Музыка

    Му́зыка
  •          (греч. μουσική τέχνη, лат. musica ars). Античное понятие Μ. охватывало гораздо большую сферу, чем то, что называется М. в современном смысле, под ним подразумевалось искусство муз вообще. К ней относилась всякая духовная деятельность, как научная, так и художественная, по преимуществу философия, поэзия, мимика, орхестика и даже мантика. Вследствие такого соединения мудрости с М. Аполлон, владеющий лирой, является мудрейшим из богов, а Орфей — среди героев. Вместе с гимнастикой М. была необходимым элементом благородного воспитания (παιδεία). Отделение М. от поэзии произошло лишь во времена Платона, который, впрочем, не одобряет этого разделения. За М. постоянно признавали большую силу смягчать и облагораживать нравы. Пифагор смотрел на М. как на просветление и успокоение души и даже как на врачебное средство от телесных страданий. Платон и Аристотель считали ее благородным воспитательным средством. Но в то же время уже тогда слышались жалобы на то, что М. изнеживает людей и имеет вредное влияние на народные нравы.
  •          Трудно определить, какое влияние на развитие М. у греков оказали те ее слабые зачатки, которые существовали у китайцев, индийцев и египтян. Несомненно, что у греков впервые началась ее теоретическая разработка, хотя греки по своему духовному складу, способному больше к восприятию внешнего, наглядного, так и не достигли того совершенства в М., этом искусстве души, которое служит выражением самых сокровенных чувств человека, до какого ими были доведены ваяние и живопись. В мифах создателем М. наряду с Аполлоном считается Гермес, который, по преданию, сделал первую трехструнную или семиструнную лиру на берегу Нила, или Афина, которой приписывается изобретение флейты, или же Пан, сделавший пастушескую свирель с семью трубками. Кроме того, музыкальными божествами являются Дионис, музы, сатиры и Силен. По причине непосредственного отношения М. к внутреннему состоянию человека ей приписывалось высшее происхождение и божественное, чудодейственное влияние на людей и даже на богов. Это видно из мифов об Амфионе и его брате Зете, Орфее, Лике, кентавре Хироне и др. Поэтому было время, когда М. была общим достоянием народа и играла выдающуюся роль в общественной жизни: ни одно важное общественное предприятие не обходилось без М. До нас дошло немало имен лиц, которые как певцы (аойды) пели свои песни в сопровождении музыкального аккомпанемента. Нередко к этому присоединялись и танцы. Известными певцами были Фамирид, Демодок, Фемий, Гиагнид, Олен, Филаммон, Пиер, Хрисофемид и др. Колыбелью М. считаются Лидия и Аркадия: в Лидии, по преданию. Амфион изучил свое искусство, а в Аркадии пастушеская жизнь способствовала развитию игры на флейте и свирели. Древнейшие музыкальные тоны (номы или гармонии, лат. modi) отчасти заимствованы из Малой Азии. Известнейшими тонами были фригийский, с которым соединяется имя Марсия, легендарного изобретателя двойной флейты, и дорический, приписываемый фракийцу Фамириду. Этот тон был самым низким, лидийский — самым высоким, а фригийский находился посередине между ними. Позднее к ним прибавились эолийский и ионийский тоны. Впоследствии интервалы гамм стали делиться на полуинтервалы, от чего возникло два новых тона, названия которых составлены из названий 5 основных тонов.
  •          Сильный толчок развитию М. дала лирическая поэзия, которая находилась в тесной связи с пением и инструментальной музыкой (флейта и струнные инструменты). Лирические поэты греков одновременно были и музыкантами. Но особенно способствовали развитию М. состязания, которые устраивались во время общественных игр, напр. Пифийских или Панафинейских в Афинах. Настоящим творцом греческой М. был Терпандр Лесбосский (ок. 650 г. до н. э.) (см. Терпандр). За ним следовали: младший его современник фригиец Олимп (см. Олимп) и Фалетас с о. Крит (ок. 620 г. до н. э.) (см. Фалет); Клонас из Фив или Тегеи; Гиерак из Аргоса (ок. 590 г. до н. э.) (см. Сакадас). Эти музыканты были вместе с тем и поэтами. Другие, напр. Агафон, Аристоник, Аристоним, Клеон, Гиппомах, Филотас, Стратоник, Телефан и пр., были известны только как музыканты. Первое теоретическое сочинение о М. было написано учителем Пиндара Ласом Гермионским (ок. 546 г. до н. э.). Пифагор, Филолай и др. изучали математическое соотношение музыкальных звуков. Для этой цели был изобретен монохорд, впоследствии названный пифагорейским каноном, представлявший натянутую на резонансной доске струну, которая передвижением кобылки делилась на различные части. Во времена Платона и Аристотеля объем гаммы был увеличен, и ок. 277 г. до н. э. Евклид представил математическое учение о звуке. На этом же поприще трудились Аристоксен (см. Аристоксен), Плутарх, Никомах, Клавдий Птолемей и др.
  •          У римлян М. не пользовалась столь высоким уважением и была больше развлечением, чем искусством. Поэтому М. у них занимались в основном иностранцы, рабы и вольноотпущенники. М. использовалась при жертвоприношениях, на сцене и на войне, а также в триумфальных и погребальных процессиях, на религиозных празднествах и пирах. М., которой сопровождались жертвоприношения, римляне получили, как и большую часть своего культа, от этрусков, а инструментальную М. для сцены и военной службы они переняли от греков. Музыкальные струнные инструменты впервые появились в Риме ок. 186 г. до н. э. Рецитация под музыкальный аккомпанемент, по-видимому, относилась к ораторскому произношению точно так, как рифма в стихах (rhythmus) — к ударению в прозаической речи (numerus). Музыкальное введение, своего рода прелюдия к следующей за ним речи, задавало тон ораторам и актерам. Однако даже на сцене М. не сопровождала непрерывно произносимых речей. Она раздавалась лишь тогда, когда стремились придать большую силу и выразительность тому, что произносилось. Хоры сопровождались игрой на флейтах и других духовых инструментах, а также на лирах и цитрах. Флейты (tibiae) были двух видов: правая (dextrae) и левая (sinistrae). В военной М. были флейтисты (tibicines) и трубачи (tubicines). На пирах впоследствии стали появляться музыкантши (psaltriae и sambucistriae) — гусельщицы и арфистки, в основном гречанки и вольноотпущенницы не всегда безупречной репутации. Императоры покровительствовали М., за исключением Тиберия, который изгнал из Рима музыкантов и актеров. Нерон отличался таким пристрастием к музыке, что после его смерти пришлось уволить сразу 500 певцов и музыкантов.
  •          Предметом научного исследования М. сделалась у римлян довольно поздно. На этом поприще проявили себя Витрувий, Авл Геллий, Апулей, Цензорин, Макробий, Марциан Капелла и др.
  •          У греков звук вообще назывался ψόφος, у римлян sonus; звук, не определенный по тону, назывался φωνή (vox), определенный — φθόγγος (sonitus). Гамма (σύστημα) сначала была мала и увеличилась после изобретения Терпандром семиструнной лиры. Пифагор, по преданию, присоединил к гамме восьмой звук. Впоследствии сформировалась полная система звуков в 18 тонов, которые были разделены на 5 тетрахордов.
  •          М. делилась на вокальную и инструментальную; к ним присоединилась орхестическая или пантомимическая М. Первая называлась одической, вторая — органической, а третья — гипокритической.
  •          Сочетание высоких и низких тонов, приспособленное к пению, называлось μελοποιία, а определенная продолжительность отдельных звуков — ῥυθμοποιία. Последняя совпадала с законами стихосложения, по которым долгий звук равнялся по продолжительности двум кратким. В театре посередине оркестра стоял дирижер, который выбивал такт подвязанными к ногам железными подошвами. Обычные песни исполнялись, вероятно, иначе, чем мелические части греческих драм; последние проговаривались речитативом под аккомпанемент флейты и кифары.
  •          Ноты были известны древним со времен Терпандра или Пифагора. Обозначение нот буквами создавало большие неудобства, а количество различных знаков для отдельных звуков было столь велико, что, по Платону, на изучение начал М. требовалось три года времени. При этом буквы обозначали только высоту тона, а его продолжительность или совсем не выражалась, или же обозначалась иными способами. Впоследствии были введены знаки для различных изменений звука, напр. его усиления (projectio) и ослабления (dissolutio).
  •          Музыкальные инструменты были:
  •          1) духовые: двуствольный авлос (инструмент, напоминающий кларнет, гобой или простую дудочку), тибия (tibia, усовершенствованная конструкция авлоса), флейта (плагиавлос), салпинкс, туба (tuba) или букцина (buccina), корн (cornu), керас (рог) и сиринга — свирель или Панова флейта, лежащая у истоков музыки и не имевшая почти никакого применения в музыке древних;
  •          2) струнные инструменты: хелис (testudo), первая лира, сделанная Гермесом из панциря черепахи; лира, имевшая с самого начала семь струн или же произошедшая из изобретенной Амфионом или Лином четырехструнной кифары путем прибавления еще трех струн. Позднее Симонид прибавил к ней 8-ю, а Тимофей 9-ю струну, но, по всей вероятности, одним и тем же названием в источниках обозначено несколько различных инструментов. Оба загнутые конца лиры сходились внизу, а вверху расходились в виде рогов и назывались поэтому kerata (рога). Загнутые концы соединялись перекладиной (iugum); на нижней части находилась кобылка, укрепленная на резонансной доске. Струны прикреплялись к кобылке, а на перекладине наматывались на колышки; настраивались они при помощи ключа. Струны чаще всего делали из кишки и играли на них плектром — палочкой из дерева, слоновой кости или металла; ее держали в правой руке. По преданию, на кифаре первым играл без пения Фамирид Фракийский, Амфион же и Лин впервые стали сопровождать игру на ней пением. Играющий назывался кифаристом (κιθαριστής), а поющий — кифаредом (κιθαρωδός). Часто упоминаемый римскими поэтами барбитон был не что иное, как семиструнная лира больших размеров. Наподобие лиры или, скорее, нашей арфы был устроен и древнейший греческий струнный инструмент форминга, считавшийся особенно благородным и принадлежащим Аполлону; он часто украшался золотом, слоновой костью и другими драгоценностями. Во время игры формингу держали на перевязи на плече, и так как у нее, вероятно, резонанс был хуже резонанса лиры, то по отношению к тону она имеет постоянный эпитет λιγεία (звонкая, звучная). Кроме того, стоит упомянуть самбуку (σαμβύκη) — род треугольной арфы с резким тоном.
  •          3) Ударные инструменты: тимпан (от τύπτω, бить) — литавра, состоящая из котловидного резонанса, обтянутого пергаментом. Он использовался в основном во время шумных празднеств Диониса и Кибелы; литаврщик назывался тимпанистом (tympanista). Кроталон (crotalum) — погремушка, бубенчик, металлические плашки наподобие кастаньет — употреблялся при танцах. Струнные инструменты, на которых играют при помощи смычка, не были известны древним.
  •          Об инструментах римлян почти все сказано выше. Они усовершенствовали литуус, тибию и тубу, о которых см. подробнее в отдельных статьях.
  •          

    Музыкальные инструменты: а — авлос, тибия, флейта; б — туба (буцина); в — рог (cornu).