Магия

    Ма́гия
  •          (греч. μαγεία, лат. magia, magica ars), действия и обряды, при помощи которых человек пытается сверхъестественным путем повлиять на явления природы, животных, людей. Отсюда мы различаем два вида М. — дивинаторскую и оперативную, или гадательную, и практическую, т. е. мантику и собственно М. в узком смысле. Посредством мантики (см. Дивинация) человек старается сверхъестественным образом узнать будущее, судьбу и т. п.; при помощи М., не пользуясь естественными средствами, он воздействует на объективный мир, на природу, богов и людей. М., как и религия, существует с древнейших времен; мы находим ее у всех народов. В Азии считались великими чародеями индийцы, затем персидские маги, халдеи и египтяне; в позднейшие времена были очень распространены иудейские чародеи и христианские чудотворцы. В Малой Азии основными центрами чародейства являются Фригия, место культа Кибелы, Киликия и Колхида. У греков и римлян М. была широко распространена. Вполне вероятно, что первоначально она не была занесена из чужих стран, а имела местные корни. Уже у Гомера есть достаточно указаний на чародейство: волшебное питье Елены, заговаривание раны Одиссея сыновьями Автолика, превращение спутников Одиссея и других героев в свиней, львов и т. п. посредством жезла и питья Кирки, их освобождение от чар при помощи волшебного зелья из чудодейственного цветка моли (возможно, чеснока), некромантия Одиссея. В вышеприведенных местах мы находим волшебные формулы, а также слова θέλγειν (чары), φάρμακον (зелье, волшебный напиток), ἑπαωιδή (заклинание). В более позднее время М. греков еще более расширилась вследствие азиатского и египетского влияния. Азиатская М. появилась в Греции при посредстве азиатских культов. Последние либо продолжали существовать самостоятельно, либо же соединились с такими местными культами, которые, не подвергаясь общему ходу развития религиозных представлений в эллинский период, выразившемуся в отдалении олимпийских богов от природы, оставались в тесной связи с темными началами стихийной жизни. Таким образом, мистерии в честь Диониса, служения подземному миру, фригийские (Кибелы) и египетские (Исиды) культы служили удобной почвой для развития чародейства, так что здесь все богослужение сводилось к колдовским искупительным и очистительным обрядам. При описании чародейства у древних невозможно провести границу между более ранним и поздним, первобытным и производным, между греческой и римской М. Начиная с самого магического персонала, мы находим, что он состоит из чародеев-богов, героев и людей. Между богами уже у Гомера самой могучей волшебницей является Афродита, обладающая волшебным поясом, и Гермес, творящий чародейства благодаря траве моли и волшебному жезлу. Главной же богиней-волшебницей считается Геката, подземная ночная богиня, мистерии которой творились при громе, молнии и всевозможных привидениях. Она сообщала силу чарам, почему и призывалась при магических приготовлениях. Рядом с ней стоит Артемида, часто смешиваемая с Гекатой; она учит заклинаниям, наводит сумасшествие, производит чародейные травы. Главным божеством чародейства была фригийская Мать богов, жрецы которой занимались волшебством и приготовляли яд. К чародеям-героям принадлежали Демон Темесский и лакедемонский Астрабак. У Гомера к подобного рода волшебным существам относятся Сирены, Агамеда, дочь Авгейя, Елена и Кирка (Цирцея), которые и впоследствии считались волшебницами, Медея, дочь волшебника Ээта и Гекаты, от которой она научилась этому искусству. В поэтических сказаниях Медея представляется идеалом всякого волшебства; она правит облаками, потрясает горы и леса, вырывает деревья с корнями, сводит луну с неба и т. п. Из мужских чародеев-героев сюда принадлежат: Персай, отец Гекаты, Ээт, Геракл Дактиль (Δάκτυλοι Ἰδαίοι, жрецы Кибелы), италийские демоны Пик и Фавн, далее кабиры, корибанты, куреты и телхины. К подобным демоническим существам, но более низкого (второстепенного) порядка, относятся: керкопы, Эмпуса, ламии, геллуды (по верованию лесбосцев — безвременно умершие девушки, которые убивали детей и съедали их печень), стриги, птицеподобные волшебные демоны, которые высасывали у детей кровь и пожирали внутренности, а мужчин лишали силы и т. п. Далее сюда надо причислить являющиеся в виде призраков души умерших — ларвы, которые мучили людей.
  •          К людям-чародеям принадлежит Орфей, мифический представитель М.; рядом с ним стоит Пифагор, личность которого окружена множеством сказаний, представляющих его великим магом. Сюда относятся его мифические путешествия, посещение подземного мира, его связь с иудеями, браминами, египтянами, магами и т. п. Подобным чародеем считался Эмпедокл, учеником которого в искусстве М. был Горгий Леонтийский, а у позднейших греков — перс Осфан, учеником которого слыл Демокрит. С Орфеем и Пифагором сопоставляются Мелампод, Эпименид, Мусей, Бакид и Абарис. Из целых семейств чародеев называют Ямидов в Олимпии и Клитидов в Трое, сюда же принадлежат сивиллы. К низшему разряду чародеев принадлежат толпы орфеотелестов, агиртов, менагиртов, метрагиртов, которые были нищими и занимались колдовством; к ним же принадлежали старые колдуньи (Главкофея, мать Эсхина). Кроме того, существовало множество чародеев, которые были распространены по всей Римской империи под именем магов, вавилонян, халдеев, математиков, жрецов Исиды. Они пользовались дурной славой вследствие своей бесчестности, порочности и надувательства. Среди земель, известных как центры чародейства, главное место в мифическое время занимала Колхида, родина целой семьи чародеев, детей Ээта, далее шла Фракия, а позднее к ним присоединилась Фессалия (а именно город Гипата). У римлян считались чародеями этруски, сабиняне, марсы (Sabela carmina, Marsa naenia). Впоследствии всякое чародейство выводили от египтян, ассирийцев, вавилонян, персов, сирийцев.
  •          Отдельные проявления и средства М. О мантике См. Дивинация и Халдеи. Средствами оперативной М. были магические слова и формулы (эподы, carmina, cantamina, incantationes, preces, incantatores, arioli и т. п.). Особенно действенными считались древние варварские слова и заклинания, обозначавшие призыв богов и проклятия (dirae, deprecationes, detestationes, defixiones). Так, проклятие «defigo nomina сега» состояло в том, что булавкой прокалывалось написанное на воске имя предаваемого проклятию. Знамениты были эфесские символы и формулы, вырезанные на подножье, поясе или венце эфесской Артемиды, которыми, по преданию, воспользовался Крез, когда был осужден на сожжение на костре. Слова эти были следующие: ἄσκιον, или ἄσκι, κατάσκιον, или κατάσκι, λίξ, или αἴξ, τετράς, или τέτραξ, δαμναμενεύς, αἲσια — и значили: «тьма», «свет», «земля», «год», «солнце», «истинный глас»; их носили как амулеты. У римлян в ходу были заклинания Sabella carmina и Marsae voces.
  •          Волшебные травы (φάρμακα, veneficia). К ним принадлежали: полиум (polium) или триполиум (tripolium), моли (moly), вербена, морской лук (scilla), мальва или просвирняк (malva), асфодель (asphodelus) и др. Их сбор был сопряжен с большой опасностью.
  •          Волшебные камни, «аэролиты» или же камни, вырытые из священной земли, имели большую силу, чем травы, но вместе с тем обладали только целебным свойством. Далее сюда принадлежат талисманы и амулеты. На талисманах были написаны известные магические знаки. К ним также относились кольца (кольцо Гигеса), волшебные узлы (fila magica), пояса, венки, музыка, магические числа, части тела животных (гиен, лягушек) и человеческие кости.
  •          Считалось, что влиянию чародейства в некоторой степени подчиняется природа: оно останавливает звезды, производит затмение солнца, сводит луну с неба, раскалывает землю, задерживает течение рек, потрясает горы и леса. При помощи волшебных песен и различных церемоний наводятся и прогоняются тучи и бури, производится засуха, неплодородие, дождь, снег и ясная погода, отводится град и т. п. Можно было перевести рожь с поля соседа на свое поле посредством употребления понтийских зелий или верчения веретена, о чем упоминается уже в Законах XII таблиц (excantare, pellicere fruges). Таким же образом можно было превращать воду в вино, оживлять статуи богов и другие неодушевленные предметы (метлы, носящие воду и др.). Магическими заговорами укрощали диких зверей (Орфей, Медея); как заклинатели змей особенно известны были марсы. От укуса ядовитых пресмыкающихся исцеляли при помощи камней, амулетов, заговоров; таким же образом вылечивали домашних животных и т. п. Чародеи, особенно женщины с двойными зрачками, могли сглазить человека (fascinatio, βασκανία, ворожба) или превратить его волшебной силой в животное, навести на него болезнь, убить его (убийство Германика, описанное Тацитом). Подобным действиям противостояли опять же чародейством, которым вообще можно было способствовать благосостоянию, сообщать силу и неуязвимость, возвращать молодость. Психическими болезнями, наводимыми магией, считались сумасшествие, потеря памяти и т. п. От пожаров защищали себя формулой «Arse verse». Греческие заговоры, волшебные ветви боярышника и лавра, повешенные на воротах, считались целительными; мертвые головы и др. держали в мастерских от дурного глаза. Волшебники открывали двери, насылали и прогоняли домовых. Детей охраняли от дурного глаза амулетами. Для того чтобы заставить кого-нибудь полюбить, употребляли заговоренные любовные напитки (φίλτρα), вертели на колесе птицу вертишейку (см. Иинкс), использовали волшебные узлы и т. п. Волшебники летают по воздуху, разъезжая, подобно Абарису, на стреле или копье, полученном от Аполлона, души их оставляют тела и отправляются в путешествия; они появляются одновременно в разных местах (Пифагор, Аполлоний Тианский). Заклинаниями и жертвами целые народы удерживались в подчинении; при помощи черного астробола, благородного камня, завоевывали города и флоты. Волшебными песнями, музыкой и очищениями прекращали повальные болезни и моровые язвы; таким искусством в Спарте славился гортинец Фалет, в Афинах — Эпименид.
  •          

    Медея, омолаживающая барана. С античного изображения.

  •          Ради гадания вызывали умерших из ада. Самый древний пример такой некромантии (некия, неки о мантия, психагогия) содержится в «Одиссее» Гомера. О церемониях, осуществляемых при заклинаниях мертвых, писали Тибулл и Гораций. Этим занимались Агтпий, друг Цицерона, Ватиний, Либон Друз, Нерон и Канидия. Заклинания эти производились в определенных местах, напр. при устьях Ахеронта в Феспротии, в аркадской Фигалии, при Авернском озере в Нижней Италии. Кроме того, некроманты и медиумы (вызыватели душ) составляли свободные артели, подобно другим волшебникам. В связи с некромантией находится заклинание демонов. Если демоны получали власть над человеком, то такие бесноватые освобождались от своих мучителей при помощи эфесских формул, Соломоновых заклинаний, корней, колец, слюны, ногтей, волос и т. п. Демонов заставляли исполнять разные службы; эта служба злых демонов чаще всего называлась гоэтеей (γοητεία, колдовство), в отличие от теургии (θεουργία, призыв богов). Сюда же относится и заклинание богов, которое вначале было свойственно этрускам и римлянам. К магическим обрядам принадлежит вызов (evocatio) чужих богов, практиковавшийся римлянами, призвание Нумой Юпитера Элиция посредством колдовства. У греков это волшебное воздействие на богов является в орфических мистериях, которые были связаны с именами Орфея, Мелампода, Мусея, Эмпедокла и др. и преимущественно имели отношение к подземным богам. Заклинатели старались подчинить их своей воле при помощи жертв, молитв, формул, обрядов и угроз. При этом употребляли различные волшебные орудия, критские травы, египетских птиц, иберийские кости, лемносскую землю, коловорот на магических нитях, золотой круг с сапфиром и т. п. Цель заклинаний состояла в излечении болезней, причинении неприятелю вреда, любовном привороте и отвороте, устранении гнева волшебных божеств, искуплении собственных проступков и отпущении грехов умершим, особенно же в получении радости и блаженства после смерти. Кающиеся должны были подвергать себя купанию в море и постам. По целым дням они должны были сидеть на земле и лежать на спине. На этой основе возникла теургическая М. неоплатоников, самая высшая степень М., по учению которой душа, представляемая эманацией абсолютного, приходит в мистическое единение с богами при посредстве строгого аскетизма, всевозможных церемоний и различных волшебных орудий и подчиняет богов своей воле. Таким образом, философ сам делается богом и может производить те же действия, что и боги. Но философы никогда не считали эти свои действия волшебством.
  •          У греков волшебство само по себе не было запрещено и не преследовалось государством; напротив, государство даже пользовалось им в отдельных случаях. Так, напр., для афинян изречения Мусея и Бакида служили государственным оракулом, а Эпименид был призван для очищения и искупления города. Точно так же в Спарту были вызваны фессалийские психагоги с целью умилостивить призрак Павсания. Если в Афинах судили и приговаривали к смерти волшебников и волшебниц, напр. Феориду и Нину, то причиной тому было не чародейство само по себе, а преступное пользование им. В Риме чародейство редко позволялось открыто, но и никогда само по себе не запрещалось. На римских форумах устраивали публичные сеансы чародейства иудеи — Симон-маг, Симон-Петр и Павел, пока не перессорились между собой. Государство выступало против чародейства и иностранных гаданий только тогда, когда они угрожали опасностью государству и религии или жизни и имуществу граждан. Когда же к концу Республики большая распространенность чужеземных гаданий стала приносить ущерб национальным гаданиям авгуров и гаруспиков, то были приняты меры против чужеземных предсказателей. Август запретил астрологам заниматься своим ремеслом и сжег их книги; еще строже поступал Тиберий, прибегая к казням, ссылкам и конфискации имущества. Последующие императоры относились к халдеям и магам то благосклонно, то неприязненно. Веспасиан, Адриан и Марк Антонин сами пользовались услугами чужеземных гадателей. Траян и Диоклетиан обрушили гонения на христиан, повсеместно обвиняемых в колдовстве. Христианские императоры уже самой религией были вынуждены выступить против языческих чародейств и гаданий, смотря сквозь пальцы на колдовские обряды внутри самого христианства. Константин еще относился к ним благосклонно, но уже его преемники старались применением смертной казни положить конец этому вредному и гнусному занятию.
  •          О разных видах суеверий См. Дивинация.