Персефона

    Персефо́на
  •          (греч. Περσεφόνη, Περσεφόνεια, убийца Перса), эпитет Коры (Девы), дочери Зевса и Деметры, которая считалась сестрой-близнецом Иакха (первого воплощения Диониса). П.— почтенная супруга Аида, грозная повелительница теней, владычествующая над душами умерших и чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. По описанию римских поэтов, она срезает с головы умирающего прядь волос и посвящает смерти. В послегомеровский период П. по-прежнему является владычицей подземного мира вместе со своим мрачным супругом, но, благодаря тесной связи со своей матерью Деметрой, она приобретает более мягкий характер. Когда однажды девственная Персефона-Кора, удалившись от матери, вместе с подругами собирала цветы на Нисейском лугу (по позднейшему сказанию, около Энны в Сицилии), ее с позволения Зевса похитил Аид и на золотой колеснице умчал в преисподнюю. Чтобы успокоить отчаявшуюся мать, которая долго и тщетно искала свою дочь по всей земле, Гермес по приказанию Зевса возвратил П. матери из ада; но так как Аид (Гадес), прежде чем отпустить ее, дал ей вкусить гранатовое зернышко (символ брака), то Зевс разрешил, чтобы П. две части года пребывала у матери на поверхности земли, а третью часть проводила у своего супруга в преисподней. В этом мифе, на который у Гомера нет еще ни малейшего намека, П. является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли и как бы удаляется обратно в глубину ее, символом хлебного зерна, которое, будучи опушено в землю, произрастает для новой жизни. Именно поэтому П. в мистериях Деметры становится символом бессмертия души. В мистериях П. являлась в связи с Иакхом, сыном Деметры и Зевса, как сестра и невеста Иакха или даже как его мать. У позднейших орфиков она повсюду выступает действующим божеством природы, всесозидающим и всеуничтожающим, и часто смешивается с другими мистическими божествами, такими, как Геката, Гея, Рея и Исида. Прозвищами Деспойна (Despoina) и Мегала Дея (владычица) она пользовалась наравне со своей матерью, вместе с которой часто была почитаема, особенно в Беотии, в Элевсине, на о. Сицилия. Изображалась она или в виде суровой супруги Гадеса (Аида), подобно Гере, или в виде юной дочери Деметры, или же в виде мистической невесты Иакха с венком из плюща, с факелом в руке, и т. п. У римлян она носит имя Прозерпины, супруг же ее называется Дисом или Плутоном (Dis, Pluto). Это божество отнюдь не древнеиталийское, а перенесенное из Греции вместе с самым именем, звучавшим по-римски.