Минос

    Ми́нос
  •          (греч. Μίνως), древний мифический царь Крита; на него переносят все, что известно из критской истории двух тысячелетий, предшествовавших Троянской войне. Он считался основателем дотроянского морского господства критян и учредителем знаменитого древне-критского государственного устройства. По Гомеру, он был сыном Зевса и Европы (дочери Агенора), братом Радаманта, отцом Девкалиона и Ариадны Миноиды, дедом кносского царя Идоменея и родоначальником критских ахейцев, доверенным собеседником своего отца Зевса. Выражение Гомера ἐννέωρος βασίλευς (девятилетний) позже объясняли тем, будто М. 9 лет или каждые 9 лет приходил в священную пещеру Зевса, где Зевс наставлял его в законодательстве, так что все его законы представлялись велениями бога. Логографы приписывали ему еще одного брата — Сарпедона — и называли его детей от Пасифаи: Катрея, Девкалиона, Главка и Андрогея, Акаллу, Ксенодику, Ариадну и Федру; кроме того, он имел множество детей и от других жен. Чтобы разделить весь мифологический материал, связанный с именем М., в позднейшее время считали, что существовало два Μ.
  •          Μ. I был сыном Зевса, которого усыновил критский царь Астерий, сын Тектама (сына Дора), переселившийся из Фессалии. Μ. II был внуком Μ. I, мужем Пасифаи (дочери Гелиоса и Персеи), отцом Девкалиона и др. После смерти бездетного Астерия М. хотел присвоить господство над Критом и уверял, что сами боги определили ему это царство и что в доказательство его слов всякая его молитва будет исполнена. Он просил Посейдона прислать ему из моря быка, чтобы принести его в жертву. Посейдон прислал великолепного быка, и М. получил власть, но быка он отослал в свое стадо, а в жертву принес не такого хорошего. За это Посейдон разгневался, сделал животное свирепым и устроил так, что Пасифая влюбилась в быка. Плодом этой противоестественной любви был Астерий (Звездный), называвшийся Минотавром (см. Минотавр). Когда сын М. Андрогей (см. Андрогей) погиб в Афинах, М. из мести предпринял поход в Афины и заставил этот город присылать каждые 9 лет по 7 юношей и по 7 девушек на съедение Минотавру (см. Тесей). Во время этого похода он завоевал Мегару (см. Нис). Владея огромным флотом, М. господствовал на море (талассократия). Древнейшие сказания представляют его справедливейшим и мудрейшим царем, но позднее его изображают несправедливым и жестоким тираном. Это изменение произошло под влиянием аттического сказания о Тесее; отюда и прозвище Олофрон (Злой, Свирепый) в «Одиссее» считают местом, вставленным аттиками. Преследуя Дедала (см. Дедал), М. прибыл на Сицилию, где царь Кокал заморил его в жаркой бане (по другой версии, был обманным путем умерщвлен царскими дочерьми). Тело М. было выдано его спутникам и похоронено в Сицилии. Позже его могила, вероятно, была разрушена, а останки его перенесены на о. Крит, где ему воздвигли памятник. По позднейшим сказаниям, он вместе с Радаманфом и Эаком был судьей умерших в подземном мире. В «Одиссее» он не является судьей, но и в подземном мире, будучи ничтожной тенью, сохраняет царское достоинство.