Лин

    Лин
  •          (греч. Λίνος).
  •        1. В греч. мифологии прекрасный рано погибший юноша, который, подобно беотийскому Нарциссу, лакедемонскому Гиацинту и вифинскому Гиласу, являлся олицетворением природы, погибающей в цветущую пору. Вероятно, Л., как Гиацинт и Нарцисс, был названием некоего цветка (может быть, льна или одного из видов нарцисса). Некоторые исследователи полагают, что миф о Л. получил начало на Востоке. Раннюю смерть этого красивого и молодого пастуха оплакивали в жалобных песнях. Гомер упоминает о песне Л., а у трагиков часто встречается жалобное восклицание «Айлинон!» В Аргосе долгое время сохранялся древний культ Л. Здесь он считался сыном Аполлона и царевны Псамафы, который был брошен своею матерью, воспитан пастухами и затем растерзан собаками. Псамафа была приговорена к смерти своим отцом, после того как она поведала ему о своем преступлении. Разгневанный этим Аполлон наслал на Аргос страшную Пэну (Месть), которая похищала у матерей их детей. Чтобы избавиться от бедствия, аргивяне обратились к оракулу, который посоветовал им умилостивить Псамафу и Л. Поэтому они учредили ежегодный праздник в честь Л., который отмечали в летнее время, в т. н. «бараньем месяце» (μήν ἄρνειος). Он назывался Арней (бараний или ягнячий праздник» или Кинофонт (κυνοφόντις, праздник избиения собак), так как в этот праздник приносили ε жертву ягнят и убивали собак. В этот же праздник женщины и девушки устраивали процессию и оплакивали смерть Л. В основании всего этого празднества лежало представление о страданиях и гибели растительного царства из-за палящей жары летних дней, наступающей с выходом звезды Пса или Сириуса.
  •          В Фивах и в Беотии Л. появляется в другом, более совершенном образе. Здесь он из юноши, оплакиваемого в песнях, преобразился в певца, который считался сыном Амфимара (или Аполлона) и музы Урании и жил в гроте на горе муз Геликон. В этом фоте стояло его изображение, и здесь ежегодно ему приносили заупокойные жертвы, предшествовавшие жертвоприношению в честь муз. По сказанию, Л. вступил в состязание с Аполлоном и был за это им убит. В последующие времена Л.-певец превратился в мудреца и ученого. Предание гласило, что он обучал Геракла игре на кифаре и что Геракл убил своего учителя кифарой, когда тот наказал своего непонятливого ученика. В александрийские времена из него даже сделали сочинителя апокрифических книг, подобно Орфею, Мусею и другим легендарным певцам, с которыми он был поставлен в близкие отношения. Могилу Л. показывали в Фивах, Аргосе и в Халкиде на острове Эвбея.
  •        2. Скорбная песнь о безвременной смерти Л.