Педерастия

    Педерасти́я
  •          (греч. παιδεραστία), любовь к мальчикам, явление в своем чистом виде столь же безупречное и нравственное, сколько в своем извращении безнравственное и порочное. В греческой жизни, соответственно особенностям разных племен, оно принимало различный характер. В самом первоначальном виде П. возникла в дорических государствах, сохранивших древний племенной характер доризма. Многочисленные сведения по этому вопросу можно почерпнуть из критского законодательства и законов Ликурга. Здесь были чисто нравственные отношения, одобряемые и даже предписываемые правилами воспитания. В Спарте любящий назывался εἰσπνήλας, любовь с его стороны обозначалась словом εἰσπνείν (вдыхать), а предмет любви назывался ἀϊτας (слушатель), так что уже в самих определениях выражалась духовная сущность этих отношений. Каждый мальчик безупречного поведения имел своего поклонника, и каждый благовоспитанный муж должен был искать себе предмет любви. Обычно начало такой связи исходило от поклонника, а иногда она начиналась и по добровольной просьбе самого мальчика. Взаимные отношения были задушевные и близкие и находили себе полное признание в общественной жизни. Мужчина был примером и образцом для мальчика, в битве имея его возле себя, а в народном собрании являясь его заступником; величайшая верность и преданность часто сохранялась до самой смерти. На о. Крит, в стране, которая иногда называется матерью любви к мальчикам, для благовоспитанного мальчика считалось позором не иметь поклонника; поэтому предмет любви назывался κλεινός (прославленный), а любящий — φιλήτωρ (любовник). Как в Спарте похищали невест, так здесь похищали мальчиков; за три дня об этом намерении объявлялось родным, но серьезное сопротивление оказывалось ими лишь в том случае, если похититель казался недостойным. После двух месяцев, которые мальчик и его друг проводили вместе, занимаясь в основном охотой, первый с богатыми подарками отправлялся домой. Если после этого он чувствовал влечение к своему другу, то вступал с ним в боевое побратимство, после чего во всех битвах сражался рядом с ним. Отсюда развивались благороднейшие и прекраснейшие отношения, не раз трогательным образом проявлявшие свою силу. Однако подобная одухотворенная привязанность мужчин к мальчикам основывалась не на одних только нравственных преимуществах последних, а также на чувственном восхищении отроческой свежестью, красотой и пластичностью форм. За злоупотребление такими отношениями предмет любви мог преследовать виновного по суду; наказанием была атимия, изгнание и даже смерть.
  •          В период процветания Афин любовь к мальчикам стояла там, вероятно, в близкой связи с учреждением политических обществ или гетерий, что видно из личных отношений, объединявших священный отряд трехсот спартанцев, павших смертью героев при Херонее. Напротив, в жизни древних ахейцев, как можно заключить из гомеровских поэм, встречались только слабые ростки такой задушевной дружбы и боевого побратимства. Вероятно, уже с древнего времени эти отношения считались привлекательным сюжетом для поэтического произведения, который и обрабатывали лирики в ὓμνοι παιδικοί (гимнах о любви к мальчикам).
  •          Такая любовь к мальчикам коренным образом отличалась от мужеложства, перешедшего к грекам, вероятно, из Лидии; в Греции еще в ранние времена появились законы, карающие его тяжкими наказаниями, вплоть до смертной казни. Мужчина, запятнавший себя подобным проступком, лишался доступа к государственным и почетным должностям, не допускался в храмы и на религиозные празднества. В более древнее время этот вид разврата встречался очень редко, однако во времена, последовавшие за Пелопоннесской войной, и особенно в македонский период, оплот строгости нравов был окончательно разрушен.
  •          У римлян чистая и благородная любовь к мальчикам, по всей вероятности, никогда не имела под собой твердой почвы; напротив, этот отвратительный порок, особенно во времена Империи, пользовался постыднейшей распространенностью.