Павсаний

    Павсан́ий
  •          (греч. Παυσανίας).
  •        1. Спартанский полководец, назначенный после преждевременной смерти его отца Клеомброта (480 г. до н. э.) регентом по малолетству Плейстарха, сына Леонида; его часто неверно называют царем. В 479 г. при возобновлении греко-персидской войны он выступил против персов с 5 тыс. спартанцев, 35 тыс. илотов, 5 тыс. лакедемонян и союзников. После того как на Истме с ним объединились остальные пелопоннесцы, а при Элевсине афиняне, он расположил у подножия Киферона свое войско, состоявшее тогда из 38700 тяжеловооруженных и 69500 легковооруженных воинов. После долгих передвижений в сентябре 479 г. дело дошло до сражения при Платеях, в котором Мардоний пал, а персидское войско было уничтожено. Споры союзников о военных отличиях (ἀριστεία) окончились признанием главной заслуги за платейцами. После раздела добычи и после заключения между греками оборонительного и наступательного союза П. отправился в поход против Фив и принудил их выдать для наказания виновников союза с персами. В следующем году он выступил во главе эллинского союзного флота, чтобы окончательно изгнать персов, после долгой осады покорил Кипр и Византию и сделал последнюю своей столицей. Здесь он перенял персидскую роскошь и образ жизни и не заботился о войне. Своим слишком надменным поведением и пренебрежением к греческим обычаям П. вызвал негодование соотечественников, вследствие чего союзники стали склоняться к афинской гегемонии. Через плененных персов (эретрийского изгнанника Гонгила), а потом через Артабаза он завел сношения с Ксерксом и разъезжал по Фракии, как восточный сатрап, но внезапно был отозван в Спарту, чтобы дать ответ по поводу различных жалоб на него. На обратном пути П. привез в Спарту останки Леонида (время точно не известно; вероятно, ок. 472 г.). За некоторые оскорбления частных лиц П. присудили к штрафу; в главном обвинении он был признан невиновным, но от командования войсками был отстранен. Несмотря на это, он на некоторое время возвратился в Византию, чтобы оттуда продолжать свои отношения с царем персов. Прогнанный оттуда афинянами, он удалился в Колоны в Троаде, откуда эфоры потребовали его в Спарту через герольда, принесшего скиталу. Сначала П. взяли под стражу, но потом выпустили, хотя существовали очевидные признаки его измены и участия в восстании илотов. Когда при посредстве некоего аргивянина, одного из его бывших поверенных, не удалось получить доказательства виновности из уст самого П. и когда его должны были схватить, он бежал в храм спартанской Афины Халкиойкос (Χαλκίοικος, «Живущая в медном храме»). Спартанцы сняли крышу с храма, а двери заложили камнями; таким образом Павсаний умер там от голода (467 г.). Позже оракул приказал загладить это преступление против святыни искупительной жертвой. Основанный на сведениях Фукидида рассказ об изменнических сношениях с персами и о планах регента воспользоваться этой властью, низвергнуть аристократию и завоевать всю Грецию, уже по свидетельству древних, не совсем достоверен. Эти слухи о нем, вероятно, распространили эфоры.
  •        2. Внук вышеупомянутого П. В юном возрасте получил царское достоинство после своего отца Плейстоанакта (444—426 гг.), жившего в изгнании, вступил на престол после его смерти и правил с 408 по 394 г. Во время борьбы Фрасибула против Тридцати тиранов он был послан в Афины, чтобы помочь тиранам. П. разгромил сторонников Фрасибула в Пирее, но позволил восстановить демократический строй — либо из зависти к Лисандру, либо вследствие либерального образа мыслей. Привлеченный тогда же за это к суду, он был оправдан. В 395 г. во время Коринфской войны П. находился с армией в Беотии, но не успел объединиться с войском Лисандра. За то, что его опоздание якобы послужило причиной поражения и смерти Лисандра у Галиарта, он был обвинен в том, что вторично пренебрег интересами отечества, и приговорен к смерти; однако П. бежал в Тегею и этим избежал наказания. Умер он в Тегее в 385 г.
  •        3. Ряд регентов в Македонии или претендентов на престол не из царствовавшего дома. Все они, вероятно, происходили из царской фамилии Линкестида:
  •          а) противник Пердикки II, 450 г.;
  •          б) предшественник Аминта II (394—393 гг.);
  •          в) претендент после смерти Аминта, вытесненный Филиппом.
  •        4. Убийца Филиппа Македонского, один из его телохранителей. Причиной убийства, вероятно, была личная месть, о чем могли знать знатные македоняне и сама Олимпиада. Во время бегства он был пойман и распят на кресте.
  •        5. П. Периегет (Описатель), греческий историк из Малой Азии, вероятно, уроженец Лидии, а не Каппадокии; жил при Адриане и обоих Антонинах (II в. н. э.). Сохранился написанный в Риме труд П. «Описание Эллады» («Περιήγησις τῆς Ἑλλάδος») в 10 кн., созданный ок. 180 г. Он заключает в себе описание путешествий, предпринятых им в следующие местности: Аттику, Мегару, Арголиду, Эгину и на другие близлежащие о-ва, в Лаконию, Мессению, Элиду (2 кн.), Ахайю. Аркадию, Беотию, Фокиду и Озольскую Локриду. Отдельные главы его сочинения написаны в большие промежутки времени, тотчас после путешествия по всей Греции. Содержание этого сочинения главным образом касается тех достопримечательностей, которые относятся к религии и искусству отдельных мест; рассказ о них дополняется географическими, историческими и естественно-историческими замечаниями. По временам для сравнения с греческими приводятся подобные описания достопримечательностей других стран. Весь труд написан с точки зрения путешественника и представляет собой своеобразный путеводитель по памятникам архитектуры и искусства Средней Греции и Пелопоннеса. Самое важное место в этом труде, как уже замечено, занимает религия и связанные с нею памятники. Историческая и географическая часть его труда составлена без всякого плана и служит только вспомогательным средством для сообщений о памятниках искусства и религиозном культе; искусство также служит только фоном для религии, которая и составляет главную цель и исходный пункт всего «Периэгесиса». Что же касается достоверности его описаний и свидетельств, то нельзя не отдать должное его благим намерениям и честным стремлениям. Однако П. порой поддается впечатлениям, вследствие чего у него часто встречаются исторические противоречия и ни на чем не основанная критика. При его благочестивом веровании в древнюю религию он излагает мифы как исторические факты; если же он сомневается в истине этих преданий, то дает понять, что он передает мнение других. Его языку недостает определенности; в нем есть что-то вялое, пустое и не относящееся к делу. П. прибегает к простонародным определениям, редко употребляя такие выражения, которые описывают мысль логически точно и дают резкий очерк и ясное представление картины. Следует обратить внимание на неодинаковость обработки отдельных частей его сочинения; в первых книгах, а именно в описаниях Аттики, это особенно бросается в глаза; в последующих книгах его изложение приобретает все большую легкость и гибкость.
  •        6. Софист из Цезареи Каппадокийской, живший в I в. н. э., ученик Герода Аттика. Обучался риторике сначала в Афинах, потом в Риме; автор сочинений «Συντάξεως» («О порядке») и «Προβλήματα» («О проблемах»).
  •        7. П. из Дамаска, автор сочинения о Сирии, состоявшего как минимум из 6 книг.
  •        8. П. из Лакедемона, историк неизвестного времени, написавший «Описание Геллеспонта», «Лаконику» и др. сочинения.
  •        9. Лексикограф, возможно, одно лицо с предыдущим; его словарь отличается богатством слов.
  •        10. П. по прозвищу Гераклейтист, комментатор философа Гераклита.
  •        11. Литейшик из Аполлонии, современник Дедала Сикионского, вместе с которым он по заказу тетеатов приготовил много священных даров в Дельфы.