Меоты

    Мео́ты
  •          (греч. Μαέται, Μαιῆται). Общего названия этноса-носителя меотских языков, по видимому, не существовало. Европейская наука по традиции, восходящей к античным авторам и этнической номенклатуре, зафиксированной в эпиграфике Боспорского царства, применяет этноним «меотийский» в приложении к племенам синдов, дандариев, торетов, агров, аррехов, тарпетов, обидиакенов, ситтакенов, досхов, аспургиан, иксоматов, псессов, фатеев, койтеев, тюкандитов, псеханов и некоторых других. К сожалению, точная локализация расселения многих меотийских племен на данном этапе их изучения еще не возможна. Известно лишь, что синды расселялись на Тамани и в окрестностях Анапы. Далее по берегу Черного моря следовали территории иксибатов, торетов, тарпетов, керкетов, агров. В долине реки Кубань от низовий к верховьям обитали дандарии, фатеи, псессы, досхи, аррехи, обидиакены и др. меотийские племена. По нижнему течению реки Кирпили, вероятно, селились ситакены, а на островах Донских устий — иксоматы (йаксаматы). Основой хозяйства М. являлось земледелие. В IV—III вв. до н. э. М. производили львиную долю боспорского хлебного экспорта. В зависимости от местности меотские племена относились к хозяйственно-культурным типам горных ручных земледельцев, скотоводов горной зоны и пашенных земледельцев поймы Кубани. Они возделывали знаменитую в античном мире легкую пшеницу, ячмень, рожь, полбу, просо, чечевицу и лен. В употреблении были серпы и зернотерки. Второе место в хозяйстве меотов принадлежало скотоводству. Они разводили крупный рогатый скот, коней, овец, коз и свиней. Верховой конь имел особое ритуально-сакральное значение и являлся одновременно мерилом богатства и социального статуса. Широко было распространено рыболовство. Высокого развития достигло ремесло М. Производство сероглиняной керамики было направлено не только на внутренний, но и на внешний рынок. Широко экспортировались и изделия меотийской металлургии, особенно зеркала-подвески и фибулы.