Мим

    Мим
  •          (греч. μῖμος, лат. mimus, подражание, подражатель), вид представления античного театра. Первоначально так назывался мимический актер, который, подражая известным личностям или голосам животных, потешал публику на улицах и площадях или забавлял на пирах знатных людей. Со временем этот обычай перешел на сцену, и из простого диалога образовалось целое представление. Греческий М. возник на Сицилии, и его начало связывается с именем поэта Софрона, придавшего ему литературную форму. Сицилийские греки отличались веселым нравом, добродушным остроумием, тонкой наблюдательностью и особой способностью подражать другим. Излюбленным объектом их сатир и острот были не только политические дела, но и множество деревенских праздников и увеселений, даваемых там ежегодно, в основном в честь Деметры. Талант Софрона состоял в том, что он верно изображал разные сословия, их нравы и обстоятельства жизни; эти изображения Софрона и есть М. Они делятся на серьезные, с нравственным подтекстом (σπουδαίοι), и шутливые (γελοίοι), которые должны были возбуждать смех юмористическим изображением разных сословий и их особенностей. Некоторые М. делились на мужские и женские, в зависимости от того, изображались ли характеры мужчин или женщин. М. Софрона не были литературной новинкой, они и раньше входили в мимические представления сицилийцев. Однако вследствие искусства изображения, верности и оригинальности они имели значение поэтических произведений, хотя написаны были прозой. Так как Софрон в основном изображал привычки, образ мыслей и речи низших сословий, то в его произведениях встречались грубые и сильные, но в то же время меткие и остроумные выражения, и его М. полны шуток и поговорок простолюдинов. Эти М. не предназначались для представления на сцене, хотя и составляли часть многих деревенских увеселений. Одним словом, Софрон своими М. ввел в литературу то, чем прежде забавляли публику импровизаторы. Платон перенес эти М. в Афины и пользовался ими при сочинении своих диалогов. Феокрит, удачно сохранив тон и характеры М., придал им более приличную и поэтическую форму, и из них сформировался новый вид поэзии — идиллия. Софрон имел несомненное влияние и на римского сатирика Персия. Как греческий М. возник на Сицилии из народного быта и народных шуток, таким же образом развился в Нижней Италии римский М. Такие же обстоятельства вызвали и здесь мимические представления, которые, вероятно, с древних времен распались на два различных вида: на мимический диалог и театральный М. Первого рода М., подобно греческому, был импровизацией, представлял собой простонародный остроумный разговор и вызывал смех. В отличие от него театральный М. служил дополнением к трагедии, назывался эксодием (заключительный дивертисмент, см. Эксод) и был чисто римским изобретением. Сюжеты для таких М. брали из жизни простого народа, и так как в них комически подражали всем особенностям этой жизни, особенно в изображении известных народных типов, то и сами представления получили от этого названия М. Поскольку М. стремились вызвать смех зрителей, то они имели шуточный и грубый характер, а неблагопристойности составляли их основную часть. Определенного, строго установленного плана в М. не было, связи между отдельными частями были весьма условны, а конец зависел не от хода действия, а от прихоти и фантазии играющих. Поэтому написанные М. были, вероятно, схематическими набросками, состоявшими только из нескольких главных частей. Это позволяло актеру соблюдать порядок, в котором следовали сцены, и в то же время оставляло достаточно простора для импровизаций и остроумных шуток. Язык М. был простонародный, поэтому неправильный и грубый. Главный актер назывался архимимом (ἀρχιμίμος). Главные роли в М. распределялись между мужчинами и женщинами; представление и разговоры сопровождались звуками флейты; масками не пользовались. Самым обычным костюмом был пестрый кафтанчик, а танцовщицы появлялись в коротких тонких юбках (subuculа). Впоследствии актеры носили едва видные тонкие подошвы, из-за которых они казались босыми, почему и назывались excalceati (разутые) и planipedes (босоногие). Актеры, а особенно актрисы, не пользовались хорошей репутацией, но, несмотря на это, их принимали в домах и обществе римских вельмож, особенно во времена императоров. В римских театрах М. давались как дополнение к настоящим драмам на передней части просцениума, задняя часть которого отделялась от передней занавесом (siparium). Нельзя точно сказать, когда именно М. стали даваться в виде дополнения к драмам; они вытеснили ателланы, которые прежде были в ходу. Вместе с пантомимами они просуществовали на римской сцене со времен Суллы всю эпоху римских императоров. В 45 г. Цезарь устроил блестящее представление, на котором римский всадник Децим Либерии состязался с сирийцем Публием Сиром; последний одержал верх.
  •          

    Мимическая пляска. С античного изображения.