Лошадь

    Ло́шадь
  •          (греч. ἵππος, лат. equus).
  •        1. Л. была одомашнена еще до III тыс. до н. э. Животное это ценилось у древних не только за его полезность, но и за особенное благородство и резвость. За быстроту поэты производили Л. от ветров, за все ее превосходные качества — от божественных коней или считали ее вскормленной богами. Л. находились под покровительством особых божеств, напр. римской богини Эпоны (покровительницы Л., изображения или статуи которой ставились в конюшнях) или особых ипостасей греческих Деметры и Посейдона. С Л. тесно связан образ Реи. подменившей новорожденного Посейдона жеребенком и спрятавшей его в табуне на острове Тельхиния, образы Крона и его возлюбленной Филиры, от брака которых родился кентавр Хирон. По той существенной роли, которую Л. играла в облегчении сношений и передачи сообщений, ее сравнивали с кораблем, а корабль называли морским конем. Отсюда, возможно, и появилось сказание о том, что творцом коня был Посейдон (Ἵππιος, Equester). Поэты и художники часто прославляли в своих произведениях отдельных Л.: Гомер воспел коней Ахилла (Ксант и Балий), Агамемнона (Эг), Менелая (Подарг), Пиндар — победоносного коня Гиерона, Ференика. В историю вошли Буцефал Александра Великого и Борисфен Адриана, причем последний воздвиг своему коню особый надгробный памятник. Подобные почести греки оказывали коням, одержавшим троекратную победу на Олимпийских играх. Коневодством славились Аргос и Фессалия, Кирена в Африке и Сицилия. Римляне во времена Германика брали себе боевых коней из Галлии. По цвету более всего ценились белые; коней белой масти римляне использовали и для триумфальных процессий, а германцы при религиозных обрядах. В качестве спутников человека в сражении кони требовали особого воспитания и обучения. Искусство верховой езды с древнейших времен было предметом особенных забот и корнями уходит в мифические времена; ему посвящен литературный труд Ксенофонта «О лошадях». На особенно резвых и своенравных Л. надевали удила с железными жалами или зубцами (frena lupata). Седла (clitellae), стремена (stapiae) и подковы в ранней древности не были известны. У римлян в позднейшие времена лошадиные подковы прикреплялись без помощи гвоздей. Попоны для Л. существовали (equi constrati), хотя не всегда использовались. Германцы, напр., пренебрегали ими. Молодежь упражнялась в вольтижировке на деревянных лошадях на Марсовом поле.
  •        2. См. Созвездия.