БИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В «ИСТОРИИ ЖИВОТНЫХ»

Трактат может быть условно разбит на три части, в каждой из которых его предмет, т.е. живая природа и прежде всего мир животных, рассматривается под особым углом зрения. К первой части следует отнести анатомо-физиологические книги первую-четвертую, где рассматривается деление организма на ткани и органы; ко второй - книги пятую-седьмую, посвященные эмбриологии и онтогенезу. Третья часть - книги восьмая-девятая (десятая стоит особняком, см. выше) - этология и экология. Первая часть нашла свое продолжение в "О частях животных", вторая - в "О возникновении животных". Это продолжение в обоих случаях представляет собой переход от описания к каузальности. Примером может служить то, как в трактате "О частях животных" развернута фраза из "Истории животных" (кн. третья, § 54) о том, что "все кости животных связаны с одной и касаются друг друга, как вены; не бывает костей, совершенно отделенных [от остальных]". В "О частях животных" (II, 654) этот тезис дополнен рассмотрением того, как нарушился бы принцип целесообразности, если бы хотя бы некоторые кости или "вены", т.е. вообще кровеносные сосуды, были изолированны; того, что следует считать "началом" у костей (это позвоночник) и соответственно у "вен" (сердце); того, каким образом позвоночник-начало осуществляет свою "конечную причину", т.е. свою цель - сгибание и движение - благодаря тому, что совмещает в себе единство ("непрерывную связь") и многочастность (позвонки). Иногда имеется трехчленная цепочка параллельных мест из "Истории животных", "О частях животных", "О возникновении животных" с последовательно все большей детализацией причин (см. следующий пример).
Чистая описательность "Истории животных" в сравнении с "О частях животных" и тем более "О возникновении животных" создает впечатление предварительного, даже чернового характера "Истории животных"; однако, вчитываясь, начинаешь понимать, что описательность эта стоила особых усилий и по-своему последовательна. Даже там, где, казалось бы, "легкое" (элементарными средствами аристотелевского концептуального аппарата) объяснение напрашивается само, Аристотель его не дает, а лишь подводит к нему читателя или слушателя. Так, в § 67 книги третьей "Истории животных" отмечено, что "в большинстве случаев на более толстой коже волосы тверже и толще". Никаких причин, хотя бы таких простых с точки зрения своей обычной концепции четвероякой причинности (т.е. концепции наличия у каждого явления материальной, действующей, формальной и целевой причины), таких, как наличие в толстой коже большего количества "материи", из которой получились бы более твердые волосы, и т.д. - никаких причин подмеченного соотношения между толстой кожей и твердыми волосами Аристотель в "Истории животных" не дает. В "О частях животных"
(658а) уже дана хотя бы целевая причина возникновения волос вообще как "защиты". Наконец, в "О возникновении животных" (V, 3) подробно рассмотрена материальная причина названного в "Истории животных" (кн. третья, § 67) явления и сделан вывод, что "если кожа рыхлее и толще, волосы в ней - толстые вследствие обилия землистого вещества и большей величины пор".
Достижения выделенной нами первой части "Истории животных" были синтезированы в александрийской биологии с успехами гиппократовской школы, что привело к открытиям Герофила и Эразистрата, а в конечном счете и Леонардо да Винчи, Везалия и Гарвея. Доктрины второй части "Истории животных" и "О возникновении животных" относительно развития практически не получали продолжения вплоть до XVI в., когда У. Альдрованди по стадиям подробно проследил развитие зародыша в курином яйце. Третья часть нашла продолжение в перипатетической школе, а затем и за ее пределами в "Рассказах о диковинах" (III в. до н.э.) и прочей "парадоксографии", от которой ведут свое начало "Бестиарии" и "Физиологи", во многом определившие лицо средневековой науки, а от них, после сложного ряда переосмыслений, также и ряд отраслей ренессансного естествознания.
Таким образом, в "Истории животных" предвосхищено позднейшее, дожившее и до XIX-XX ее., разделение биологических дисциплин на три основные группы: на морфологические, физиологические и экологические дисциплины. Систематизация, элементы которой также бесспорно присутствуют в "Истории животных" (см. ниже), основана на морфологических, физиологических (особенности воспроизведения) и экологических (деление животных на водных, сухопутных, "воздушных") признаках и более близка по своему подходу, логике и основным делениям к новоевропейской таксономии, чем какая-либо другая из предпринимавшихся на всем протяжении древнего и средневекового периода мировой истории попыток классифицировать организмы. Но и на уровне частных наблюдений в "Истории животных" есть много сведений, в свое время не оцененных, но получивших подтверждение в XIX-XX ее. Это прежде всего описания электрического аппарата скатов; гектокотилуса; способа передвижения наутилуса; переоткрытой впоследствии И. Мюллером псевдоплаценты у акулы гладкой. Долгое время подвергались сомнению описанные в книге шестой факты заботы сомов о потомстве; в середине прошлого столетия Д. Агассис подтвердил эти факты прямым наблюдением сначала над североамериканскими, а затем и над греческими (из реки Ахелой) сомами.
Далеко не все обращения к биологическим материалам "Истории животных" носят столь позитивно-научный характер. Это и не удивительно: мы уже говорили, что в "Истории животных" присутствуют многочисленные мифологические компоненты. В XVIII в. в "Российско-Азиатской зоографии" П. С. Палласа нашел отражение тезис "Истории животных" о возможности весьма отдаленных скрещиваний, например, собаки с тигром; эта явная ошибка попала к Палласу из "Естественной истории" Плиния Старшего (VIII, 61), из которой Паллас вообще в известной мере почерпнул свою своеобразную концепцию об эволюции путем скрещивания. Возможно, он взглянул бы на вопрос несколько иначе, если бы обратился непосредственно к источникам Плиния - к "Истории животных" (кн. восьмая, § 167), где об упомянутом отдаленном скрещивании сказано с сомнением, или к "О возникновении животных" (746), где сообщено, что "индийские псы рождаются от некоего зверя, похожего на пса (а не от тигра. - Б. С), и собаки". Но и реализм "О возникновении животных" обманчив, скорее поправка заимствована из другого варианта того же мифологического рассказа: из варианта, отразившегося у Боэция в том месте "Утешения философией" (Боэций, с. 258), где повествуется, как на острове Цирцеи "вой оборотня несется, - твари с личиною волка, тигра индийского...".
Упомяну в той же связи один (из многих имевших место) случай использования "Истории животных" как скрытого источника: повествование из серии тигриных рассказов - гиперболизированное описание (по народным поверьям, см. примеч. 29 к кн. второй) тигра в виде сказочного животного "мартихора". Речь идет о недавно вышедшей в русском переводе книге М. П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" (Холл, с. 304). Это описание дано со ссылкой на различные источники, кроме того, к которому оно действительно восходит: кроме "Истории животных" (кн. вторая, § 28).
Определенный вред нанесла науке категоричность, с какой Аристотель отстаивал учение о самозарождении, к его времени устаревшее, поскольку еще Пифагор утверждал, что "живые существа рождаются друг от друга через семя - рождение от земли невозможно" (Диоген Лаэртский, VIII, 28). У Аристотеля же учение о самозарождении служит лейтмотивом, проходящим через весь труд "О возникновении животных" и через "вторую часть" "Истории животных". В ряде случаев из-за своей веры в самозарождение Аристотель неверно толкует наблюдавшиеся им же факты.
Так, он наотрез отказывается видеть развитие багрянок из икры - "сот": "не из них возникают багрянки, а и они и прочие черепокожие зарождаются из ила и вместе с тем из гнили" (кн. пятая, § 61). Притом "доказывается", что животные, которые возникают "не от животных, а из гниющей материи", не имеют разделения на полы. И если бы они его имели, то могли бы размножаться путем спаривания и не нуждались бы в самозарождении. Они размножались бы, полагает Аристотель, спариваясь в течение бесконечного ряда поколений, "природа же избегает бесконечности, ибо бесконечность не может быть завершена, тогда как природа всегда стремится к завершению" ("О возникновении животных", 715).
Уязвимость этого рассуждения Аристотель, очевидно, заметил, но внес изменения не в труд "О возникновении животных", а в "Историю животных" (что подтверждает факт внесения изменений в текст трактата и после составления
"О возникновении животных"). А именно, в книге пятой "Истории животных" он предусматривает случай, возможность которого не была учтена в "О возникновении животных", когда "самозарожденные" насекомые или другие животные все же имеют разделение на самцов и самок, только те и другие, спариваясь, производят лишь "яйцеподобных червей" или вообще лишь нечто "несовершенное"; и "дурная бесконечность" преодолевается этим столь же успешно, как если бы у этих "самозарожденных" вообще не было разделения на полы. Отсюда видно, что по крайней мере иногда "История животных" и в теоретическом плане обогащает сказанное в "О возникновении животных". Замечу, что известная ошибка (характерная не только для Аристотеля, но и для многих античных источников) относительно двураздельности матки у всех млекопитающих ("живородящих четвероногих") также выражена преимущественно в "О возникновении животных", а не в "Истории животных". Далее, хотя способы размножения у беспозвоночных или, по терминологии Аристотеля, у "животных, лишенных крови", прямо относятся к тематике "О возникновении животных", они рассмотрены в "Истории животных" несравненно подробнее. Все это заставляет отказаться от распространенной недооценки "Истории животных" в том, что касается глубины осмысления данных, по сравнению с теоретико-биологическими трактатами Аристотеля.
Всего в трактате упомянуто более 500 различных животных. Отождествить многих из них или даже установить, о таксоне какого ранга идет речь, не представляется возможным: аристотелевские понятия рода и вида не совпадают с современными (см. примеч. 5 к кн. первой). "Нередко сложно также определить, о каком именно животном говорит Аристотель, кто такие, например - очевидно, хорошо известные его читателям-современникам - аскалаф, кордил (видимо тритон, но возможно, головастик или неустановленное земноводное), тос и т.п.
Методологическое своеобразие проводимого в трактате подхода к живой природе заключено в том, что большинство содержащихся в нем описаний и пояснений могут быть отнесены к промежуточному между чистой фактуальностью и аналитическим обобщением уровню. Организующую роль в отношении компонентов этого уровня играет классификация. Ее Аристотель нигде не излагает развернуто и эксплицитно, но в удачно изложенном (и поныне общепринятом) виде ее реконструировал в середине прошлого столетия Ю. Б. Мейер на основании многочисленных упоминаний и сопоставлений, разбросанных по "Истории животных".
А именно, всех животных Аристотель делит прежде всего на "бескровных" и "кровяных", иначе "[животных] с кровью". Это сравнительно редкий случай, когда он прибегает к дихотомии; деление это оказалось настолько удачным, что фактически удержалось и до нашего времени, хотя неверный признак деления был заменен со времен Ламарка на другой (наличие - отсутствие позвоночного столба). В пределах бескровных, т.е. беспозвоночных, "высшие роды":
(1) Мягкотелые (головоногие): мешковидное тело, по консистенции среднее между мясом и сухожилием, и "ноги" (щупальца) на "голове".
(2) Мягкоскорлупные (ракообразные): покров, подобный роговому, тело мягкое, большое число ног.
(3) Черепокожие (моллюски, кроме головоногих). Далее делятся на "низшие роды" двустворчатых, одностворчатых и имеющих извитую раковину. В число черепокожих Аристотель включал также "низшие роды" морских желудей (усо-ногих раков), асцидий и морских ежей.
(4) Насекомые (с твердым телом, покрытым насечками). Насекомых Аристотель, впервые введший эту группу, трактует не по-современному: они могут иметь "зубы" (кн. восьмая, § 73 - очевидно, хитиновые выросты на челюстях); в эту же группу входят у него, как видно из многих мест "Истории животных", "низшие роды" многоногих, пауков, скорпионов и "червей" в очень широком и неопределенном смысле.
(5) Зоофиты, буквально "животнорастения". Термин этот у самого Аристотеля не встречается, он введен значительно позже, но правильно отражает мысль Аристотеля. Этот "высший род" охватывает виды, которые Аристотель считал "промежуточными" между животными и растениями, точнее, между черепокожими и растениями: "низшие роды" актиний (акалеф; и, видимо, вообще коралловых полипов), губок, а также некоторых подвижных организмов, которые Аристотель счел растениеподобными (медузы, морские звезды).
В пределах "кровяных" животных, что вполне соответствует "позвоночным в нашем понимании, дальнейшее деление ведется сообразно, как мы сейчас бы сказали, кластерам признаков, концентрирующихся около функций размножения и локомоции. Этот выбор является продуманным. "Бескровных" ему не удалось бы разделить ни по признакам размножения, потому что они у него в основном "черверодящие", что образует весьма неопределенную категорию, или вообще свободно появляются на свет из ила, отбросов путем самозарождения; ни по локомоции, поскольку задача классифицировать беспозвоночных по способам перемещения (которое у многих их родов просто отсутствует) слишком трудна. Среди позвоночных же по упомянутым кластерам Аристотель выделяет прежде всего максимальные группы, которые не считает родами, хотя бы и высшими: живородящие и яйцеродящие; четвероногие, двуногие, безногие. Это не роды, а группы, выделяемые по единственному признаку; выступая здесь против Платоновой дихотомии, Аристотель тем самым отвергает возможность создать род на основании одного признака. Поэтому "бескровные" и "кровяные" - тоже не роды, хотя формально они таковы по отношению к "высшим родам" (которые в этом случае были бы "видами"; но так далеко Аристотель относительность рода и вида не простирает). Однако далее из упомянутых максимальных групп он все же образует роды, но не дихотомией, а взаимным наложением основных признаков и обычно с добавлением еще каких-либо признаков, но менее важных. Так, для идентификации "рода" китообразных он выбирает признаки "живорождения" и "безногости", а чтобы формально обособить этот "высший род", например, от живородящих или яйцеживородящих (фактически живородящих, поскольку эмбрион в отложенном яйце полностью сформирован и сразу из него выходит) видов змей, Аристотель вводит дополнительный - признак "обитания в воде". Поскольку и после этого остается необходимость отделить китов от явно инородных (от живородящих рыб), но формально удовлетворяющих перечисленным требованиям видов, Аристотель добавляет к своему "диагнозу" - "дышащие легкими". Все эти последовательные шаги не сведены у Аристотеля воедино ни в одном из его биологических трактатов, но для читателя не составляет труда, выбрав все места о китах, реконструировать и их "диагноз" в целом. Между прочим, из этих же мест следует, что он всюду отделяет кита от рыб, хотя, как ни странно, согласно распространенному мнению именно к Аристотелю восходит смутное средневековое представление о "рыбе-ките".
Итак, перекрестное наложение признаков (живорождения - яйцерождения, четвероногое - двуногости - безногости и некоторых дополнительных), для каждого "высшего рода" разных,[1] дает и для "животных с кровью" столько же "высших родов", сколько выделено таковых для "бескровных", а именно пять - см. ниже группы (6)-(10).
(6) Живородящие четвероногие, с волосами (соответствуют млекопитающим). Далее делятся на однокопытных (непарнокопытных), двукопытных (жвачные, свиньи) и многопалых с когтями или ногтями. Среди последних упоминается и человек (кн. седьмая, § 66; кн. девятая, § 247-248); фактически он даже всегда рассматривается в "Истории животных" в рамках группы (6), хотя формально Аристотель выделяет его в особый род "двуногих живородящих".
(7) Яйцеродящие четвероногие или безногие, со щитками на коже (рептилии, "щитковые"). Их "низшие роды" - ящерицы, крокодилы, черепахи, змеи. Если бы не признак "щитковости", всюду подчеркиваемый Аристотелем в соответствующих местах, сюда же должны были бы войти и земноводные. Нетрудно убедиться, что ни в одном из остальных "высших родов" им места нет. Но о земноводных в дошедших до нас аристотелевских текстах сказано удивительно мало. Нет уверенности, кто такой кордил (традиционно: тритон; по Кювье и по Б.-С.-Илеру - vol. 1, р. 10 - "личинка" саламандры); нет описания цикла развития лягушки, нет даже прямых свидетельств, что Аристотель знал о том, что головастик и лягушка - один вид. А если не знал, то как раз головастик и мог быть "кордилом" (что маловероятно).
(8) Яйцеродящие двуногие, летающие, с перьями (птицы). Далее Аристотель классифицирует птиц, как это делается и сейчас, в основном по строению ног и "клювов, отражающему образ жизни: пеликанообразные - "веслоногие", хищные - "с кривыми когтями", куриные и голубиные - очевидно, по общему виду клюва. Нелетающих птиц типа страуса Аристотель в этой классификации не учитывает. Птиц Аристотель различает больше всего видов, до 200, при менее чем сотне видов млекопитающих и несколько более сотни видов - рыб.
(9) Живородящие безногие, водные, дышащие легкими (китообразные). В их числе низшие роды: дельфины, фалены (более крупные представители китообразных), а также тюлени - хотя и не безногие, но "с изуродованными ногами".
(10) Яйцеродящие, редко живородящие, безногие, водные, имеющие жабры (но не дышащие ими: жабры, по Аристотелю, служат, чтобы "выпускать воду, взятую ртом", см. кн. вторая, § 54. В книге восьмой есть намеки на аналогию между жабрами и легкими, что, может быть, свидетельствует о более позднем происхождении данной книги). Это "высший род" рыб. В нем "низшие роды" - селахии, т.е. акулы и другие рыбы с хрящевым скелетом, без типичной для рыб чешуи; костистые - с чешуей и скелетом, консистенцию которого Аристотель называет "аканта", "рыбья колючка".
Помимо всех этих аристотелевских "таксонов", которые им самим обозначаются (хотя далеко не всегда последовательно) как "высшие (наибольшие)" и "низшие роды", в "Истории животных" встречается немало и менее крупных таксономических единиц. Они иногда с безразличием, которое свидетельствует о том, что речь идет о вещах второстепенных, именуются то родами, то видами. Понятие "род" встречается у Аристотеля как в биологических, так и в логических трактатах и относится в принципе к любой достаточно крупной группе однородных по ведущим признакам объектов, хотя бы и неживых, обычно с условием, что в эту группу входят подгруппы - виды данного рода. В ряде случаев отношение между родом и видом выглядит в "Истории животных" почти как в современной таксономии: род состоит из видов как "таксонов" более низкого, ближайшего к индивидуумам ранга. Так, в книге четвертой § 68 о насекомых находим: "Род этот включает в себя много видов". Но иногда приходится передавать genos (буквально "род") через "вид": цикады - род, но там же одна из цикад - "один вид цикад", хотя в оригинале и здесь genos.
Если же Аристотель говорит о "роде рыб", то имеет в виду не какой-то определенный их вид, но рыб вообще как "высший род", как целое, стоящее в известном отношении к "низшим родам" - селахиям, костистым рыбам - и далее к любому их виду, т.е. к любому групповому представителю этих низших родов и тем самым упомянутого высшего рода - рыб.
Нередко в "Истории животных" фигурируют "роды" и в других плоскостях, помимо собственно таксономической. Характерно, что эта "многомерная" трактовка рода была принята средневековыми и далее ренессансными комментаторами. Например, Скалигер (Scaliger, р. 306) считает, что в книге третьей "Истории животных" Аристотель "вводит два рода, вены и артерии, хотя в том месте, к которому относится комментарий, эксплицитного выделения этих "родов" нет. Зато в той же книге Аристотель говорит о различных родах кости, одним из которых являются зубы; сама кость в этом случае есть, очевидно, нечто вроде "высшего рода" (§ 56). В § 62 говорится о том, что существуют "роды частей" - ногти, копыта, клюв; в § 80 - что перепонка относится к другому "роду", нежели кожа. Учитывая эту разноплановость и стремление преодолеть дихотомию через перекрестное наложение признаков (см. выше, об образовании "высших родов" наложением признаков "порождения", числа ног, типов скелета и т.д., а также примеч. 5 к кн. первой), надо признать, что "История животных" была шагом в сторону многомерной и вместе с тем в определенной степени уже биологической, а не чисто логической трактовки категорий вида и рода. В позднейших биологических сочинениях Аристотель вновь возвращается к чисто логической трактовке этих категорий, что вряд ли можно считать усовершенствованием. В "Истории животных" гибкость подхода позволила Аристотелю в ряде случаев достичь более естественной классификации, чем это сделал, например, Линней, для которого формальное отклонение от канонического показателя по единственному признаку может привести к переводу таксона в другой род (семейство и т.д.), с коим он по совокупности признаков подчас не имеет ничего общего.
Теоретическое обоснование классификации находим скорее в трактатах "О частях животных" и "О возникновении животных", а не в "Истории животных". Однако биологические концепции именно "Истории животных" наименее (по сравнению с другими аристотелевскими трактатами) эксплицированы в философской и теоретико-биологической литературе. Поэтому я в настоящем предисловии уделяю основное внимание элементам теоретической биологии, представленным в "Истории животных". Подобно категориям рода и вида, одновременно логической и биологической оказывается в "Истории животных" и категория гибридизации. Отдельно сформулированной теории на этот счет у Аристотеля еще не могло быть, но несомненно, что он придавал большое значение фактам появления нового вида на основе двух существовавших ранее. Он привлек такого рода явления, в частности, для объяснения огромного богатства фауны Африки (Ливии), богатства, действительно не имеющего равного в мире и продолжавшего поражать исследователей и тысячелетия спустя. Он считал это богатство результатом сочетания климатического фактора и усиленных процессов гибридизации (кн. восьмая, § 166).
Эти соображения усложняют исходную концепцию "Истории животных": ведь виды для ее автора суть как бы гармонично расположенные одна подле другой вершины горной цепи; изъять один из видов, тем более родов, или перетасовать их значило бы нарушить гармонию мироздания. Но как видим, иногда Аристотель идет на это. Порфирий (III в. н.э.) в трактате "О пяти общих понятиях" и другие ранние комментаторы Аристотеля поняли его как сторонника полной неизменности родов. Это понимание держалось долго, и только Скалигер (Scaliger, р. 68) в комментарии к книге шестой "Истории животных" указал, что оно, во-первых, не имеет твердой опоры в аристотелевском корпусе, а во-вторых, противоречит фактам. Правда, соответствующих фактов и у Скалигера нашлось немного; пожалуй, единственный несомненно относящийся сюда факт - межвидовой гибрид "каулирапу" - он находит только в мире растений. Лишь с XVIII в., и в особенности после П. С. Палласа, изучение вопросов гибридизации было переведено из области логики в собственно биологическую плоскость.
Несомненно, можно рассматривать взгляды Аристотеля на гибридизацию, изменчивость, а равно и на многие другие естественно-научные проблемы просто как "ошибочные". Такой подход был в особенности распространен в прошлом столетии, и наиболее известна как пример этого "разоблачения" Аристотеля опубликованная в Лондоне в 1864 г. книга о нем Дж. Г. Льюиса. Ошибки у Аристотеля и в частности в его биологических суждениях, высказанных во многих его трактатах, и в "Истории животных" - самом эмпирическом из них - несомненно имеются, и о некоторых ошибках сказано в примечаниях к данному изданию, хотя мы отнюдь не ставили цель дать исчерпывающий перечень заблуждений, иные из которых к тому же очевидны, другие же не могут быть разъяснены, поскольку вследствие порчи текста или изменения (еще в древности) терминологии стало неясно, о каких собственно природных объектах идет речь. Например, вряд ли когда-нибудь будет установлено, соответствует ли действительности сказанное в "Метеорологике" о свойствах "престеров", потому что неизвестно, какой вид воздушных вихрей или, быть может, электрических явлений в атмосфере имеется в виду. Другие "ошибки" отражают, по существу, лишь различное понимание некоторых терминов древними и более поздними авторами. Если Аристотель отрицает дыхание у насекомых ("История животных", кн. четвертая, § 102), то это действительно ошибка, противоречащая его же призыву обращать внимание на "малое" и "незаметное"; но отрицая наличие крови у тех же насекомых и вообще беспозвоночных, он, в отличие от позднейших авторов, трактует кровь только как кровь позвоночных, окрашенную в красный цвет и нормально не выходящую за пределы системы замкнутых сосудов ("вен"). В других случаях, а именно там, где Аристотель чрезмерно сближает морфологию человека с морфологией животных или чрезмерно противопоставляет одну другой, его неточности отражают не только недостаток точных знаний (вспомним запреты на вскрытие трупов), но и неудачу попытки найти равновесие между представлениями, с одной стороны, об уникальном месте человека в природе как носителя сознания, а с другой - о неразрывной связи человека с природой, звене в ее бесконечной цепи.
Во многих случаях действительное или кажущееся расхождение между представленными в "Истории животных" мнениями и современными концепциями легко объясняется вообще иным восприятием природы античным человеком по сравнению с современным. Однако встречаются и случаи, когда
"История животных" "отстает" от своего времени; некоторые из ее концепций в последующие эпохи, особенно же в позднее средневековье, в силу огромного авторитета Аристотеля сыграли тормозящую роль. Так произошло, как уже упомянуто, с его учением о самозарождении, с некоторыми анато-мо-морфологическими представлениями (двураздельность матки, три "желудочка" в сердце и т.д.); долгое время блокировал дорогу к открытию кровообращения тезис о "перекресте" кровеносных сосудов, об их переходе в теле с правой стороны на левую и обратно ("История животных", кн. третья, § 47); преимущественно отрицательную роль сыграл и взгляд Аристотеля на сердце как на пункт схождения всех нервов и седалище душевной жизни. При этом надо учесть, что еще в VI-V ее. до н.э. Алкмеон отстаивал на основании наблюдений над прохождением глазных нервов гораздо более верный взгляд о локализации психических процессов в головном мозгу. И после Аристотеля в античной науке бытовало мнение (Гален), что нервы выходят из мозга, а не из сердца; но средние века восприняли именно аристотелевскую традицию, и комментаторы "Истории животных" до Скалигера (Scaliger, р. 319) включительно отвергали алкмеоновско-галеновскую традицию как противоречащую установкам Стагирита. Правда, Скалигер не мог уже не согласиться с современными ему анатомами, что Гален вернее отразил наблюдаемую картину, но продолжал утверждать, что ненаблюдаемая, глубинная суть происходящего лучше отражена Аристотелем.
В целом же примечательно в "Истории животных", конечно, не то, что ошибки встречаются, а то, что их не так много, как можно было бы ожидать, учитывая уровень знаний того времени. Дуалистический взгляд Аристотеля на организм как частный случай взаимодействия "материи" и "формы" также нередко вменяется ему в вину: этот взгляд якобы оказал пагубное воздействие на дальнейшее развитие европейской мысли и культуры (Hunke, 1989). Здесь следует заметить, что как раз в "Истории животных" этот дуалистический взгляд практически не просматривается, либо из-за того, что Аристотель в 330-е годы его еще не вполне разработал, либо в период создания "Истории животных" временно от него отошел, либо, наконец, из-за того, что на описательном естественно-научном уровне в этом дуализме нужды не было.
Во всяком случае, слово hyle: лишь изредка, например, в § 9 и 19 книги восьмой, употреблено в "Истории животных" в том обобщенном значении, которое Аристотель придал ему впервые, т.е. в смысле вещества вообще, материи; обычно же - в исходном, не переносном значении ("дрова", "вещество растительного происхождения"). Соответственно вместо противопоставления материи и формы, столь присущего позднейшей онтологии Аристотеля, на первый план выступает единственная универсальная движущая сила - "природа", еще не подразделенная, как в труде "О частях животных", на "природу материи" и "природу форм", но рассматриваемая в аспектах "видовой" и "всеобщей" природы. Реже вместо "фюсис" в смысле "видовой природы" Аристотель употребляет равнозначный этому термин "дюнамис", "сила (свойства)", о чем см. примеч. 2 к кн. шестой; позднейшего значения - "возможность" - термин "дюнамис" в "Истории животных" еще не имеет. Веслоногие птицы живут в прибрежьях, "так как природа их требует соответственного места" (кн. девятая, § 76); не кто иной, как природа руководит развитием и человека от зачатия до старости, и рыбьих икринок (кн. пятая, § 5; кн. седьмая, § 1), да и самим переходом от неодушевленных предметов к животным (кн. восьмая, § 4). К верному соображению, что у Аристотеля имеет место "возвращение к изначальному опыту после Платона... к досократовской, ионийской "фисиологии"" (Ахутин, с. 123), можно добавить, что нигде у Стагирита нельзя наблюдать это возвращение в столь чистом виде, как в "Истории животных". Полагаю, что это связано с наибольшим, насколько это вообще было возможно для него, погружением в мир конкретного. Вскоре после написания "Истории животных", т.е. после пребывания в Атарнее и Стагирах, Аристотель вырабатывает свое дуалистическое (уже иное, чем у Платона, но все же дуалистическое) противопоставление формы - идеи, эйдоса - и материи, причем это противопоставление у него уже не столь резко, как у Платона и, можно предположить, как в утраченных ранних диалогах и других платонических сочинениях Аристотеля. При этом предположении надо говорить не о выработке упомянутого противопоставления после написания "Истории животных", а о возврате к дуализму. Насколько атарнейско-стагирский период стоит особняком среди всех остальных периодов жизни Аристотеля (хотя бы по отдыху от общественных и педагогических дел), настолько же внутренне изолирована "История животных" среди сочинений Аристотеля по тому вниманию, которое уделяется деталям и частностям живой природы, по вознесению на метафизическую высоту всего, казалось бы, случайного и низменного в особенностях строения и поведения живых существ.
Читатель, стремящийся эксплицировать хотя бы для себя биологическую концепцию "Истории животных", может быть обескуражен огромным разнообразием содержащегося в трактате конкретного материала. Однако весь он построен и расположен так, чтобы иллюстрировать философские (см. предыдущий раздел) и биологические (политомию, самозарождение, соотношение рода и вида, роль гибридизации и т.д.) идеи. По вопросу о "действиях животных" выдвинута точка зрения, что эти действия (т.е. в сущности поведение) детерминированы внешними условиями (кн. восьмая, § 74), и тут же этот взгляд пояснен множеством примеров миграций рыб и птиц. Животные в своем образе жизни якобы нередко подражают людям (кн. девятая, § 5), и следуют примеры заботы о потомстве, строительства жилищ, случаев "разумности" животных.

[1] Но и из числа этих дополнительных признаков встречаются общие признаки для нескольких родов. Это, прежде всего, признаки: "водные", "дышащие легкими" и др. Возможно, что их надо было бы присоединить к основной "диаде" рядов признаков (1) по живорождению и (2) по локомоции. В целом принцип, которому следовал Аристотель при выделении наиболее первичных признаков, заслуживает дальнейшего изучения, поскольку это, в сущности, есть метод донаучного "здравого смысла" и своего рода феноменологии.