Музы

    Му́зы
  •          (греч. Μοῦσαι, лат. Musae), в античную эпоху первоначально богини пения, позднее покровительницы различных родов поэзии, искусств, наук и всей творческой деятельности. Гомер упоминает то об одной М., то о нескольких, но не определяет ни их количества, ни имен. Гесиод первым называет девять М. по именам: Клио (Провозвестница славы), Евтерпа (Радующая), Талия (Цветущая), Мельпомена (Поющая), Терпсихора (Любящая танцы), Эрато (Любезная, Милая), Полигимния (Богатая песнями), Урания (Небесная), Каллиопа (Сладкозвучная). Он называет их дочерьми Зевса и Мнемозины, рожденными в г. Пиэрия близ Олимпа. По другим версиям, они то дочери Урана и Геи, то Пиэра и пимлейской нимфы и т. д. Само число их различно; называют, напр., три М.: Мелета (Раздумье), Μнема (Память) и Аойда (Песнь), культ которых якобы учредили на Геликоне От и Эфиалът. Однако общепринятым считается обозначенное Гесиодом число М., их имена и происхождение. У Гомера М. всего лишь богини пения, которые вдохновляют поэта и вкладывают песни в его душу. Они живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он только им обязан всем, и, напротив, наказывают того дерзновенного, который смеет думать, что может превзойти их в искусстве пения. Так, они ослепили фракийского певца Фамирида, сына Филаммона и нимфы Аргиопы, за то, что он дерзнул состязаться с ними. У Гесиода М. уже имеют отношение к танцам, на что указывает имя Терпсихоры. Позднее влияние М. распространили на все отрасли искусств и наук и каждой из них отвели определенный круг деятельности. Каллиопа была музой эпической поэзии; она держала в руках навощенные дощечки и грифель; Евтерпа с флейтой была музой лирической поэзии; Мельпомена с трагической маской в руках и плющом вокруг головы — музой трагедии; Эрато — любовной поэзии и мимики; Полимния или Полигимния — гимнов и музыки; Талия с комической маской, пастушьим посохом и плющевым венком — музой веселой и буколической поэзии, комедии и т. п.; Терпсихора с лирой — музой танцев; Клио со свертком бумаги — музой истории; Урания с глобусом — музой астрономии. Изобразительное искусство представляет их юными цветущими существами с тонкими, одухотворенными лицами.
  •          Почитание М. впервые возникло у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии у Олимпа, а потом переселились в Беотию на Геликон. Эта гора, равно как и соседние Парнас и Лебетрон, была любимым местопребыванием М. Здесь они проводили время в пещерах, рощах и у прохладных источников, так как первоначально были воодушевляющими нимфами источников. Особенно они любили источники Аганиппу и Гиппокрену у Геликона и Касталию у подошвы Парнаса, недалеко от Дельф, а на Лебетроне была их священная пещера. Близ Геликона, где жители Феспии праздновали большой праздник Музеи, был храм М. с их статуями, а другой их храм стоял у Кастальского источника. Из Беотии культ М. постепенно распространился по всей Греции: посвященные им храмы и алтари находились в Афинах, Олимпии, Трэзене, Коринфе и т. д. Поэты дали М. множество названий или по главным местам их почитания, или по тем, где они охотнее всего собирались, напр.: Пиэриды, Пимлеиды, Геликониады, Феспиады, Парнасиды, Касталиды, Аониды, Лебетриады, Гиппокрениды и т. д.
  •          М., как богини пения, находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения; он называется предводителем М., Мусагетом. Благодаря отношению к Аполлону и в силу того, что они первоначально были одушевляющими нимфами источников, они владеют также даром предсказания. Как богини драматического искусства, они стоят близко к Дионису, на праздниках которого исполнялись драматические произведения; поэтому они называются его кормилицами и спутницами.
  •          Римские Камены (Camenae, древняя форма Casmenae) аналогичны греческим М. Имя их, произведенное от саnо, означает «поющие, предсказывающие». Подобно М., камены тоже первоначально были нимфами, имевшими дар предсказания.