II

1. Сирия граничит на севере с Киликией и горой Аманом. Расстояние от моря до моста на Евфрате (от Исского залива до моста в Коммагене), который составляет границу упомянутой стороны, не меньше 1400 стадий. На востоке границу ее образуют Евфрат и область арабов-скенитов на этой стороне Евфрата; на юге - Счастливая Аравия и Египет; на западе - Египетское и Сирийское моря до Исса.
2. Части Сирии я беру начиная от Киликии и горы Амана: это Коммагена и так называемая "Селевкида Сирийская", Келесирия и, наконец, на побережье Финикия, а внутри страны - Иудея. Некоторые делят всю Сирию на страну келесирийцев, сирийцев и финикиян и утверждают, что с этими племенами смешаны еще 4 - иудеи, идумеи, газеи и азотии; они частью земледельцы, как сирийцы и келесирийцы, а частью занимаются торговлей, как финикияне.
3. Таковы наши сведения о Сирии в целом. Что же касается ее частей в отдельности, то Коммагена не особенно большая область; в ней есть укрепленный естественными условиями город Самосаты, где была царская столица. Теперь Коммагена стала римской провинцией. Земля вокруг города весьма плодородна, но ее недостаточно. Теперь здесь находится мост через Евфрат; вблизи моста расположена Селевкия - крепость Месопотамии, которую Помпеи включил в пределы Коммагены. Здесь Тигран казнил Селену, прозванную Клеопатрой, заключив ее на некоторое время в темницу после изгнания из Сирии.
4. Селевкида - не только лучшая из упомянутых частей Сирии, но она называется (и есть) Тетраполис [1] по количеству находящихся в ней городов. Правда, этих городов несколько, но самых крупных 4: Антиохия близ Дафны, Селевкия в Пиерии, Апамея и Лаодикея. Эти города назывались сестрами из-за их согласия друг с другом; все они были основаны Селевком Никатором. Самый большой город [2] он назвал именем своего отца, наиболее укрепленный - своим именем; из остальных Апамею - по имени супруги, Апамы, Лаодикею - по имени матери. Соответственно четырем городам Селевкида была, по словам Посидония, разделена на 4 сатрапии, на столько же была разделена и Келесирия, хотя Месопотамия имела всего одну сатрапию. [3] Антиохия - тоже Тетраполис, так как состоит из четырех частей: она обведена общей стеной, как и каждое из четырех поселений укреплено особой стеной. Первое поселение основал Никатор, переведя сюда поселенцев из Антигонии, которую построил поблизости незадолго перед этим Антигон, сын Филиппа; второе поселение основал коллектив поселенцев, третье - Селевк Каллиник, четвертое - Антиох Эпифан.
5. Кроме того, Антиохия - столица Сирии, и здесь была устроена царская столица правителей страны. По могуществу или размерам Антиохия немногим уступает Селевкии на Тигре или Александрии египетской. Никатор поселил здесь потомков Триптолема, о котором я уже упомянул немного выше. [4] Поэтому-то антиохийцы почитают Триптолема как героя и справляют праздник в его честь на горе Касии близ Селевкии. Как говорят, аргивяне послали его на розыски Ио, которая сначала исчезла в Тире, и он блуждал по Киликии. Здесь несколько спутников Триптолема, покинувших его, основали Таре. Остальные последовали за ним до ближайшего побережья и, потеряв надежду разыскать Ио, остались вместе с ним в области, лежащей у реки Оронта. Сын Триптолема Гордий вместе с некоторыми людьми своего отца переселился в Гордиею, а потомки остальных стали сожителями антиохийцев.
6. В 40 стадиях над Антиохией лежит Дафна - средней величины поселение с большой тенистой рощей, через которую протекают источники; в середине рощи находится священный участок с убежищем и святилище Аполлона и Артемиды. Здесь по обычаю антиохийцы вместе с соседями справляют всенародный праздник. Окружность рощи 80 стадий.
7. Вблизи города протекает река Оронт. Эта река берет начало из Келесирии, затем уходит под землю и снова появляется на поверхности, потом, пройдя через земли апамеев в Антиохийскую область, река близко подходит к Антиохии и впадает в море поблизости от Селевкии. Прежде река называлась Тифоном, но впоследствии ей было дано имя строителя моста через нее - Оронта. Где-то здесь было место действия мифических историй, связанных с поражением Тифона молнией и с аримами, о которых я уже упоминал. [5] Тифон, как передают (а он был дракон), пораженный молнией, искал убежища под землей; он не только при этом избороздил землю и образовал русло реки, но, проникнув под землю, заставил источники прорваться на поверхность, отчего и река получила свое имя. На западе ниже Антиохии, против Селевкии, лежит море; поблизости от Селевкии Оронт образует устья. Селевкия находится в 40 стадиях от устьев реки и в 120 стадиях от Антиохии. Путешествие от моря вверх по реке до Антиохии занимает один день. К востоку от Антиохии протекает Евфрат а также находятся Бамбика, Берея и Гераклея - маленькие городки, которыми правил некогда тиран Дионисий, сын Гераклеона. Гераклея лежит в 20 стадиях от святилища Афины Киррестиды.
8. Затем вплоть до Антиохийской области идет Киррестика. На севере поблизости от нее возвышается гора Аман и лежит Коммагена. Киррестика примыкает к этим областям, простираясь до них. Здесь находятся город Гиндар - акрополь Киррестики и укрепленное природой разбойничье гнездо; недалеко лежит какое-то место под названием Гераклей. У этих мест Вентидием был убит старший сын парфянского царя Пакор, когда он пошел походом на Сирию. [6] С Гиндаром граничат Пагры, принадлежащие к Антиохийской области; это - укрепленное природой место у перевала через Аман, ведущего из Аманских Ворот в Сирию. Ниже Пагр простирается равнина антиохийцев, по которой протекают реки Аркевф, Оронт и Лабота. На этой равнине находится также обнесенное частоколом укрепление Мелеагра и течет река Энопара, где Птолемей Филометор одержал победу в сражении с Александром Балой, но сам скончался от раны. [7] Над этими местами возвышается холм Трапезонт (названный так от сходства по форме со столом), где Вентидий сражался с парфянским полководцем Франикатом. [8] Здесь недалеко от моря лежит Селевкия и возвышаются Пиерия - гора, примыкающая к Аману, и Рос - между Иссом и Селевкией. В прежнее время Селевкия называлась Гидатос-Потамой. [9] Город является значительной крепостью, настолько мощной, что неодолим никакой силой; поэтому Помпеи, отрезав от него Тиграна, провозгласил город свободным. К югу от области антиохийцев лежит Апамея, находящаяся внутри страны, а на юг от Селевкийской области возвышаются горы Касий и Антикасий. Еще дальше за Селевкией находятся устья Оронта; затем следуют Нимфей - что-то вроде священной пещеры, потом Касий и непосредственно за ним - городок Посидий и Гераклея.
9. Дальше следует Лаодикея - приморский город, весьма живописно построенный, с прекрасной гаванью; область города, кроме изобилия прочих плодов, еще очень богата вином. Этот город доставляет александрийцам большую часть вина, так как жители засадили виноградниками всю гору, возвышающуюся над городом, почти что до вершин. Эти вершины удалены от Лаодикеи на довольно значительное расстояние и медленно и постепенно поднимаются вверх, тогда как над Апамеей они возвышаются отвесно. Немало вреда причинил Лаодикее Долабелла, который бежал в этот город в поисках убежища. Кассий осаждал Долабеллу здесь до самой смерти последнего, причем во время осады были уничтожены вместе с ним многие части города.[10]
10. В Апамее также есть акрополь, [11] в общем хорошо огражденный. Это - прекрасно укрепленный холм, возвышающийся на углубленной равнине. Река Оронт и лежащее вокруг большое озеро обращают этот холм в полуостров; озеро, разливаясь, переходит в широкие болота и огромной величины луга, служащие пастбищами для рогатого скота и лошадей. Город, таким образом, не только безопасно расположен (его называли Херсонесом [12] по характеру местности), но и обладает весьма обширной и плодородной территорией, через которую протекает Оронт и где находятся многочисленные зависимые городки. Здесь Селевк Никатор содержал 500 слонов и большую часть своего войска, так же как и позднейшие цари. Некогда первые поселенцы - македоняне - называли эту область Пеллой, потому что большинство македонян, участвовавших в походе, поселилось здесь и потому что Пелла - родина Филиппа и Александра - стала как бы метрополией македонян. Здесь помещались также военное управление и конский завод, где было более 30000 царских кобылиц и 300 жеребцов. Здесь жили и объездчики лошадей, люди, обучавшие обращению с тяжелым оружием, и все оплачиваемые учителя военного дела. Могущество Апамеи ясно показывают возвышение Трифона, прозванного Диодотом, и его попытка захвата Сирийского царства; он превратил этот город в опорный пункт. Действительно, Трифон родился в Касианах, в одном из укреплений Апамейской области, воспитан в Апамее и представлен царю и царедворцам. Задумав поднять восстание, Трифон получил средства от этого города, а также от зависимых от последнего городков - от Ларисы, Касиан, Мегар, Аполлонии и других местечек; все они платили дань Апамее. Таким образом, Трифон был провозглашен царем этой страны и долго удерживал свою власть. Цецилий Басс во главе двух когорт поднял восстание в Апамее; осажденный затем в городе двумя большими отрядами римского войска, он столь упорно и долго оказывал сопротивление, что перешел под власть римлян, сдавшись добровольно и только на выставленных им самим условиях. Дело в том, что эта страна снабжала войско Басса продовольствием и у него было много союзников именно среди вождей соседних племен, владевших хорошо укрепленными местечками. Среди этих последних были Лисиада, расположенная над озером вблизи Апамеи, а также Арефуса, которой владели Сампсикерам и его сын Ямблих, вожди племени эмисенов; недалеко находились также Гелиуполь и Халкида, подвластная Птолемею, сыну Меннея, который владел Массием и горной областью итуреев. В числе союзников Басса был и Алхедамн, царь рамбеев, кочевников на этой стороне Евфрата. Он был раньше "другом" [13] римлян, но, считая, что римские правители поступают с ним несправедливо, Удалился в Месопотамию и затем поступил наемником на службу к Бассу. Из Апамеи родом Посидоний Стоик - самый ученый философ нашего времени.
11. Пограничная с Апамеей страна на востоке - это так называемая Парапотамия, область арабских племенных вождей, а также местность Халкидика, простирающаяся от Массия, и вся страна к югу от апамейцев, принадлежащая большей частью скенитам. Последние схожи с кочевниками в Месопотамии. Народности, живущие ближе к сирийцам, всегда более культурны, менее цивилизованы арабы и скениты. У первых государственное устройство лучше, чем например в Арефусе под властью Сампсикерама, во владениях Гамбара и Фемеллы и других подобных племенных вождей.
12. Такова внутренняя часть Селевкиды. Остальное побережье от Лаодикеи следующее: недалеко от Лаодикеи находятся городки Посидий, Гераклей и Габалы; далее уже идет побережье арадиев, где расположены Пальт, Баланея и Карн; последний - якорная стоянка Арада с гаванью. Затем следуют Энидра и Мараф - древний финикийский город, теперь разрушенный. Его область разделили между собой арадии, равно как и Симиры, местность, лежащую рядом. К этим местностям примыкает область Орфосия, так же как и Элевфер, река, текущая поблизости, которую некоторые считают границей Селевкиды со стороны Финикии и Келесирии.
13. Арад лежит перед скалистым побережьем, лишенным гаваней, как раз в середине между своей якорной стоянкой и Марафом, в 20 стадиях от материка. Это - скала, омываемая морем, около 7 стадий в окружности; на ней много жилищ. Население Арада до нашего времени столь велико, что люди живут в многоэтажных домах. Город основали, как говорят, сидонские изгнанники. Воду жители города получают частью дождевую и из водохранилищ, частью же с противоположного берега. В военное время они достают воду из пролива, неподалеку перед городом; в проливе есть обильный источник питьевой воды. В этот источник с лодки, в которой ездят за водой, опрокидывают свинцовую с широким раструбом воронку; последняя в своей верхней части суживается до основания со средней величины отверстием в нем. К основанию прикреплена кожаная трубка (или, так сказать, раздувальные мехи), которая принимает нагнетаемую вверх через воронку воду источника. Сначала нагнетается морская вода; дождавшись поступления чистой и питьевой воды, добывающие воду наливают ее сколько нужно в приготовленные сосуды и везут в город.
14. В древности арадиями управляли независимые цари, как это было и в прочих финикийских городах. Впоследствии персы, затем македоняне и в настоящее время римляне привели их к современному государственному устройству. Как бы то ни было, арадии вместе с остальными финикийцами подчинились сирийским царям, вступив с ними в дружбу. Потом, во время раздоров между двумя братьями - Каллиником Селевком и так называемым Антиохом Гиераксом, арадии присоединились к Каллинику и заключили с ним договор; по этому договору они получили дозволение принимать у себя изгнанников из его царства и не выдавать их против воли. Однако изгнанникам не разрешалось отплывать с острова без позволения царя. Этот договор с царем принес им большие выгоды. Действительно, изгнанники, искавшие у них убежища, не были рядовыми людьми; прежде они были облечены высшей властью и поэтому боялись страшных последствии. Встретив у арадиев радушный прием, изгнанники почитали их своими благодетелями и спасителями, помня об оказанном благодеянии, в особенности по возвращении на родину. Таким способом арадии приобрели много земли на материке, даже теперь продолжают владеть большей ее частью и вообще достигли благосостояния. С такими счастливыми обстоятельствами они сочетали благоразумную предусмотрительность и предприимчивость в морском деле. Так, например, видя, что их соседи киликийцы стали собирать пиратские шайки, они ни разу не принимали участия в подобных предприятиях.
15. После Орфосии и реки Элевфера идет Триполис, [14] который получил свое имя от фактического положения, именно потому, что основан тремя городами: Тиром, Сидоном и Арадом. К Триполису примыкает Феупросопон, [15] где оканчивается гора Ливан. Между ними лежит укрепленное место Триерес.
16. Две почти что параллельно возвышающиеся горы - Ливан и Антиливан - образуют так называемую Келесирию. Обе они начинаются немного выше моря: Ливан - поблизости от Триполиса, как раз недалеко от Феупросопона, а Антиливан - близ Сидона. Оканчиваются эти горы где-то неподалеку от Аравийских гор, что возвышаются над Дамаскеной и так называемыми там Трахонами, [16] переходя в другие горы - песчаные и плодородные холмы. Между ними остается глубокая равнина шириной в 200 стадий вблизи моря, а длиной от моря до внутренней части страны приблизительно вдвое больше. Равнину пересекают реки, орошающие благодатную Область, дающую всевозможные плоды; самая большая река среди них - Иордан. На этой равнине есть озеро, где, так же как и на болотах, произрастают пахучий тростник и камыш. Называется озеро Геннисаритида. Равнина производит также бальзам. Одна из рек - Хрисорроас, которая начинается от города и области дамаскенов, почти что целиком отдает свои воды каналам, потому что она орошает обширную страну, покрытую весьма толстым слоем почвы. Напротив, Лик и Иордан судоходны вверх по течению для грузовых судов, главным образом принадлежащих арадиям.
17. Что касается равнин, то первая из них, что идет от моря, называется Макрас, или равнина Макра. Здесь, по сообщению Посидония, видели мертвого дракона длиной в плефр и такой ширины, что 2 всадника стоя по обеим сторонам его, не видели друг друга; зев его был так велик, что вмещал всадника вместе с конем, а каждая пластина чешуи превышала длину щита.
18. После Макры идет равнина Массий, где есть несколько горных частей и среди них Халкида, являющаяся как бы акрополем Массия. Начинается эта равнина в Лаодикее на Ливане. Все горные части занимают итуреи и арабы - все разбойники; напротив, жители равнин - земледельцы. Разбойники притесняют земледельцев, и последние вынуждены обращаться за помощью в разные стороны. Опорными пунктами разбойникам служат укрепления. Так, например, обитатели Ливана занимают на вершине горы Синну и Боррамы и другие подобные укрепления, низу же у них Ботрис и Гигарт, приморские пещеры и укрепление, воздвигнутое на Феупросопоне. Помпеи разрушил все эти укрепления. Отсюда разбойники совершали набеги на Библ и на следующий за ним город Берит. Эти города расположены между Сидоном и Феупросопоном. Библ - царская столица Кинира, посвящен Адонису. Помпей освободил город от тирании, обезглавив тирана. Город расположен на возвышенности, недалеко от моря.
19. После Библа следуют река Адонис, гора Климакс и Палебибл. Затем идут река Лик и город Берит. Последний был разрушен Трифоном, но теперь восстановлен римлянами. Городу пришлось принять 2 легиона, помещенные здесь Агриппой, который присоединил к нему значительную часть области Массия до истоков Оронта. Эти истоки находятся близ Ливана, Парадиса и египетского укрепления, что около Апамейской области. Таковые мои сведения о приморских областях.
20. Над Массием простираются так называемая Царская Долина и весьма прославляемая Дамасская область. Дамаск - значительный город, был, можно сказать, даже самым славным городом в этой части света во время персидского владычества. Над ним расположены 2 так называемых Трахона. [17] В сторону области, населенной арабами вперемежку с итуреями, возвышаются труднопроходимые горы с пещерами, имеющими глубокие входы; одна из этих пещер может вместить 4000 человек во время нападений, которым дамаскены подвергаются с разных сторон. Действительно, варвары обычно грабят купцов из Счастливой Аравии, что, впрочем, теперь случается реже, после того как были уничтожены разбойничьи шайки под предводительством Зенодора благодаря введенному римлянами законному порядку и безопасности, восстановленной римскими воинами, расквартированными в Сирии.
21. Вся страна, лежащая над Селевкидой и простирающаяся приблизительно в сторону Египта и Аравии, называется Келесирией. Однако в собственном смысле это имя носит только часть ее, ограниченная Ливаном и Антиливаном. Из остальной части [18] узкая приморская полоса побережья от Орфосии до Пелусия называется Финикией; внутренняя же область над Финикией до области арабов, между Газой и Антиливаном, носит название Иудеи.
22. Так как я уже описал так называемую собственно Келесирию, то теперь перейду к Финикии, хотя и ее часть от Орфосии до Берита я описал выше. После Берита, приблизительно в 400 стадиях, идет Сидон. Между этими двумя городами течет река Тамира и находятся рощи Асклепия и Леонтополь. После Сидона следует Тир, самый большой и древний город финикиян, соперничающий с ним величиной, славой и древностью, о которой говорит нам множество мифов. Хотя поэты больше трубят о Сидоне (а Гомер даже вовсе не упоминает Тира), но колонии, высланные в Ливию и Иберию и даже по ту сторону Столпов, воспевают больше Тир. Оба города были знамениты и славны как в древности, так еще и в наше время. Который из этих двух городов следует считать метрополией финикиян, об этом у них идет спор. Сидон находится близ удобной по своему естественному положению гавани.
23. Тир весь - остров; он построен почти одинаково с Арадом; с материком город соединен земляной насыпью, которую возвел Александр во время осады. В городе 2 гавани: одна - закрытая, а другая, так называемая "египетская" - открытая. Как говорят, дома здесь многоэтажные, даже выше домов в Риме. Поэтому в результате землетрясений город едва не был целиком уничтожен. На свою беду Тир был взят Александром после осады. Тем не менее городу удалось преодолеть такие несчастья и восстановить свое значение отчасти благодаря искусству мореплавания (в нем финикияне всегда превосходили все другие народы), отчасти же благодаря своим красильным заведениям, изготовлявшим пурпурную краску. Действительно, тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех. Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно. Правда, многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем, но такое высокое мастерство жителей обогащает его. Независимость Тира признавали не только цари, но и римляне подтвердили царские постановления об этом, причем городу пришлось понести лишь незначительные издержки. Почитание Геракла [19] у них чрезвычайно распространено. Доказательством значения их морских походов служат большое число и величина их городов-колоний. Таковы тирийцы.
24. Предание изображает сидонян мастерами во многих изящных искусствах, как об этом ясно говорит и Гомер. [20] Кроме этого, они занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, качав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу. Так, например, говорят, что геометрия изобретена египтянами и возникла от измерения земельных участков, необходимость которого вызывалась смешением границ во время разливов Нила. Эта наука, таким образом, как думают, перешла от египтян к грекам, а астрономия и арифметика - от финикиян. В настоящее время, однако, можно почерпнуть от этих городов гораздо более обширный запас знаний в каждой научной области. Если верить Посидонию, то и древнее учение об атомах происходит от сидонянина Моха, жившего еще до Троянской войны. Однако оставим древность. В наше время родом из Сидона были следующие знаменитые философы: Боеф, вместе с которым мне пришлось заниматься философией Аристотеля, и Диодот, его брат. Из Тира - Антипатр, а незадолго до моего времени - Аполлонии, который издал перечень философов Зеноновой школы со списком их книг. - Тир находится от Сидона на расстоянии не больше 200 стадий; между ними расположен городок под названием Орнифополь. [21] Дальше идет река, впадающая в море недалеко от Тира, а после Тира - Палетир, [22] в 30 стадиях от него.
25. Затем следует Птолемаида - большой город, прежде носивший название Ака. Город этот служил персам опорным пунктом для военных действий против Египта. Между Акой и Тиром тянется песчаный берег, дающий песок для изготовления стекла. Песок, как говорят, здесь не плавят, но доставляют для плавки в Сидон. Некоторые утверждают, что у сидонян есть годный для плавки стекла кремнистый песок, хотя, согласно другим, всюду можно плавить всякий песок. В Александрии мне пришлось слышать от стеклодувов, что и в Египте встречается кремнистая земля, без которой нельзя изготовлять многоцветные драгоценные сосуды, подобно тому как в разных странах нужны для этого различные примеси. И в Риме, как передают, также изобретено много подобных примесей как для окраски, так и для облегчения работы, как например при изготовлении прозрачного, как хрусталь, стекла так что там можно купить стеклянную чашу и кубок для питья за 1 халк.
26. Странное и весьма редкое явление произошло, по рассказам, на этом побережье между Тиром и Птолемаидой. Птолемей, вступив в сражение с полководцем Сарпедоном, были разбиты в этой местности и обращены в бегство. [23] В этот момент морская волна, подобная приливу, обрушилась на беглецов; одни из них были унесены ею в море, а трупы других лежали в глубоких местах. Наступивший затем отлив снова обнажил берег, открыв трупы погибших, лежащие вперемежку среди мертвой рыбы. Подобные явления происходят и около горы Касия в Египте. Земля там при внезапном и резком колебании разом изменяет свое положение в обоих направлениях (до высшего или низшего уровня). Поэтому поднявшаяся часть ее оттесняет море; напротив, опустившаяся часть принимает море. Обратный толчок восстанавливает прежнее положение местности, причем иногда происходит полное смещение уровней, а иногда нет. [24] Быть может, подобные явления связаны с некоторыми, нам неизвестными периодическими закономерностями, подобно тому как это утверждают относительно разливов Нила: ведь последние, хотя и разнообразны, но подчинены какому-то неясному нам закономерному порядку.
27. После Аки идет Башня Стратона [25] с причалом для судов. Между этими местами находятся гора Кармел и городки, о которых ничего, кроме имен, неизвестно: Сикаминополь, Буколополь, Крокодилополь и другие. Затем идет большой лес.
28. Далее следует Иопа, где береговая линия, вытянутая перед тем от Египта на восток, заметно поворачивает на север. Здесь, по рассказам некоторых сочинителей мифов, Андромеда была брошена на съедение морскому чудовищу. Местность эта расположена на значительной высоте, так что, говорят, отсюда виден Иерусалим - столица иудеев. Действительно, это место служит иудеям гаванью, когда они спускаются к морю; однако разбойничьи гавани являются вместе с тем и разбойничьими притонами. [26] Иудеи владели прежде не только Кармелом, но и лесом; эта местность была так густо населена, что из соседнего селения Иамнии и окрестных местечек она могла выставить 40000 воинов. Отсюда до горы Касия, что около Пелусия, немногим больше 1000 стадий, а еще 300 стадий до самого Пелусия.
29. В промежутке находится область Гадарида, которой также завладели иудеи. Затем идут Азот и Аскалон. От Иамнии до Азота и Аскалона около 200 стадий. Область аскалонитов весьма пригодна для выращивания лука, а сам город незначителен. Родом отсюда философ Антиох, Живший незадолго до нашего времени. Из Гадариды происходили Филодем Эпикуреец, Мелеагр, Менипп сатирик и мой современник ритор феодор.
30. Близ Аскалона идут гавань жителей Газы и город Газа, лежащий в 7 стадиях от нее внутри страны. Некогда город был знаменит, но после разрушения Александром заброшен. Отсюда, как говорят, переход сухим путем до Элы составляет 1260 стадий. Эла - это город, расположенный в углублении Аравийского залива. Углубление состоит из двух частей. Одна из них простирается к области у Аравии и Газы (ее называют Эланитой по имени города, расположенного в ней); другая тянется до области близ Египта у Героонполя; переезд до нее сухим путем из Пелусия короче. Переезды эти совершают на верблюдах через пустыню и пески; в пути попадается также много пресмыкающихся.
31. После Газы следует Рафия, где произошла битва между Птолемеем IV и Антиохом Великим. Затем идет Риноколура, [27] названная так от населявших ее в древности людей с отрезанными носами. Действительно, какой-то эфиопский царь совершил нападение на Египет и, вместо того чтобы убить преступников, отрезал им носы и поселил здесь; он полагал, что они из стыда за свое безобразие больше не осмелятся совершать злодеяния.
32. Вся область, начиная от Газы, скудная и песчаная; но еще больше такими же свойствами отличается страна, непосредственно лежащая над с ней. В этой стране находится озеро Сирбонида, лежащее почти параллельно морю, в промежутке оно оставляет небольшой проход вплоть до так называемой Экрегмы. [28] Длина Сирбониды около 100 стадий, а наибольшая ширина - 50. Теперь Экрегма засыпана землей. Далее идет другая, подобного рода местность вплоть до Касия, а оттуда до Пелусия.
33. Касий - это песчаный безводный холм, образующий мыс. Здесь погребено тело Помпея Великого и стоит святилище Зевса Касия. Недалеко от этого места был убит Помпеи Великий, изменнически умерщвленный египтянами. Затем следует дорога на Пелусий; на ней лежат Герры, так называемое Укрепление Хабрия и глубокие ямы подле Пелусия, образованные разливами Нила, так как эта область по природе углубленная и болотистая. Такова Финикия. Согласно Артемидору, от Орфосии До Пелусия 3650 стадий, включая изгибы заливов; от Мелен же, или Меланий, что в Киликии близ Келендериды, до границ Киликии и Сирии - 1900 стадий; отсюда до реки Оронта - 520, до Орфосии-1130 стадий.
34. Что касается Иудеи, то у ее западных границ в сторону Касия находятся область идумеев и озеро. Идумеи - это набатеи, изгнанные оттуда [29] вследствие восстания; они присоединились к иудеям и переняли их обычаи. Большую часть приморской области занимают озеро Сирбонида и примыкающая к нему страна до Иерусалима, так как город находится недалеко от моря. Действительно, как я уже сказал, [30] город виден из гавани Иопы. Эта область лежит к северу. Как вообще в этой стране, так и в каждой отдельной местности население смешанное из египетских арабских и финикийских племен. Таковы обитатели Галилеи, Гиерикунта Филадельфии и Самарии (которую, Ирод [Великий] назвал Себастой). Хотя население здесь, таким образом, разношерстное, но преобладающее [из заслуживающих доверия] сказаний о иерусалимском храме изображает предков так называемых теперь иудеев египтянами.
35. Моисей, [31] один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Недовольный существовавшим там положением дел, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества. Действительно, Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота; [32] ошибаются и греки, представляющие богов в человеческом образе. Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море - то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего. Кто, будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изображения. И те, кто имеет вещие сны, должны спать в святилище, не только они сами ради своей пользы, но и другие ради [пользы] остальных. Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего.
36. Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разумных людей и увел их вместе с собой в то место, где теперь находится поселение Иерусалима. Землей этой ему удалось легко завладеть, так как она была незавидного качества и за нее никто не стал бы серьезно бороться. В самом деле, это скалистая страна, правда обильная водой, но окрестные области бедны и безводны, а внутренняя часть страны на 60 стадий имеет также каменистый слой под поверхностью почвы. В то же время Моисей вместо оружия выставлял вперед святыню и божество, которому он желал найти место для почитания; [33] народу он обещал установить культ и священные обряды такого рода, чтобы те, кто принял его, не тяготились расходами, одержимостью божеством или другими нелепыми действиями. Подобными средствами Моисей снискал себе уважение и установил необычного рода власть, так как все окрестные народности охотно присоединялись к нему ради таких поучений и обещаний.
37. Преемники Моисея некоторое время оставались верны его учению, ведя праведную и истинно благочестивую жизнь. Впоследствии жреческая должность оказалась сначала в руках людей суеверных, а затем самовластных. От суеверия пошло воздержание от некоторых родов пищи, от которых даже и теперь у них существует обычай воздерживаться; обрезание мальчиков и вырезание у девочек и некоторые другие обряды такого рода, установленные законом. Из тираний возникли разбойничьи шайки. [34] Мятежники разоряли страны, как свою, так и соседнюю; другие же, действуя заодно с правителями, грабили чужое добро и подчинили себе значительную часть Сирии и Финикии. Тем не менее, они сохраняли известное уважение к своему главному городу, так как не чувствовали к нему отвращения как к местопребыванию тиранов, но чтили и уважали его как святыню.
38. Таков ход вещей и таков обычай, общий для греков и варваров. Ведь объединенные в гражданские общины, они живут по общему закону. Действительно, иным путем народным массам в какой-нибудь стране было бы невозможно делать одно и то же в согласии друг с другом (в чем именно и состоит гражданский союз) или вообще вести общественную жизнь. Закон же этот двоякий, так как исходит или от богов, или от людей. Древние по крайней мере божественный закон считали выше и священнее, поэтому того, кто вопрошал оракула, весьма уважали; он приходил в Додону, чтобы
Волю Зевеса услышать с дуба с высокой листвою,
(Од. XIV, 328)
обращаясь к Зевсу как к советнику; а в Дельфы
Подкинутого сына стараясь отыскать,
Или нет его на свете;
(Еврипид. финикиянки 36)
а сын сам
Отправился, родителей желая отыскать,
В жилище Феба.
(Еврипид. Финикиянки 34)
И Минос из критян
... царствовал
Каждый девятый год собеседник Крониона мудрый,
(Од. X, 19)
который, по словам Платона, каждые 9 лет поднимался в пещеру Зевса, получая от него приказания, и затем приносил их людям. То же самое делал и Ликург, [35] подражатель Миноса; ведь Ликург часто, по-видимому, уезжал с родины и вопрошал Пифию, какие повеления ему нужно передать лакедемонянам.
39. Какая бы доля истины ни содержалась в этих сказаниях, в них верили и принимали как закон. Поэтому и прорицатели были в таком почете, что считались даже достойными царской власти, так как они объявляют нам не только при жизни, но и после смерти веления и указания богов. Так, например, Тиресий:
Разум ему сохранен Персефоной и мертвому; в Аде
Он лишь с умом; все другие безумными тенями веют.
(Од. X, 494)
Таковы Амфиарай, Трофоний, Орфей, Мусей и бог у гетов, которым в древности был какой-то пифагореец Замолксий, [36] а в наше время Декеней, [37] прорицатель у Беребиста; у боспорцев - Ахаикар, у индийцев - гимнософисты, у персов - маги и некроманты, а также леканоманты и гидроманты; у ассирийцев - халдеи, у римлян - тирренские составители гороскопов. [38] Такими же, как эти люди, были Моисей и его преемники, которые впоследствии извратили неплохое начало.
40. Итак, когда Иудеей уже открыто управляли тираны, первым Александр объявил себя царем вместо жреца. Сыновьями его были Гиркан и Аристобул. Во время распрей между ними из-за власти пришел Помпеи, низложил их обоих, разрушил крепости и взял штурмом Иерусалим. Последний представлял собой хорошо укрепленную крепость на скале; внутри крепости воды было много, зато местность за стенами являлась совершенно безводной. Вокруг крепости был проведен ров, пробитый в скале, 60 футов глубиной и 250 шириной. Из выломанного [из скалы] камня была воздвигнута храмовая стена с башнями. Помпеи, как говорят, взял город, воспользовавшись днем поста, [39] когда иудеи воздерживались от всякой работы; он велел засыпать ров и сверху набросить штурмовые лестницы. Он приказал разрушить все стены и, насколько возможно, уничтожить разбойничьи гнезда и казнохранилища тиранов. 2 таких разбойничьих притона представляли собой крепости, расположенные в горных проходах по направлению к Гиерикунту, - Фрекс и Тавр; другие - Александрии, Гирканий, Махерунт и Лисиада и те, что около Филадельфии, а также Скифополь близ Галилеи.
41. Гиерикунт - это равнина, окруженная чем-то вроде горной области, которая примыкает к ней в виде театральной сцены. Здесь находится пальмовая роща, где, правда, вперемежку растут и другие садовые и плодовые деревья, но в большинстве пальмы. Длина рощи 100 стадий; вся роща орошается потоками и полна жилищ. Здесь находятся также царский дворец [40] и сад с кустами бальзама. Бальзам - душистое кустарниковое растение, похожее на китис [41] и терминф. [42] Кору его надрезают, а сок в виде густого молока собирают в сосуды; в маленьких количествах бальзам затвердевает. Сок этот удивительным образом исцеляет головные боли, катаракты в начальной стадии, а также близорукость. Как бы то ни было, сок бальзама ценится очень высоко, тем более что он добывается только здесь. Такова и пальмовая роща, где только и произрастает финиковая пальма с плодами в виде грецкого ореха (за исключением вавилонской рощи и рощ за пределами Вавилонии на восток). Поэтому эти растения приносят большой доход. Бальзамовое дерево употребляют также в качестве душистой приправы.
42. Озеро Сирбонида велико. [43] Действительно, некоторые утверждают, что оно 1000 стадий в окружности. Однако в длину оно простирается вдоль побережья немного больше 200 стадий; у берегов озеро глубоко; вода его настолько тяжела, что здесь не нужно умения плавать: человек, погрузившийся в озеро до пупа, немедленно поднимается. Озеро полно асфальта. От времени до времени асфальт извергается на поверхность из самой глубины с пузырьками, как будто происходит кипение воды. Поверхность воды, вздуваясь, получает вид холма. Вместе с асфальтом поднимается на поверхность большое количество похожей на дым копоти, но незаметной для глаза. От этой копоти ржавеет медь, серебро, все блестящие предметы и даже золото. Окрестные жители, как только их сосуды покрываются ржавчиной, знают, что начинается извержение асфальта; затем они приготовляются к добыванию его с помощью плотов, сооружаемых из камыша. Асфальт представляет собой глыбу земли, которая сначала под влиянием тепла становится жидкой, а затем извергается наружу, разливаясь по поверхности. Потом от действия холодной воды (ибо такова и есть вода в озере) земля эта снова переходит в твердое состояние, так что ее нужно резать и рубить. Асфальт плавает на поверхности благодаря тому естественному свойству воды, в силу которого, как я уже сказал, здесь не нужно умения плавать. Никто, погрузившись в озеро, не может утонуть, но поднимается водой на поверхность. [44] Жители подплывают на плотах, вырубают асфальт и увозят такое количество, сколько каждый может взять.
43. Таково свойство этого явления. Однако, по сообщению Посидония, местные жители, будучи колдунами, применяют заклинания, а также пользуются мочой и другими зловонными жидкостями, которыми они обливают асфальт, затем его выжимают, дают затвердеть и разрезают на куски. Быть может, в самой моче уже заложено какое-то свойство подобного рода, как например в мочевом пузыре страдающих каменной болезнью образуется хрисоколла, [45] а также обнаруживается в детской моче. То, что это явление происходит в середине озера, понятно, потому что и источник огня и асфальта находится посередине. Однако извержение происходит нерегулярно, потому что движение огня, как и многих других токов воздуха, не подчиняется известному нам порядку. Подобные же явления можно наблюдать у Аполлонии в Эпиротиде.[46]
44. В пользу того, что эта земля насыщена огнем, приводят много других доказательств. Так, около Моасад показывают обрывистые обожженные скалы и во многих местах расселины и подобную пеплу почву: из гладких скал каплями струится смола, и кипящие потоки издали распространяют зловоние; там и сям попадаются разрушенные жилища. Поэтому приходится верить весьма распространенным среди местных жителей преданиям о том, что некогда здесь было 13 населенных городов, из которых главный город - Содомы - имел около 60 стадий в окружности. От землетрясений, извержений огня и горячих асфальтовых и сернистых вод озеро внезапно вышло из берегов, и огонь охватил скалы; что же касается городов, то одни были поглощены землей, а другие покинули жители, еще имевшие возможность бежать. По словам Эратосфена, который утверждает противное, территория эта некогда была озером и большая ее часть обнажилась, поднявшись над водой вследствие извержений, как это имело место и в Фессалии.[47]
45. В Гадариде также есть вредоносная озерная вода; если скот напьется ее, то теряет шерсть, копыта и рога. В озере, в так называемых Тарихеях, встречается прекрасная рыба для засола; в этой местности произрастают плодовые деревья, похожие на яблони. Египтяне применяют асфальт для бальзамирования покойников.
46. Помпеи отделил от Иудеи некоторые области, захваченные иудеями силой, и отдал Гиркану [48] верховное жречество. Впоследствии Ирод, один из его потомков, человек местного происхождения, пролез в должность верховного жреца. Ирод настолько выделялся среди предшественников, в особенности благодаря своим связям с римлянами и мудрому управлению государственными делами, что был провозглашен царем, причем эту власть он получил сначала от Антония, а затем от Цезаря Августа. Одних своих сыновей он сам умертвил за то, что они будто бы злоумышляли против него, а других после смерти назначил наследниками, отдав им части своего царства. Цезарь почтил сыновей Ирода, его сестру Саломею и ее дочь Беренику. Сыновья его не были счастливы. Они подверглись обвинениям, и один из них [49] окончил жизнь в изгнании, найдя пристанище у галатов-аллоброгов, тогда как другие, [50] проявив величайшую угодливость, добились (и то с трудом) возвращения, причем каждый получил в управление тетрархию.


[1] Четырехградье.
[2] Антиохию.
[3] Текст испорчен.
[4] XVI, I, 25.
[5] XII, VIII, 19,
[6] См. XVI, I, 28.
[7] В 146 г. до н. э.
[8] По Диону Кассию (ILVIII, 41) и Плутарху (Антоний 33), имя его было Фарнапат.
[9] Букв. «Реки воды».
[10] Чтобы не отдаться в плен Кассию, Долабелла велел солдату убить себя (43 г. до н. э.).
[11] Конъектура Гроскурда вместо «город».
[12] Полуостровом.
[13] «Друг» (amicus)–термин римского международного права (см. XVI, 1. прим. 20).
[14] «Трехградье».
[15] «Божий лик».
[16] Трахоны – неровная, скалистая местность.
[17] См. прим. 16.
[18] Келесирии.
[19] Т. е. финикийского Мелькарта.
[20] Ил. XXIII, 743.
[21] «Птичий город».
[22] «Старый Тир».
[23] По сообщению Афинея (VIII, 2, р. 333), в этой битве принимали участие Сарпедон, полководец Деметрия, и Трифон-Диодот. Трифон одержал победу, но его воины были затоплены приливной волной.
[24] См. I, 3–4; X, 13.
[25] На этом месте Ирод построил город Кесарию в честь Августа.
[26] См. § 37 ел.
[27] Город «Отрезанных носов».
[28] «Разрыв».
[29] Т. е. из Аравии Петреи (XVI, IV, 21).
[30] XVI, 28.
[31] Экскурс о Моисее и основании Иерусалима взят Страбоном из Посидониевой «Истории Помпея». Манера Посидония ясно видна из сравнительного метода, отсутствия враждебной иудеям традиции, наличия излюбленной мысли о постепенном вырождении народностей и социально-политических и религиозных установлений. Из первоначально открытого культа «всеобщего» божества возникли отдельные религиозные «суеверия»; древняя «справедливость» постепенно уступала стремлению к властвованию и первобытная свобода превращалась в тиранию (ср. RE, Poseidonios, стлб. 639).
[32] Страбон, по-видимому, имеет в виду почитание быка у египтян. Бык считался в древнем Египте символом могущества божества.
[33] Т. е. основать город и построить храм.
[34] См. XVI, II, 28.
[35] См. X, IV, 18.
[36] См. XII, III, 5.
[37] См. VII, III, 5.
[38] XVII, I, 43.
[39] Т. е. в субботу.
[40] Построенный Иродом Великим.
[41] Китис – Medico arborea.
[42] Теребинтовое дерево – Pistacia ierebinthus.
[43] Страбон смешивает Мертвое море с Сирбонидой. Описание Сиронды относится к Мертвому морю и взято из трактата Посидония («Об океане»).
[44] Правильность описания Страбона подтверждают современные ученые (Н. L. Jones. The geography of Strabo, VII. London, 1933, стр. 294).
[45] Хрисоколла – букв, «золотой припой», быть может малахит (?).
[46] См. VII, V, 8.
[47] Конъектура Корэ и Крамера вместо «море» (thalatta).
[48] Конъектура Корэ вместо «Ироду».
[49] Архелай.
[50] Антипа и Филипп.