Персии

    Пе́рсии
  •          (лат. Persii), римский род, из которого особенно замечательны:
  •        1. Гай П., победивший тарентинцев во 2-ю Пуническую войну (210 г.).
  •        2. Гай П., человек, отличавшийся своей ученостью, современник поэта Луцилия.
  •        3. Авл П. Флакк (Flaccus), римский поэт-сатирик, род. 4 дек. 34 г. н. э. в г. Волатерры (Этрурия) в зажиточной и знатной семье. Уже на 6-м году жизни он лишился отца и остался на попечении у матери Фульвии Сизеннии, которая вступила во второй брак с римским всадником Фузием. До 12 лет П. обучался в родном городе, затем был отправлен в Рим, где его учителями были грамматик Реммий Палемон и ритор Вергиний Флав. В 16 лет он познакомился со стоиком Аннеем Корнутом, с которым потом подружился и который познакомил его с двумя учеными греками, Клавдием Агафемером и Петронием Аристократом, а также с молодым поэтом Луканом. В числе близких друзей его юности были лирические поэты Цезий Басс и Кальпурний Серран. Пета Тразею, супруга одной своей родственницы, младшей Аррии, а также Сервилия Нониана и Плотия Макрина он любил чисто детской любовью. Все эти благоприятные обстоятельства — образование, полученное от знаменитых учителей, живое общение с вьщающимися образованными людьми, — должны были всесторонне развить молодого П. и особенно укрепить его в привязанности к стоическому учению. Эти же обстоятельства оказали влияние и на его поэтические наклонности. От первых его трудов до нас дошли только их названия. Это были: стихотворное описание путешествия («Ὁδοιπορικά»), стихотворение на геройскую смерть старшей Аррии и одна претекста (fabula praetexta), которая, вероятно, называлась «Vescia» («Весция», название городка аврунков в южном Лации). Впоследствии, вдохновленный Луцилием и Горацием, он с юношеской страстью обратился к сатире. Однако уже на 28-м году жизни, 24 ноября 62 г. н. э., он умер от болезни желудка в своем имении на Аппиевой дороге. Своим родным он оставил значительное состояние, а Корнуту — свои книги и завещание в его пользу, от которого тот отказался. Шесть сатир П. остались неоконченными; Цезий предпринял их издание и соединил их в одну книгу («Liber satyrarum»). Сатиры эти имели много читателей и пользовались большим уважением даже у христианских писателей, которые в продолжение всех средних веков видели в П. не столько поэта, сколько моралиста. Из всех его сатир особенно выделяется пятая, которая содержит похвалу Корнуту и рассуждение об истинной свободе. Сам тон этой сатиры не саркастический, но мягкий и спокойный, а ее язык чище и легче, чем в остальных сатирах. Юношу, одаренного чистой, благородной душой и серьезным характером, к сатире привело негодование на испорченность времени, не дав ему времени самостоятельно ознакомиться с жизнью и возвыситься над идеалами стоической школы. Гораций был для него образцом: ему он подражал в форме и у него заимствовал правила для своих произведений. Так как он «писал мало и поздно» (et rаrо et tarde scripsit), то этим и объясняется отсутствие легкости и свободы в стиле. Невозможно отрицать талант П. к мимическому изображению, явившийся плодом изучения трудов своих предшественников и древнегреческой комедии; в особенности талант этот проявляется в характеристических очерках повседневной жизни, в искусном пользовании диалогической формой, в картинах и способах выражения, очевидно, заимствованных из уст народа. Его иногда почти невыносимая претенциозность, которая, впрочем, не была замечена его современниками, объясняется превратным стремлением того времени к новизне и краткостью стоической манеры письма.
  •          Эта трудность понимания П. сразу же вызвала потребность в объяснениях. Сохранились средневековые схолии под названием «Comuti commentum» («Комментарии Корнута») и извлечения из рукописей, сделанные на их полях («Glossae Pithoeanae»).