Люстрации

    Люстра́ции
  •          (лат. lustratio, очищение жертвоприношением). У греков и римлян важную часть религиозного обряда составляли очищения (καθαρμοί, τελεταί, piacula, piamenta, cerimoniae, lustrationes). Эти очищения были основаны на сознании вины, внутренней нечистоты и убеждении в том, что только внутренне чистый человек может вступать в общение с богами. Внешняя чистота служит символом внутренней чистоты. Тот, кто приближался к богам, должен был прежде всего быть чистым. Поэтому умывались перед молитвой, обетом и жертвоприношением, а также при вступлении в храм. При входе в храм для этой цели стояли сосуды с кропильной водой. Для Л. использовали проточную или морскую воду, а если нельзя было достать таковой, то ее заменяли горячей водой, смешанной с солью. В качестве кропила часто употребляли ветви деревьев, особенно маслины и лавра. Кроме того, очистительную силу приписывали розмарину, можжевельнику, мирту и другим растениям. Их древесину употребляли и для окуривания, так как, помимо воды, главным очистительным средством считался огонь, причем важную роль играла сера. Вышеупомянутые очищения основывались на представлении о заведомой нечистоте человека по отношению к божеству и его обыденной жизни по отношению к святой. Кроме того, были случаи, которые, как считалось, особенно оскверняли человека и служили препятствием к его общению с богами, а потому требовали особого очищения. Таковыми считались: пролитие крови или убийство, месячные женщин, прикосновение к покойникам, похороны и т. п. У дверей дома, где находился покойник, ставился сосуд с водой, которой должен был очистить себя всякий выходящий из дома. После похорон все домочадцы дополнительно подвергались особому очищению. Часто очищение совершалось над целыми городами, народами и войсками, когда за преступление всех или отдельных лиц боги насылали на них мор или другие бедствия. Так, напр., после Килоновой смуты Эпименид совершил обряд очищения над Афинами; точно так же греческое войско под Троей очищает себя во время моровой язвы, посланной Аполлоном в наказание за оскорбление Агамемноном его жреца Хриса. В Афинах перед каждым заседанием народного собрания совершалась Л. посредством окуривания и окропления места заседания кровью жертв, обычно поросят. У греков следует отличать очищения двоякого рода: служившие для умилостивления богов (иластика) и для простого очищения (катартика). Первого рода обряды совершались для умилостивления души убитого и вместе с тем для примирения с подземными богами, главным среди которых был подземный Зевс. Убийца, собственно, должен был своей кровью смыть свою вину и примирить с собой убитого и подземных богов. Взамен этого обычаем были установлены примирительные жертвоприношения, состоявшие в том, что убийца, как бы вместо себя, приносил в жертву животное, чаще всего барана. Другой издавна существовавший способ примирения заключался в том, что убийца платил пеню или денежный штраф; о примирительных или очистительных жертвах в этом случае у Гомера не упоминается.
  •          Очистительный обряд над убийцей, посредством которого он получал право вступать в обычные отношения с богами и людьми, состоял в том, что закалывали молодую свинью и кровью, вытекающей из ее раны, окропляли руки убийцы.
  •          Особую роль играли очищения в мистериях. Начало этих мистических очищений особо относили к Орфею, поскольку т. н. секта орфиков, имевшая большое влияние на развитие мистерий, ввела много подобных обрядов, заимствовав их из чужеземных культов. Мистики употребляли свои очистительные обряды как средство для лечения, предсказания и колдовства.
  •          У римлян во многих праздниках (Луперкалиях, Амбарвалиях, Цереалиях) очищения или Л. составляли главную часть празднества. Очищение новорожденных (lustratio liberorum) — девочек на восьмой, мальчиков на девятый день проводилось для того, чтобы предохранить их от колдовства. Оно заключалось в том, что детей через дом (а иногда даже через храм) несли к домашнему алтарю. Такие дни назывались очистительными (lustrici dies).
  •          К общественным очищениям или Л. относилось очищение или Л. флота (lustratio classium). Перед отплытием флота у берега в воде сооружали алтарь и закалывали на нем жертвенных животных. Затем с жертвами трижды объезжали флот, после чего одну половину жертв с молитвами бросали в море, а вторую — сжигали. Подобные обряды совершались и при очищении сухопутного войска (lustratio exercitus или sacrificium lustrale), когда войско отправлялось в поход или на битву, а иногда и после битвы. Учрежденное Сервием Туллием очищение всего римского народа совершалось всякий раз после окончания ценза или переписи (condere lustrum) на Марсовом поле и состояло в принесении в жертву свиньи, барана и быка (suovetaurilia). В прежние времена этот торжественный обряд совершал царь и консулы, впоследствии — один из цензоров, либо выбранный первым, либо назначенный по жребию. При этом он произносил молитву: «Ut dii irnmortales populi Romani res meliores amplioresque facerent». Впоследствии эта формула была заменена другой: «Ut res Romanas perpetuo incolumes servarent». Так как ценз производился каждые пять лет, то искупительное жертвоприношение (lustrum) получило значение пятилетия (tempus quinquennaie).