Перикл

    Пери́кл
  •          (греч. Περικλῆς), крупнейший афинский государственный деятель (ок. 495—429 гг. до н. э.). Происходил из знатного рода, был сыном Ксантиппа, победителя при Микале, а со стороны своей матери Агаристы принадлежал к роду Алкмеонидов. В молодости П. был учеником и другом элеата Зенона и музыканта Дамона, считавшегося и величайшим политическим теоретиком своего времени, но особенно он был дружен с Анаксагором, который от суеверия и предрассудков толпы привел его к более глубокому пониманию вещей. Достигнув зрелого возраста и уже отличившись во многих походах, ок. 469 г., когда Фемистокл находился в изгнании, а Аристид уже отошел от дел, П. обратился к государственным занятиям. В то время в Афинах во главе правления стоял Кимон, усилия которого были сосредоточены на том, чтобы весь военный пыл греков направить на войну с персами и таким образом сохранить в Греции единодушие и существующее положение дел (status quo). Против Кимона выступил П., который, несмотря на то, что по рождению и природным склонностям принадлежал к аристократии и лишен был способности легко находить общий язык с народом, тем не менее, примкнул к партии реформ, старавшейся посредством введения диоболии на Дионисовских празднествах и других денежных раздач снискать себе расположение народа, а также привлечь бедных к участию в общественной жизни. П. был одним из обвинителей Кимона, когда последнего обвиняли в том, что он при завоевании Фасоса был подкуплен македонским царем. Однако выдающееся влияние П. приобрел лишь после того, как войско, отправленное по совету Кимона, вопреки возражениям партии П., на помощь спартанцам против мессенцев, было под ничтожным предлогом отозвано назад (461 г.). Вследствие этого Кимон ок. 459 г. был удален из Афин посредством остракизма, а вскоре после этого по предложению Эфиальта было сокрушено могущество консервативного ареопага. С этого времени до самой своей смерти П. стоял во главе управления делами государства. Кимон после возвращения из изгнания направил свою основную деятельность на внешнюю политику, а аристократия нашла себе еще одного достойного и способного вождя в лице Фукидида, но в 443 г. он был изгнан. Все усилия П., совпадавшие с господствовавшим в то время настроением народа, были направлены на то, чтобы доставить своему отечеству господство над всей Грецией. Постоянно избираемый стратегом, он играл руководящую роль в большей части внешних событий того времени. После того как ему не удалось объединить всех греков в один союз под властью Афин (эту попытку некоторые относят уже ко времени после Тридцатилетнего мира), он старался привлечь на сторону Афин посредством заключения договоров как можно больше государств, привязать их к Афинам, поддерживая в них демократическое правление, или, наконец, полностью подчинить их; но при этом П. постоянно осуждал необдуманные и не ведущие прямо к цели предприятия вроде похода в Египет. После разрыва со Спартой немедленно был заключен союз с Аргосом и Фессалией, Эгина была покорена, а Мегара привлечена к Афинскому союзу. В 457 г. дело дошло до войны со Спартой, когда афиняне отрезали отступление спартанцам, отправленным под началом Никомеда против фокидцев, вторгшихся в Дориду. Сражение при Танагре, в котором сам П. сражался с величайшим мужеством, было неудачно для афинян вследствие измены, но дальнейший ход войны был для них более успешным. Беотия, Локрида и Фокида должны были примкнуть к Афинам; П. совершил удачный поход в Акарнию, Сикион и в Понт, и только в 451 г. при посредстве Кимона было заключено пятилетнее перемирие. Теперь Афины по численности своих союзников сделались наиболее значительной державой и на материке Греции. Однако они недолго сохраняли свое положение. В Беотии поднялись олигархические изгнанники со своей партией, восставшие против демократического правления и афинского владычества, и в сражении при Коронее, необдуманно начатом афинянами вопреки настойчивым убеждениям П., Толмид был наголову разбит беотийцами (447 г.). Вслед за тем Фокида, Локрида и даже Мегара и Эвбея отпали от афинян, а спартанцы вторглись в Аттику. Хотя П. при помощи подкупа и удалил Плейстоанакта и Клеандрида из Аттики и подчинил Эвбею, однако в 445 г. на основании заключенного на 30-летний срок мирного соглашения со Спартой Афины должны были возвратить все свои владения в Пелопоннесе и исключить Мегару, Беотию, Локриду и Фокиду из союза. Так как планы возвысить Афины в качестве сухопутной державы были разрушены, то теперь П. приходилось опираться на морское могущество и на приморские государства, которые он старался теснее связать с Афинами. Под его управлением гегемония над этими государствами постепенно превратилась в высшую власть (ἀρχή), свободные союзники (σύμμαχοι) — в подданных (ὐπήκοοι), добровольные взносы на военные издержки — в дань. Благодаря тому что союзники еще при Кимоне обязаны были поставлять корабли без экипажа и деньги для войны, они все, за исключением Хиоса, Лесбоса и Самоса, были обезоружены. В 460 г. союзная казна по предложению самосцев была перенесена в Афины и с этих пор, сделавшись единоличной афинской собственностью, иногда употреблялась даже против членов союза, но в целом дань до начала Пелопоннесской войны не была значительно увеличена. Большая часть городов была лишена собственного суда по важнейшим делам и должна была искать правосудия в Афинах. Для контроля за внутренними делами в союзнических городах Афины часто высылали к ним надзирателей и тайных сыщиков; города же, пытавшиеся отделиться, силой возвращали к повиновению, хотя при этом еще не допускалось такой жестокости, как позже. Так поступили с Наксосом, Эвбеей, Эгиной и Самосом, который П. вновь покорил в 440 г., после победы над самосским флотом при Трагии (небольшом острове около Самоса) и после 9-месячной осады. Действенным средством к тому, чтобы теснее привязать к Афинам колеблющиеся или уже отпавшие государства, служили клерухии, которыми, помимо этого, достигалось улучшение положения беднейших граждан. Перикл отправил 2 тыс. клерухов на Эвбею, 1 тыс. в Херсонес, 500 на Наксос, 250 на Андрос, 1 тыс. во Фракию; колонисты, отправленные в 443 г. в Фурии и в 437 г. в Амфиполь, находились в ином положении, ибо в колонизации участвовали греки различного происхождения. Хотя П. ни разу не был первым архонтом, однако в качестве стратега и заведующего финансами и общественными постройками он фактически осуществлял управление и внутренними делами государства. Тем не менее сам П. редко выступал на первый план, но большую часть дел предоставлял своим политическим товарищам — Эфиальту, Харину, Мениппу. Однако, благодаря достоинству своего характера и своей мудрости, П. всегда оставался душой своей партии и настоящим ее вождем; он никогда не позволял увлечь себя страстям народа, но всегда направлял его с политической предусмотрительностью; его неподкупность и честность в расходовании общественных денег признавалась всеми. П. стремился к тому, чтобы предоставить всем гражданам участие в государственных делах и таким образом придать этим последним силу и жизнь. Но так как при этом П. в равной мере угождал властолюбию народа, его материальным нуждам и страсти к наслаждениям, то едва ли мог скрывать от себя, что он высвобождал силы, которые при отсутствии сильного и мудрого руководства могли сделаться пагубными для государства. Все общественные учреждения были изменены в демократическом духе. Круг ведения ареопага был ограничен, судебная власть в большинстве случаев передана народным судам, почти все государственные повинности перенесены посредством литургий на богатых. Ко времени П. относят и другие мероприятия (напр., введение жребия вместо выбора, учреждение номофетов, номофилаков, установление права выдвигать обвинение в государственных и уголовных преступлениях), имевшие целью противодействовать преобладающему влиянию отдельных личностей или их посягательству на права народа. Но для того, чтобы дать народу возможность пользоваться принадлежащими ему правами, была введена плата за отправление общественных служб, прежде всего — судейское жалованье, τριώβολον ἠλιαστικόν (ок. 459 г.), за которым последовало жалованье за участие в народном собрании (ἐκκλησιαστικόν), жалованье воинам и, наконец, деньги на посещение зрелищ (θεωρικόν). Вполне возможно, впрочем, что не все эти виды жалованья были введены во времена П. Между тем как при помощи жалованья и клерухии беднейший гражданин был привлечен к участию в жизни государства, другие предприятия имели целью не только дать средства для удовлетворения материальных потребностей, но и придать страсти к удовольствиям более высокое и благородное направление и поднять народную гордость и самосознание. Окончив начатые Кимоном длинные стены, имевшие целью соединение с морем (457 г.), а затем соорудив еще третью для безопасности сообщения между верхним и нижним городом и таким образом полностью укрепив Афины, П. старался украсить город храмами, произведениями искусств и устройством жертвоприношений и общественных праздников. Одеон и Парфенон были выстроены между 445—437 гг., Пропилеи — между 437—431 гг.; Фидий и другие художники украсили Акрополь статуями, и Афины превратились в центр развития наук и искусств.
  •          П. также был великим оратором, хотя редко вступал на кафедру. Речи его были по большей части кратки, но его ораторское искусство было первым из достойных этого названия: с непреодолимой силой господствовало оно над страстями народа. Лучшими образчиками этого искусства были две надгробные речи, сказанные одна после Самосской войны, другая в первый год после Пелопоннесской войны. Подобно тому как П. был примером честного государственного деятеля, он старался также быть образцом для своих сограждан и как хороший домохозяин, и как человек безупречный в своих частных делах. Если иногда авторы комедий и историки пытаются объяснять некоторые из его наиболее важных предприятий личными интересами, то эти попытки исходят из клеветы враждебной партии и из желания уничтожить то, что возвышенно и благородно. Конечно, П. оскорбил старинные афинские традиции своими отношениями с милетянкой Аспасией, взяв ее в дом после развода со своей первой супругой, которая родила ему двух сыновей — Ксантиппа и Перикла. Однако эта связь, с одной стороны, послужила для П. источником семейного счастья, а с другой — обнаружила его способность уважать в женщине ум и образование. С 444 г. П. единовластно стоял во главе государства, стараясь приготовить средства для решительной войны, которую он предвидел, но желал как можно более отсрочить. С этой целью, пока он управлял финансами, в Спарту ежегодно отправлялось 10 талантов для противодействия тамошней партии войны. Когда затем начался спор из-за Эпидамна, П. советовал мужественно принять войну, которую считал неизбежной. В то же время вражда лаконско-олигархической партии в Афинах становилась все ожесточеннее. Она косвенным образом устремилась против Перикла (433 или 432 г.), направив обвинения против его близких — Анаксагора, Фидия и Аспасии. Последнюю Перикл защищал сам со слезами и с большим душевным волнением. Однако он сохранил свое положение и мудро правил государством в первые годы войны, спокойно перенося наветы своих противников и ободряя народ в трудные времена. Только тогда, когда война и чума увеличили нужду и отчаяние, его противники (Клеон, Симмий, Лакратид) в 430 г. отважились выдвинуть лично против него обвинение в неудачном управлении государственными финансами. П. был присужден к уплате штрафа, однако вскоре вернул себе прежнее доверие народа, который позволил ему после смерти законного сына принять в свой дом и в свою фратрию П.-младшего. Но силы П. уже были надломлены: в следующем, 429 году, он умер от изнурительной лихорадки (по др. источникам — от чумы).
  •        2. П. Младший, один из афинских флотоводцев в битве при Аргинусах, казнен в 406 г. до н. э.