными остатками пифагорейских сочинений являются отрывки из Филолая, но некоторые их гекзаметры — явные фальшивки. При той таинственности, какой предание окружило учителя, трудно решить, какие представления позднейших последователей принадлежат ему самому; но не подлежит сомнению, что он создал те космические учения, которые впоследствии распространил Филолай. Он учил о шарообразности Земли, о движении Земли вокруг Солнца и разработал гелиоцентрическую систему мира. Главным источником для ознакомления с философией П. служат отрывки и сочинения Аристотеля, специальные трактаты Лаэртия, Порфирия и Ямвлиха. Основное положение этого философа гласит: все есть число, т. е. предметы не только расположены по числам, но также в своей основной сущности состоят из чисел. Как составные части числа указываются чет и нечет, неограниченное (ἄπειρον) и ограниченное (τὰ περαίνοντα). Тем самым пифагорейцы признавали присутствующий во всем дуализм, но впоследствии связывали свои воззрения с твердой схемой и со священным числом 10, причем к начальным двум парным понятиям присоединялись еще 8 (единство — множество, правый — левый, мужской — женский, покоящийся — движущийся, прямой — кривой, свет — тьма, добрый — злой, квадрат — продолговатый четырехугольник). Число есть гармония, как единство противоположностей, поэтому также говорят: все есть гармония, соединение противоположного через число и меру Для дальнейшего применения своей числовой теории пифагорейцы обратились к устройству мироздания, причем число и расстояние небесных тел они определяли по десятичной системе. В центре шарообразного мироздания они помещали центральный огонь, главное вместилище всепроникающей божественной жизненной силы. О земной жизни пифагорейцы заботились меньше. Посредством 5 правильных тел (пирамид, октаэдров, икосаэдров, кубов, додекаэдров) они старались определить элементы (огонь, воду, воздух, землю и эфир). Для души и различных степеней земной жизни они также умели находить математические выражения. Души небесного происхождения погрязли в теле, как в месте наказания: переселение душ служило очищением для исправимых грешников, а наказание в Тартаре — для неисправимых. Божеская справедливость требует для каждой вины соответствующего наказания; к этому примыкает вера в демонов и ее этика. В применении к отдельным случаям дошедшие до нас фрагменты учения очень афористичны.
  •          После того как на продолжении 200 или 300 лет пифагорейская система казалась исчезнувшей, она вдруг снова появилась в I в. до н. э. Известнейшими из пифагорейцев были Аполлоний из Тианы (Каппадокия), Модерат из Гад (Gades); Никомах из Герасы в Аравии и др.
  •        2. П. из Закинфа, музыкант, который первый обратил в пословицу пифагорейское выражение αὐτός ἔπα (сам сказал).
  •        3. Лакедемонский начальник флота.
  •        4. Милетский полководец у Геродота.
  •        5. П., родом из Регия, ваятель V в. до н. э., см. Скульптура.